Найти тему
Загадки истории

В соболях и золоте, как метод агитации: почему большевики в гражданскую войну позволяли себе носить роскошные вещи ?

Гражданская война в России. Всё известно: красные против белых, бедняки против богачей. Но были в те годы объединения людей, которые стояли особняком. Во-первых, анархисты, махновцы, про которых я писала ранее статьи. Но здесь их не будем трогать.

Во-вторых, казаки.

С казачеством всё было очень непросто.

Особое сословие

Казачество формировалось веками. Крестьяне убегали на Дон и на другие реки, лихие люди уходили подальше от взора властей и так далее. В итоге получилось особое сословие, которое, с одной стороны, отстаивало свою землю, а проживало это сословие на территории Российской империи, с другой стороны не причисляло себя ни к русским, ни к подданным империи. Как-то так.

Со вторым были, конечно, проблемы, потому как казаки все же оставались подданными империи, даже несмотря на то, что своё подданство отрицали, считая, что Родина и государство для них – Дон. Низовья великой русской реки.

С первым же никаких проблем не было. Казак – он и есть казак. Это не крепостной мужик. Свободный человек.

Это очень важно понимать, потому что вот эта идея отделения, самоуправления в казачестве была актуальна всегда.

И, когда началась Гражданская война, то казаки продолжали держаться особняком. Большевики, конечно, в них увидели врагов. Потому что Российская империя в отношении казачества проводила, на мой взгляд, очень грамотную политику.

С одной стороны, донцам и прочим не мешали чувствовать себя свободными людьми, не особо относящимися к России. С другой стороны, казаков использовали во благо империи.

Ведь что такое казачество? Это военизированное объединение людей. Даже не объединение, а так и будем говорить: сословие. Так и привыкли: сами мы свободные и независимые, но можем послужить государю во имя России и православия.

Казаки воевали за империю, они служили и при дворе, в качестве телохранителей. А, помнится, в 1905 году они еще и народ разгоняли, который вроде как был безоружным. Но это не точно.

Если упрощать, то казаки к 1917 году привыкли, что являются все же частью империи. И выступили на стороне белого движения.

Большевики-агитаторы

Но не всё было так просто. Во-первых, со временем, казачество расслоилось. Естественный процесс. Одни были зажиточными, другие – бедными. Во-вторых, большевики не упускали возможности провести агитацию.

У Шолохова неплохо про это написано в книге «Тихий Дон».

Юрий Слезкин в книге «Дом правительства» цитировал Сталина, который видел в казаках «оплот деникинско-колчаковской контрреволюции». Иосиф Виссарионович обосновывал это тем, что казаки давно были прикормлены монаршей властью, имели привилегии и так далее.

Это убеждение было довольно логичным.

По факту, получилось так, что верным Деникину остался только отряд есаула Василия Чернецова. Это подразделение было полностью разбито. Сергей Бунтовский в «Истории Донбасса» написал о сокрушениях Деникина. Дескать, казаки находились в полном моральном разложении, а только Чернецов был готов стоять до конца.

Я бы не стала утверждать, что белогвардейцы проиграли только лишь из-за того, что лишились поддержки казаков. Но это был серьезный удар по ним.

Возникает вопрос: а чего же казачки решили переметнуться к красным?

Несколько причин было.

Первая – это то, что среди казаков хватало бедняков, которым ни монархия, ни власть богачей не нравились. Их вполне устраивали появившиеся советы. Только вот проблема была в том, что большевики узурпировали власть и серьезно исказили идею с советами.

Вторая причина – это, пожалуй, то, что умело велась агитация большевиками.

Много сторонники коммунизма рассказывали про то, какая хорошая будет дальше жизнь. Когда надо было – давали казакам гарантии, что автономия на Дону и в других местах сохраниться. Получилось, конечно, совсем по-другому, но на то и агитация.

Вот и шубы с золотыми перстнями тоже были элементами агитации.

Предметы роскоши

Ольга Грейгъ в книге «Сталин. Тайные страницы жизни вождя народов» описывала тайкой случай: однажды в казачью станицу нагрянули молодые люди, довольно приветливые. И, что самое главное, очень хорошо одетые: в дорогих шубах, с золотыми. Парни эти агитировали за советскую власть, раздавали пачки николаевских денег.

Правда, купюры были поддельные. Большевики сами их печатали в том количестве, в каком нужно было.

Но многие казаки верили, что при советской власти жизнь станет замечательной.