Найти в Дзене
Владимир Шулояков

Не хочешь ходить в чужой монастырь - построй свой и живи в нём свободно.

Прошлой зимой я с друзьями на автомобиле отправился в путешествие по русскому северу, конкретно по своей любимой Архангельской области, и по случаю, оказавшись рядом со старинными труднодоступными монастырями, заезжал в них, чтобы полюбоваться тишиной и размеренностью людского бытия в окружении девственной природы, а заодно и позадавать монастырским жителям вопросы, на которые я долгое время не мог найти ответы самостоятельно. Мне было очень интересно, почему люди, которые по какой-то причине казались мне какими-то особенно добрыми, спокойными, мудрыми и разумными, в какой-то мере познавшими истину и максимально приближенными к богу, вдруг отвернулись, отреклись от мира, в котором родились, в котором прожили всю жизнь, благодаря которому научились быть спокойными и мудрыми, и ушли в монастырь, спрятавшись за высоким каменным забором?! Ведь смысл жизни, а точнее сама жизнь заключается в её изучении, которое возможно только в отношениях, в ежедневном общении, во взаимодействии друг с другом, в постоянном обмене жизненным опытом, во взаимной радости или ненависти друг к другу, а не в изоляции друг от друга, жизнь - это интеллектуальный, духовный и нравственный прогресс, а не одиночество взаперти. 

И вот, встречая в монастыре или его окрестностях какого-либо монаха, я заводил с ним беседу и задавал ему один и тот же вопрос: "Почему ты, такой спокойный и премудрый, добровольно запер себя в каменной тюрьме, когда в мире столько несчастных людей, которым бы ты мог помочь своими знаниями?". Я говорил с достаточно мудрыми людьми, судя по их чинности, скромности, сдержанности, размеренности слова, в принципе немногословности, непоколебимому спокойствию и умеющими дать определение любви и богу, но ни один из них не смог мне ответить на мой простой вопрос, они всегда говорили примерно одно и то же: "У каждого свой путь к спасению души, к богу". Под конец нашего путешествия мы случайно заехали ещё в один монастырь под Каргополем, где нас встретил какой-то рыжебородый батюшка и сам предложил нам провести экскурсию по монастырю. Это был иеромонах Вениамин, он оказался одним из мудрейших и спокойнейших людей, которых я встречал. Он тоже не сказал мне ничего нового, но мне очень понравились его слова про монахов. Он сказал, что подавляющее большинство служителей монастыря - это глубоко больные люди, гораздо более больные, чем обычные люди в миру, и именно поэтому они добровольно ушли в монастырь от своих страстей, чтобы не искушаться, чтобы не причинять миру боль своими слабостями, хорошо им известными. А молчаливы они со случайными встречными, потому что не хотят ранить их своим несовершенным словом и потому что не хотят сказать лишнего, то есть личного, а посему за ответом всегда отсылают к старшему, к игумену или владыке, ибо они более мудры, объективны и благоречивы. На вопрос, в чём заключается близость к богу в одиночестве, если бог есть любовь, есть жизнь и есть всё, он так и не смог мне ответить. 

По возвращении домой я нашёл в интернете и списался с их главным - игуменом Феодосием, он оказался невероятно добрым и мудрым человеком, который в прошлом также был путешественником и самостоятельно добрался на старинной поморской ладье аж до Аляски. Мы с ним мгновенно и очень добро подружились и договорились, что летом в ходе нашего таёжного путешествия мы командой из пятидесяти-семидесяти мототуристов приедем к ним в гости в монастырь и устроим настоящий духовный фестиваль у костра, где он с радостью ответит на все наши вопросы и покажет всё на личном примере их быта. И вот, именно эти двое настоятелей монастыря, игумен Феодосий и иеромонах Вениамин, ни разу не являются отшельниками, они никуда ни от кого не убегали и не прятались от мира сего, а наоборот, ведут очень активную и бурную просветительскую деятельность в интернете, проводят службы в близлежащих церквях, читают проповеди, причащают, исповедуют, с каждым встречным охотно и с радостью общаются, индивидуально и очень добро, с искренней любовью, на простом понятном языке, без какого-либо намёка на церковность, православие и библию, ибо они преследуют цель совершенствования окружающего мира, они просто обычные нормальные общительные люди, в отличии от тех нескольких первых, что я встретил днём ранее.

После общения с Вениамином, а также после просмотра нескольких интервью и документальных фильмов о жителях монастырей, я искренне зауважал этих людей, которые уходят служить в монастырь, не сумев добровольно смириться, то есть самостоятельно достигнуть гармонии с окружающим миром. Представьте себе, у человека есть слабости, например, сквернословие, лживость, злость, ненависть, обидчивость, ревность, похоть, зависть, алчность, алкоголизм, склонность к насилию, недовольство жизнью и так далее, которые приносят боль не только ему самому, но и его окружающим, и он сам по собственному желанию, дабы не причинять своими страстями боль своему окружению, отправляет себя в исправительно-трудовой лагерь и запирается в настоящей тюрьме за высоким каменным забором, где живут такие же несчастные люди. Лично у меня такой человек вызывает только уважение, потому что, несмотря на свои слабости, он честен, а его поступок благороден. 

Подавляющее большинство людей на нашей планете искренне считают себя здоровыми, при этом ежедневно, как ни в чём не бывало, позволяют себе перебивать других в разговоре, спорить с окружающими, повышать голос на близких и коллег, оскорблять соседей, ругаться матом, лгать, применять физическое насилие, сексуально желать представителей противоположного пола и посягать на их свободу, убивать других жителей (другие живые существа), делать аборты, красть и так далее, а эти ребята сами смогли увидеть в себе болезнь и, понимая, что не могут самостоятельно с ней справиться, находясь в обществе, решили сами себя изолировать от внешних объектов искушения, чтобы избавиться от своих пороков и стать лучше. Разумные алкоголики и наркоманы, желающие себе светлого будущего и счастливой жизни, именно так и поступают, по доброй воле отправляясь в реабилитационные центры.

Я с таким же искренним уважением и восхищением отношусь и к верующим, религиозным, воцерковлённым, культурным и искусственным людям, потому что если наша вера, религия, церковь, культура или искусство помогают нам меньше причинять насилие окружающему миру, помогают нам меньше грешить, помогают духовно и морально-нравственно развиваться, делая нас свободнее, сильнее и счастливее, а наш окружающий мир добрее, чище и красивее, то и слава богу, это очень здраво, разумно и в итоге созидательно. Несмотря на наши внешние различия и образ жизни, внутри мы все без исключения больные люди, полностью здоровых или иным словом святых, здесь нет и не может быть, ибо наша жизнь по своей сути является образовательным, воспитательным, исправительным, оздоровительным или исцеляющим мероприятием - кому что ближе и понятнее. 

Слабости, то есть болезни, у каждого свои, но внешнее проявление у них одинаковое - все они так или иначе ранят окружающих, нанося им разного вида ущерб или травмы, потому что мы попросту не умеем их сдерживать, в этом наша проблема. И эта проблема решается исключительно посредством личных отношений с окружающим миром, потому что только совершив какое-то деяние по отношению к другому, мы можем увидеть его реакцию на наши действия, проанализировать ситуацию, сделать выводы и в следующий раз в похожем случае поступить более благоразумно и созидательно, не причиняя никому боль. Как позывает практика, мы ничего не умеем принимать на веру, а посему нам остаётся только личный опыт, только многочисленные грабли. Все читали детские сказки, пословицы и поговорки, библии и уголовный кодекс, Мастера и Маргариту, а толку-то...

Как известно, от себя не убежишь, поэтому лично я вижу более эффективным и разумным не прятаться за стенами чужих монастырей, а ежедневно строить внутри себя свой собственный, фундамент которого состоял бы не из внешних законов и правил, а из сугубо внутренних, которые доступны каждому, таких как: сочувствие, совесть, разумность, честность, искренность, здравый смысл, рациональность, логику, личные наблюдения и личный жизненный опыт. Если мы сможем оградить наш личный внутренний монастырь такими невидимыми стенами, которые бы эффективно сдерживали все наши дурные, пошлые, корыстные и иные насильственные помыслы, слова и действия, а всю нашу добрую, позитивную, созидательную и благотворную искренность беспрепятственно пропускали бы наружу, то нам больше не придётся прятаться за чужими внешними стенами, жить по чужим внешним правилам и пользоваться чужими внешними ограничениями - мы просто станем свободными людьми, внутри себя. А с внешним миром нам в любом случае придётся взаимодействовать и мириться, ибо он есть непосредственное отражение нашего внутреннего, и нам от него никуда не деться, как бы мы ни старались и не хотели этого, поэтому и говорится: "Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты". Изменяешь внутри себя своё отношение к внешнему миру - изменяется и сам внешний мир, этот процесс и называется осознанность, просветление, жизнь, любовь или счастье. Есть замечательный анекдот на эту тему, который я очень люблю: 

Пришёл ученик к мастеру и спросил:

- Что вы делали до просветления? Как жили?

Мастер ответил:

- Колол дрова, носил воду, готовил еду.

- А что вы делаете после просветления? – спросил ученик.

- Колю дрова, ношу воду, готовлю еду – ответил мастер.

- А что же изменилось?

- Да всё!...

И это, действительно, так.

#Нужнопростожить