Найти в Дзене
Канал GekataSova

Что самое важное в Боге?

Подготовка материала по тотемам, вылилась в довольно интересную и сложную тему взаимоотношений человека и животного.

Обратимся к эпохам Палеолита и Неолита на Переднем Востоке.

Наверное, каждый, еще со школы, в курсе про мамонтов, на которых древние люди охотились сообща. Казалось бы, тут нет ничего экстраординарного, мамонт нужен был древним людям для пропитания. Но вот, когда исследователи сопоставляют количество останков людей и останков пойманных мамонтов, то выходит что количество убитых мамонтов значительно превышает совокупную потребность в пищи. Оно, конечно, понятно, что мы тоже в супермаркете порой набираем на неделю продуктов больше, чем реально требуется для оптимального рациона питания. Хитрые маркетологи нас специально подталкивают к затариванию продуктами, но, вот в случае с охотой, есть большой риск погибнуть. И вот согласитесь, с целью поесть, проще пойти и поймать кролика или птицу, или еще какой то некрупный источник диетического мяса. Дело в том, что ловля мамонта, или убийство самого крупного животного, быка, зубра, медведя это, вероятнее всего, ритуальное убийство. Так что мамонты это не только и не столько ценный мех и мясо.

Древний город
Древний город

И тут утилитарная тема питания и выживания переходит в сугубо религиозную . Собственно говоря, что для человека есть бог (боги)? А точнее, что для человека самое важное в боге? Причем, для любого человека, любой эпохи, любого вероисповедания, любого народа. Важно ли как он выглядит, какой формы, из чего состоит? Отнюдь. Важно по сути одно, чтобы бог превосходил по силе и могуществу нас самих. В магии есть такой прием, как инвокация, т.е. "призывание высших", где маг становится вместилищем Силы, которая превосходит его собственную. Иначе какой смысл обращаться к высшему за помощью, если эта сила будет равнозначна человеческой.

Бог нашей эпохи это нечто агностическое, трансцендентное, едва ли доступное для познания. При этом неизменным осталось то, что человеческое сознание продолжает наделять бога сверхчеловеческими способностями. Сила и Всемогущество - вот главные конкурентные преимущества бога любой культуры.

Библейские мифы повествуют о том, как бог евреев Яхве демонстрирует свое превосходство перед богом филистимлян Дагоном, роняя его идол, а также перед богами Египта, насылая казни на египтян.

Как выражалась Сила для человека времен палеолита-неолита?

По, всей видимости, выражением такой Силы становится самое сильное животное, которое способно забить других животных. На переднем востоке - это Бык (Вол); у славян Медведь; у северных народов Як, Зубр. Что хочет человек, глядя на этих животных? Есть? Вряд-ли, скорее он хочет получить его Силу. Как это сделать? Убить его, и взять себе его часть: клыки, рога, шкуру, отсюда, так называемая, контагиозная магия.

Не просто убить, а убить ритуально, отсюда жертвоприношения. Наиболее, часто упоминаемые в Библии животные, приносимые в жертву: бараны и волы (быки).

Прослеживается тесная связь между обожествлением быка и жертвоприношением быка. Например, бог Дионис быкоподобен*, и в то же время в его честь совершается жертвоприношение быка

Бык
Бык

На территории современной Турции находят древние города-святилища. Один из таких городов Чатал-Хюют, где найдено множество рогов и изображений бычьих голов, вмонтированных в стену. Рога и бычьи головы на древних сооружениях указывают на их священность.

Когда Моисей продолжительное время не возвращается с горы Синай, Аарон, по просьбе евреев, отливает из золота Тельца. Не случайно же это именно Телец. Именно бычий образ и воплощал собой божество и сверхсилу. Позднее, бычье изображение трансформируется в полиморфное, и объединяет в себе нескольких животных. Наиболее известное, из них Керубим (Херувим), тетраморф, сочетающий в себе льва, быка, орла, человека.

_____________________________________________________________________________

*Из гимна в честь бога Диониса: О, гряди, Дионис благой, В храм Элеи, В храм святой, О, гряди в кругу хариты, Бешено ярый, С бычьей ногой, Добрый бык, Добрый бык!