Весь первый квартал 2023 года китайская экономика росла лучше ожиданий. Проблемы начались в мае, когда начали постепенно узнавать экономические данные КНР за апрель – сначала апрельский индекс PMI оказался ниже 50, а затем вышли данные, которые показали существенное сокращение импорта (в том числе ресурсов). Не понравились инвесторам и практически нулевые значения по инфляции, а также чрезвычайно низкие объемы кредитования вместе с меньшим, чем ожидалось, ростом объема розничных продаж в апреле.
Такое положение дел заставило экономистов полагать, что резкий рост потребления, наблюдавшийся после снятия карантина, наконец исчерпал себя – вероятно, китайские граждане ограничились краткосрочными расходами в секторе услуг (рестораны и короткие путешествия), в то время как крупные траты в товарном сегменте (покупка недвижимости или автомобилей) так и остались на низком уровне.
Причиной такого слабого внутреннего спроса стала низкая уверенность потребителей в своей трудовой занятости, которая в свою очередь вызвана негативными тенденциями в экономиках развитых стран: рецессия в западных странах приводит к снижению спроса на китайский экспорт, в результате чего уменьшается загруженность китайских заводов, на которых работает большинство китайского населения – в конце концов обычный китайский рабочий не видит роста зарплат и предпочитает экономить «на всякий случай», особенно после многократных, длительных и порой неожиданных локдаунов во время пандемии коронавируса в КНР.
Ожидания на этот год
Пока мы ожидаем роста китайской экономики в 2023 году на 5,5%, что выше официальной цели правительства в 5%. Проблема заключается в том, что текущее снижение темпов роста ВВП может не только продолжиться, но и ускориться в последующие годы – например, МВФ предрекает рост китайской экономики менее чем на 4% в год уже к 2026 году. Рост ВВП является основой для роста фондового рынка любой страны – если раньше инвесторы закрывали глаза на внутри- и внешнеполитические риски КНР из-за резкого роста его экономики и, соответственно, быстрой окупаемости инвестиций, то со снижением темпов развития Поднебесной они начинают задумываться, стоит ли вкладываться в рынок, риски которого остались на том же уровне или даже повысились, а ожидаемая доходность, наоборот, сократилась.
Влияние китайский экономики на другие рынки
Согласно подсчетам МВФ, каждый дополнительный 1% роста экономики КНР приводит к росту остальных экономик на 0,3%, поэтому влияние Китая на мировую экономическую ситуацию сложно переоценить. Наибольшее влияние от замедления китайской экономики, однако, почувствуют на себе ближайшие соседи, которые обслуживают китайский спрос – Южная Корея, Тайвань, Юго-Восточная Азия и Австралия. Европейские экономики и экономика США вряд ли испытают на себе последствия проблем в Китае – пока больше китайская экономика зависит от ситуации в западных странах, нежели наоборот.
Замедление китайской экономики также может усугубить падающий глобальный спрос на энергоресурсы, что в свою очередь может привести к дальнейшему снижению цены на нефть и газ. Однако еще сильнее рискуют снизиться цены на металлы, ведь экономика КНР потребляет около 60% мировой добычи железной руды и около 50% мирового производства рафинированной меди, никеля и цинка.