«Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно», – заметил однажды Чехов в своей записной книжке. Так и наша героиня, Юлия ЗИНЧЕНКО, с годами стала всерьез задумываться, что она оставит в этом мире после себя.
На пути к забытой мечте
В доме у Юлии атмосфера как в художественной студии: множество прекрасных акварельных пейзажей, портреты карандашом в графическом стиле. Хотя по образованию она – математик, окончила в юности Красноярский госуниверситет, работала преподавателем в краевом техникуме информатики и вычислительной техники, однако спустя годы все же взялась за кисть.
– Я училась в Минусинской детской художественной школе, – вспоминает Юлия, – Сергей Бондин преподавал у нас композицию – потрясающий художник и человек!
Мне очень нравилось рисовать. Но после школы жизнь потекла по другому руслу: университет, семья, ребенок, в общем, насущные будничные заботы. А когда дочь выросла – захотелось снова попробовать рисовать. В 2016 году я попала в любительскую художественную студию под руководством Виталия Григорьевича Валькова «Аля Прима».
Очень подробно помню первый урок, даже в чем была одета – настолько знаковым в жизни стало для меня то событие. Участницы студии как раз рисовали натюрморт, что предложил сделать и мне Виталий Григорьевич. Сейчас как вспомню – руки тряслись от волнения, столько лет не брать в руки кисть! Когда Виталий Григорьевич оценил мою работу на тройку с плюсом – это было высшей похвалой.
С тех пор Юлия стала регулярно посещать «Аля Приму», несмотря на обычную рабочую занятость, как и у большинства людей.
– Раньше часто повторяла: «некогда, некогда», и так и спешила по жизни с этими словами, – говорит она. – Работа, рутина, суета... Но потом произошла одна история. Моя одноклассница и подруга с детства Вера Овчинникова, которая живет сегодня в селе Табат Бейского района, начала вместе с супругом строить церковь в своем селе. Тогда это событие удивило многих наших одноклассников. Но потом, когда все увидели результат – возведенный храм и службы в нем, – многие задумались: а что я оставлю после себя? Ведь не сводится же в жизни все к зарабатыванию насущного хлеба, должно быть что-то выше. Так я и вспомнила о своей детской мечте – писать картины. Часть своих работ уже подарила в Минусинскую воскресную школу, Саяногорский краеведческий музей и просто друзьям. Одна работа – зимний сельский пейзаж – поселилась и у Веры в Табате...
Рисование как лекарство
Пишет картины Юлия в основном акварелью, прелесть которой – воздушность и недосказанность.
– Техника акварели по влажной бумаге – одна из самых трудных, – рассказывает художник-любитель. – Сколько бумаги я перепортила поначалу! Но почувствовать степень влажности бумаги, ощутить, как растекается краска – это волшебно, а с опытом улучшается и техника письма.
Еще одна сложность акварели – рисование с натуры на природе. Акварель и бумага быстро сохнут, особенно на ветру. Поэтому нередко мы пишем свои работы с фотографий, что-то добавляя из памяти (по наблюдениям) или из воображения. Но выездные пленэры летом у нас в «Аля Приме» все равно проходят. Часто на природе мы делаем зарисовки карандашом, потом картину акварелью пишем уже в студии или дома. Для меня самое важное в работе – не достоверность, а состояние. Передать нежность зари и густые краски заката, дуновение ветра и свежесть дождя.
Рисование для меня – это еще и лекарство от всех болезней. Приходишь в студию вечером после работы и будто обнуляешься. Все заботы «смываются», как под душем, чувствую себя отдохнувшей, несмотря на то, что сидела за мольбертом.
Такой термин, как арт-терапия, недаром появился: рисование действительно лечит. Год назад в Москве я участвовала в курсах по карандашной графике видеоблогера Егора Матиты, у которого прежде обучалась через интернет. Так что теперь рисую еще и портреты карандашом. Так вот, Егор Матита утверждает, что рисование – это арт-терапия для детей и взрослых, а наслаждаться рисованием можно и не имея художественного образования. Я с ним согласна, рисовать может каждый. Посмотрите на детей: у них и мысли нет, что что-то может не получиться. Они просто берут карандаши и рисуют. Мы же, взрослые, часто очень закомплексованы.
Где найти время на то, что любишь?
Сама Юлия помимо живописи и графики увлекается еще бальными танцами. Еженедельный график нашей героини получается достаточно плотным.
– Если нам действительно что-то нравится – мы всегда найдем для этого время, – считает художник. – Например, в «Аля Приме» уже несколько лет пишет чудесные картины акварелью Надежда Степная. В свои 72 года она также ходит на йогу, в походы на Ергаки зимой и летом. Если чего-то очень сильно захотеть и правильно распределить время – всё получится.
Наша студия «Аля Прима» старается участвовать во многих художественных выставках, за что особая благодарность руководителю Виталию Григорьевичу Валькову. Он вселяет в нас уверенность, вдохновляет на что-то новое. Благодаря ему в ноябре 2022 года мы поучаствовали в выставке Союза художников Республики Хакасия в Абакане. Вначале не верилось, что для нас это возможно, ведь мы не профессиональные художники, а любители. Но с легкой руки Виталия Григорьевича всё получилось! Три наших картины – Веры Диановой, Юлии Ямщиковой и моя – демонстрировались на этой выставке.
А позже организаторы абаканской выставки сообщили Юлии, что ее картину «Дороги Хакасии» они рекомендовали на межрегиональную выставку в Барнауле, которая проходит там раз в четыре года. Барнаульцы увидят акварельную работу нашей землячки в июне этого года.
– Не бойтесь заглянуть в себя и отыскать там свою детскую мечту, – советует Юлия. – Если вы очень этого хотите – ее еще можно осуществить.
Р.S. «Художники пишут глазами любви», – заметил как-то немецкий поэт Готхольд Эфраим Лессинг. В картинах Юлии Зинченко и вправду отражена та любовь окружающего мира, которую она смогла уловить и передать на своих легких акварельных полотнах. Пожелаем ей (и нам всем!) успехов в творческих начинаниях!
Фото автора
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №19 (18.622) от 11.05.2023