"Против кого дружите, девочки?" – эта мужская шутка часто воспринимается женщинами с обидой. В ней, как и во всякой шутке, есть та доля истины, которая делает её горькой правдой. Людей (и гендер вообще не при чём!) объединяет противостояние. Дружба зарождается из осознания своей особенности и отчуждённости от остального мира.
Девочки, точно так же, как и мальчики, находят друг друга, протягивают руку помощи, встают на защиту. Или просто чувствуют, что понимают друг друга и принимают такими, какие есть, без условий и претензий.
У меня лично есть три подруги из разных периодов жизни, с которыми мы до сих пор вместе. Одна школьная подруга, одна университетская, и одна, можно сказать, из роддома) Проверенные временем, настоящие.
Иногда такая дружба не испытывает особых потрясений и длится всю жизнь. Иногда само время оказывается временем перемен и изменяет и людей, и саму их дружбу.
Автор: Аваллоне Сильвия
Переводчик: Ложкина Зинаида
Издательство: Синдбад, 2023 г.
Страниц: 608 (Офсет)
Авалоне рассказывает нам историю дружбы девочек, которым в 2000 было по 14 лет. Их взросление пришлось на возникновение эры интернета. Компьютеры не просто ворвались в жизнь, они её перевернули. Как это сказалось на подростках? А вот читайте!
О чём?
Элиза с братом и мамой переезжает из одного провинциального городка в другой: её родители решили воссоединиться после 13 лет развода.
Беатриче живёт в Т. с рождения, у неё идеальные родители, красивые брат и сестра, сама она идеальная дочь. В богатом ресторане за соседними столиками две эти семьи выглядят как противоположности. Но именно Беа утешает Эли после неприятной семейной сцены. Они понимают друг друга с первого слова.
В новом месте Эли неуютно, непривычно и одиноко. Единственная отдушина – библиотека, чтение. Здесь она встречает красавца Лоренцо. И в историю девической дружбы вплетается история первой любви.
Если вы любите романы Ферранте, то и этот вам будет по душе. Подростковые любовные страхи и страдания, неумеренно преувеличенные и переоценённые, осложняются запутанными семейными отношениями, детскими травмами и особенностями характера и воспитания обеих девочек. Но дружба переживает нелёгкие времена и закаляется в горниле времени.
И вот подруги уже учатся в университете Болоньи. Именно здесь становится очевидно даже не то, что девушки разные, просто их пути в жизни должны быть почти противоположными. Наступает пора расстаться. Но Эли не хочет, и это приводит к трагедии.
Что понравилось?
Отлично нарисованы характеры. Сюжет и конфликты настоящие, жизненные, с живыми яркими деталями, особенно подробно и пристально рассмотрен подростковый период. И это правильно с точки зрения формирования личности.
Хороший язык. Отлично вплетены в повествование ссылки на книги, которые девочка читает – Эли станет филологом, и мир литературы для неё родной и близкий. Я не так хорошо знакома с итальянской литературой, поэтому некоторые имена были открытием. А вот встретить на страницах книги любимого мною поэта Серебряного века Осипа Мандельштама было удивительно приятно.
Сама постановка вопроса о том, как развитие компьютерных технологий меняет людей – и в лучшую ли сторону – мне кажется актуальной. Но тут очень интересный акцент. Личность блогера – это маска, абсолютная выдумка, отретушированная фотография без капли правды.
Автор находит отличную метафору высушенной розы с могилы матери Беа: человек, помещающий себя на экран монитора – это уже не живой человек с его ошибками и юношескими прыщами. Это образ, не имеющий ничего общего с реальностью.
На Беа мы смотрим глазами Эли, а это глаза почти не повзрослевшего подростка, глаза эгоистичные и довольно предвзятые. Эли замечает каждый промах Беа по отношению к себе. Но и Эли тоже эгоистка. И это нормальный эгоизм растущей и развивающейся личности, когда свои интересы и проблемы ставятся во главу угла, свои чувства исследуются скрупулёзно, свои трагедии кажутся вселенскими.
Как говорится, обе они хороши)
Что не так?
Поначалу мне показалось, что роман скатится к описанию именно юношеских страданий ниже пояса, а они настолько полно и подробно описаны в современной литературе у той же Ферранте или Байетт, что я почувствовала разочарование. Ну сколько можно?! Но нет, там есть и то новое, другое ради чего стоит читать)
Хотя предупреждаю: много чувств, эмоций и экзальтации. Книга девическая, женская, да ещё итальянская. Будьте готовы.
Наконец, меня сильно удивила сама ситуация в конце романа – длительность и плотность разрыва, зацикленность героини на своей застарелой обиде.
Мне казалось, что сейчас все настолько сильны в психологии, что давным-давно знают о сепарации и её механизмах. А также о том, что каждый человек должен искать опору не во внешнем, не в других людях, а в себе самом. Только в этом случае любой союз долговечен: и брачный, и дружеский.
Сейчас читаю "Элизабет Финч" Барнса, и там красиво высказана мысль, противоположная Толстовской о счастливых семьях. Барнс считает, что, напротив, счастливые семьи по-разному счастливы, а у несчастных есть общий алгоритм несчастья.
Друзья мои, я бы поспорила с обоими. И у счастья, и у несчастья в семье алгоритм не универсальный, а очень-очень индивидуальный. Но есть и правда одна зацепка: люди не могут быть счастливы, если они не умеют прощать. Жить вместе и быть абсолютно независимым и свободным просто невозможно. Мы должны подстраиваться, приспосабливаться, считаться с другими и – главное! – стараться не обижать и не обижаться. Вот такие мысли.
А книгу читать советую тем, кто любит разбираться в семейных отношениях: детско-родительских, подростковых, партнёрских. Здесь есть интересная история и спорные мысли, а это же самое главное в книге.
А может, уже читали? Захотелось прочитать?
Подписаться на мой канал здесь или в ОК, ВК и ТГ