Найти тему

Приоратский парк в изобразительном искусстве


Сегодня в Приоратском парке проходит традиционный арт-фестиваль «Под сенью старых лип» — все участники после небольшой прогулки с экскурсией отправятся на пленэр.

К этому событию мы подготовили подборку работ художников разных лет, на которых можно увидеть Приоратский парк.

Возможно, самые ранние изображения архитектурной доминанты Приоратского парка относится к последней четверти XVIII столетия — они сохранились в коллекции Государственного музея-заповедника «Гатчина» в «Атласе по Гатчинскому дворцу».

Фасад, разрез, планы Приората. Лист из «Атласа по Гатчинскому дворцу». 1789. Государственный музей-заповедник «Гатчина»
Фасад, разрез, планы Приората. Лист из «Атласа по Гатчинскому дворцу». 1789. Государственный музей-заповедник «Гатчина»

Чуть позднее была написана картина Семёна Щедрина «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля», специалисты Третьяковской галереи, где хранится это полотно, датировали работу периодом с 1799 по 1801 годы. Однако интересно, что на ней нет Приоратского дворца, который к тому времени уже был построен. Зато видно Чёрное озеро и его живописные лесистые берега.

Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля. С.Ф. Щедрин. 1799 – 1801 гг. Государственная Третьяковская галерея
Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля. С.Ф. Щедрин. 1799 – 1801 гг. Государственная Третьяковская галерея

К следующему периоду XIX века относится ещё одна работа из коллекции Третьяковской галереи — гуашь Андрея Мартынова из альбома «Виды Петербурга и его окрестностей». Ученик Семёна Щедрина тоже бывал в Гатчине и вдохновился видом на Приоратский дворец и Чёрное озеро.

Приоратский дворец. Из альбома «Виды Петербурга и его окрестностей». А.Е. Мартынов. 1817 г. Государственная Третьяковская галерея
Приоратский дворец. Из альбома «Виды Петербурга и его окрестностей». А.Е. Мартынов. 1817 г. Государственная Третьяковская галерея

Рубеж XIX – XX веков отмечен работами Николая Самокиша и Александра Бенуа — обе украсили четырёхтомное историческое исследование Николая Кутепова, который жил в Приоратском дворце, о придворной охоте.

Прогулка великого князя Николая Павловича с супругою своею Александрой Фёдоровной и свитою в Гатчине. А.Н. Бенуа. 1907 г. Иллюстрация к исследованию Н.И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси»
Прогулка великого князя Николая Павловича с супругою своею Александрой Фёдоровной и свитою в Гатчине. А.Н. Бенуа. 1907 г. Иллюстрация к исследованию Н.И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси»

В графике XX века мы можем видеть тихую гладь Филькиного озера — это литография архитектора, художника, доцента ЛИСИ, старшего научного сотрудника Гатчинского дворца Льва Абрамова.

Гатчина. Приоратский парк, вид на Филькино озеро. Л.К. Абрамов. 1947 г. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Гатчина. Приоратский парк, вид на Филькино озеро. Л.К. Абрамов. 1947 г. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева

А какие картины с Приоратским парком вам нравятся больше всего? А может быть, и вас вдохновил этот старинный парк? Поделитесь с нами в комментариях!