Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

"Ретроспектива 70-х": Led Zeppelin

Несмотря на то, что рубрика называется "Ретроспектива 70-х" для "Led Zeppelin" я рискнул сделать исключение включив в обзор два альбома 1969-го и один -1982 года. Ну ведь в самом деле, нет смысла из-за трёх альбомов писать отдельные публикации в других рубриках. Тем более что по времени они совсем рядом с тем десятилетием о котором идёт речь.

Я до сих пор не могу однозначно определиться по поводу своего личного отношения к этой группе. При этом я не только признаю её величие и тот вклад, которые "LZ" внесли в развитие рок музыки, но и имею в коллекции все их альбомы часть которых на фирменном (и весьма не дешёвом) виниле. Иногда я эти записи переслушиваю часто, но порой случаются перерывы на год и более. Как сейчас например. Ну вот так, навскидку, последние года полтора, а то и все два я "Цепеллинов" не слушал. Но не факт, что завтра или послезавтра мне не захочется переслушать один-два, а то и все девять их студийных альбомов. Но то, что будет (может быть) потом, это всего лишь из области предположений. А сейчас...

... Сейчас давайте вспомним как это было. И начнём с того года, когда автор этих строк только-только встретил свою третью весну. То есть речь о 1969-м.

На самом деле альбом, который так и называется Led Zeppelin ( Led Zeppelin I ), был записан ещё в октябре 1968-го в лондонской Olympic Studios, то есть буквально месяц спустя с момента официального образования коллектива (сентябрь 1968-го). Но пластинка, выпущенная лейблом Atlantic Records, стала официально доступна любителям музыки начиная с 12 января 1969-го( в США альбом вышел 17 января 1969 года, а в Великобритании - 28 марта того же года (как раз 28 марта я отмечал свой третий День Рождения).

Поскольку предистория появления Led Zeppelin в том виде,в каком группу знают все - не слишком длинная, то перескажу её вкратце ещё раз. Ну или процитирую. Поскольку это сухие факты по сути.

В августе 1968 года британская группа The Yardbirds распалась. Гитарист Джимми Пейдж сохранил права на название группы и контрактные обязательства, в которые входила серия концертов в Скандинавии. В свой новый состав Пейдж пригласил вокалиста Роберта Планта, бас-гитариста Джона Пола Джонса и барабанщика Джона Бонэма. В сентябре 1968 года группа провела гастроли по Скандинавии как The New Yardbirds, исполняя как старый материал группы, так и новые песни: «Communication Breakdown», «I Can’t Quit You Baby», «You Shook Me», «Babe I’m Gonna Leave You» и «How Many More Times».

Именно по возвращении с этих гостролей в Англию, изменив название группы на Led Zeppelin, Пейдж, вместе с остальными музыкантами отправился в лондонскую Olympic Studios записывать дебютный альбом.

В интервью 1990 года Пейдж рассказал, что на запись альбома ушло в общей сложности 36 часов студийной работы (на протяжении двух недель): он отметил, что знает эту цифру точно — по счёту, который был группе выставлен. А поскольку на момент записи контракт с Atlantic Records ещё не был подписан, то Пейдж и менеджер Питер Грант заплатили за сессии из собственного кармана - других средств, на которые можно было бы задержаться в студии, просто не было. В итоге в общей сложности на запись альбома группа истратила 1782 фунта стерлингов. Сам же альбом Led Zeppelin собрал в целом около 3.5 миллиона фунтов, тем самым в 2,000 раз превысив расходы на его запись.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=TA9Rec1qAFQ

На обложке Led Zeppelin изображён чёрно-белый снимок дирижабля "Гинденбург" через несколько секунд после воспламенения. Обложку выбрал Пэйдж, и смысл она несла в себе тот же, что и название группы. Согласно одной из версий, когда Пейдж, Джефф Бек, Кит Мун и Джон Энтвисл обсуждали идею сформировать собственную группу, Мун пошутил: «она наверное рухнет, как свинцовый воздушный шар», а Энтвисл поправил: «Свинцовый дирижабль»!

Однако "Свинцовый дирижабль" не только не рухнул, но продержался "в воздухе" как минимум полтора десятилетия, а в памяти поклонников он и сейчас барражирует над тем жалким подобием, в которое превратилась рок-сцена спустя несколько десятилетий. Конечно талантливые музыканты и коллективы есть и сейчас, но во-первых их куда меньше, чем полвека назад, а во-вторых кого из современных исполнителей можно было бы поставить на другую чашу весов ( если на одной будет тот же LZ ) чтобы эти чаши хотя бы уровнялись?

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=wO6bRjcyQN8

На обороте конверта была помещена фотография участников группы, сделанная бывшим участником Yardbirds Крисом Дрейа. Общее руководство над оформлением взял на себя Джордж Харди, с которым группа продолжала сотрудничать и в дальнейшем. Харди вспоминал, что предложил группе дизайн, основывавшийся на старом клубном символе в Сан-Франциско — фаллический цеппелин в облаках. Пэйдж отклонил этот вариант, но сохранил его для логотипа который был использован на обложках двух первых альбомов а также в некоторых рекламных плакатах.

В течение нескольких первых недель после выпуска альбома в Великобритании на обложке находились и название группы, и логотип Atlantic в бирюзовом цвете. Позже в том же году последний был заменён на оранжевый символ и с тех пор первые экземпляры с бирюзовым знаком считаются коллекционной редкостью.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=OM3kl-hg4rI

Первоначально альбом собрал в основном негативные отзывы прессы, но имел большой коммерческий успех и, впоследствии, большинство рок-критиков оценивали его очень высоко. Что касается слушателей то красноречивее всех слов выглядят нижеприведённые скриншоты о местах в чартах и сертификации:

-3

-4

Однако столь подробной информации о втором и последующих альбомах Led Zeppelin я дать уже не смогу. Иначе материал получится слишком объёмным и, возможно, для кого-то покажется утомительным. Но и "галопом по скриншотам" я тоже скакать не буду. Поэтому постараюсь найти некую "золотую середину", дабы и "волки были сыты и овцы-целы".

Не мудрствуя лукаво второй альбом Пейдж и сотоварищи назвали Led Zeppelin II . Альбом был выпущен на лейбле Atlantic Records 22 октября 1969 года, а пластинки проходила в нескольких студиях, расположенных в Великобритании и Северной Америке, с января по август 1969 года. Продюсером альбома выступил Джимми Пейдж, который уже руководил в этом амплуа созданием дебютного диска группы. Музыканты сотрудничали со звукоинженером Эдди Крамером, который внёс большой вклад в уникальное звучание лонгплея. Led Zeppelin II демонстрирует эволюцию музыкального стиля группы — на центральное место выходит гитарный звук, основанный на риффах. Многие критики считают этот альбом наиболее «тяжёлым» в дискографии Led Zeppelin.

Led Zeppelin II не только хорошо продавался, но и стал первым альбомом группы, который занял верхние строчки чартов Великобритании и США. В 1970 году арт-директор пластинки — Дэвид Джунипер был номинирован на премию «Грэмми» в категории «Лучшее оформление альбома». К 15 ноября 1999 года продажи альбома составили свыше 12 миллионов экземпляров. С момента его издания, писатели и музыкальные критики регулярно отмечают Led Zeppelin II в числе величайших и наиболее влиятельных рок-альбомов всех времён.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=HQmmM_qwG4k

«Whole Lotta Love» стала наверное первой, услышанной мной ещё в середине 70-х, композицией Led Zeppelin. И настолько она меня тогда впечатлила,что до сих пор входит в пятёрку любимых, из репертуара группы.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=uwOOFYDhAQA

Тогда, в 70-е мне почему-то казалось что фотоколлаж на обложке конверта и фотографии пилотов с вкладки имеют отношение к команде дирижабля "Гинденбург", но лишь с появлением интернета я узнал что:

...Обложку альбома создал дизайнер Дэвид Джунипер, которого участники группы попросили «просто придумать что-то необычное». Для своего фотомонтажа он взял за основу старую фотографию асов эскадрильи истребителей Jasta 11 под командованием «Красного барона» Манфреда фон Рихтгофена, т. н. «Воздушный цирк».

Все оригинальные лица были изменены или заменены, Джунипер добавил некоторым пилотам бороды и очки. В своей работе дизайнер использовал, новаторскую для того времени технику сочетания коллажа/фотографии с аэрографической иллюстрацией. Помимо участников Led Zeppelin, лица которых были взяты из публичного фото 1969 года, на фото были представлены: блюзмен Блайнд Вилли Джонсон (возможно, это был джазовый трубач Майлз Дэвис), актриса Мэри Воронов и астронавт Фрэнк Борман. Альбом в Британии иногда называли «Brown Bomber» — имея в виду контур цеппелина на буром фон.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=2f6T4DZG9yg

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=DDAF68L84Gw

Стал номерным и третий альбом группы, названный Led Zeppelin III, выпущенный 5 октября 1970 года лейблом Atlantic Records.

Песни, вошедшие в альбом, были написаны в коттедже Брон-Эр-Айр в Уэльсе, где отдыхали участники группы. В альбоме преобладают акустические инструменты, что было нетипичным для Led Zeppelin и ознаменовало изменение в стиле группы. В свою очередь это отразилось и на продажах. "Led Zeppelin III" считается одним из провальных альбомов группы в коммерческом плане и, в своё время, число негативных отзывов от музыкальных критиков значительно превышало число позитивных рецензий.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=CmxaT37yeOs

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=RlNhD0oS5pk

Моё личное мнение по поводу данного альбома где-то между (молотом и наковальней). Да, какие-то вещи действительно нетипичны для LZ и могут кому-то показаться скучными (как например «Gallows Pole», хотя на самом деле и эта вещь интересная, не зря её сам Джимми Пейдж любил), но та же «Immigrant Song» - вполне в духе первых двух альбомов. Или «Celebration Day»...

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=0GsxngIzc3c

Альбому Led Zeppelin IV я планирую посвятить отдельную публикацию и поэтому в данном обзоре выскажусь о нём очень коротко. Официально названия "Led Zeppelin IV" альбом не имеет - так его называют лишь в связи с хронологией выхода альбомов. То есть это действительно четвёртый студийный альбом группы, однако на его обложке нет ни названия коллектива, ни наименования альбома. Подробнее в статье "Старая пластинка": Led Zeppelin IV ( следите за публикациями ).

Продажи Led Zeppelin IV составили более 37 миллионов копий, что делает его самым коммерчески успешным альбомом в истории группы и одним из самых продаваемых альбомов в мире. В частности, Led Zeppelin IV считается самой коммерчески успешной хард-рок-пластинкой в США, а выпущенная на нём песня «Stairway to Heaven» до сих пор является самым ротируемым музыкальным произведением любого жанра на американском радио и одной из самых известных композиций в истории музыки.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=xbhCPt6PZIU

Пожалуй "Лестница в небеса" для LZ является примерно тем же, чем для DP стала "Дым над водой", для Eagles - "Отель "Калифорния" ну и т.д. То есть "визитной карточкой"( одной из визитных карточек"). Однако лично я не считаю её таковой - это действительно шикарная, гениальная рок-баллада, но она не совсем в стиле и духе LZ (или совсем не в стиле и духе). Ну это как у Status Quo - In The Army Now: шикарно, но ничего общего с музыкой группы не имеет. Конечно с "Лестницей в небеса" такого диссонанса не наблюдается, но всё равно. И одним из лучших альбом сделала не одна единственная композиция. Тут "выстрелили" почти все вещи: «Black Dog», «Rock and Roll», «The Battle of Evermore» и др.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=6tlSx0jkuLM

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=IbW5K2F1N28

Но ещё раз напомню: о данном альбоме будет отдельный материал и поэтому в данном обзоре я о нём практически ничего не рассказываю.

Как впрочем и о пятом студийном альбоме, наконец то получившим имя собственное: Houses of the Holy (все последующие альбомы тоже вышли под своими именами).

Так вот отдельная публикация будет и о Houses of the Holy, а ещё о Physical Graffiti. А в данном обзоре них лишь вкратце.

Houses of the Holy был выпущен 28 марта 1973 года на лейбле Atlantic Records.

Источником вдохновения для дизайнеров обложки альбома стала концовка научно-фантастического романа «Конец детства» английского писателя Артура Кларка. На ней отображен момент, когда на Земле остались лишь собранные в одном месте человеческие потомки. Обложка альбома не содержала никакой информации об исполнителях или названии. В США заголовок был написан на ленточках, которыми были заклеены детские ягодицы. Несмотря на эту предосторожность, пластинка оказалась запрещена во многих штатах «Библейского пояса». «Сегодня ничего подобного нам бы сделать не позволили, тут же обвинили бы в пропаганде педофилии, — говорит Пауэлл. — Но мы были хиппи, разгуливать голышом было для нас делом совершенно обыденным».

Кстати и алгоритм Дзена к подобным изображениям часто относится предвзято и вполне может ограничить число показов, посчитав контент чересчур откровенным. Поэтому я не рискнул бороться "с ветряными мельницами" и воздержался от публикации лицевой стороны обложки: прецедентов было достаточно и выводы сделаны.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=DtVKz0rv4cg

Достижения альбома в чартах.
Достижения альбома в чартах.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=jTqHtRE57ic

«D’yer Mak’er» - регги, что тоже не в стилистике LZ, однако похоже на эту композицию была сделана ставка. Иначе её не выпустили бы ещё и в виде отдельного сингла.

Отдельным синглом вышла и «Over The Hills And Far Away»

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=-X6wBDnyh1E

Physical Graffiti — шестой студийный альбом Led Zeppelin. Он был выпущен в виде двойного альбома 24 февраля 1975 года и примечателен ещё и тем, что вышел на новом звукозаписывающем лейбле группы - Swan Song Records.

В 2002 году альбом занял 5-ю позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock.

В 2011 году обложка альбома заняла 12-е место в списке лучших обложек альбомов всех времён по версии Интернет-издания Music Radar.

Подробный рассказ об альбоме читайте в рубрике "Старая пластинка": Led Zeppelin - "Physical Graffiti"(следите за публикациями).

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=VVP3g1-Wq_0

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=jX6ZOf7BKuc

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=xTrQ7vUZsIo

И вряд ли меня поймут, если я не включу в данную подборку композицию "Kashmir":

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=iVWZwbo9vwg

А вот об альбоме Presence, ставшем седьмой студийной работой "Цеппелинов" отдельной публикации пока не планируется. Поэтому расскажу о нём чуть подробнее.

Выпущенный 31 марта 1976 года на лейбле Swan Song, альбом был записан в трудное время для группы, когда Роберт Плант излечивался от серьёзных травм, полученных в автокатастрофе и находился в гипсе, было неизвестно, сможет ли он ходить вообще, и будущее группы было под вопросом.

«Это — отражение пика наших эмоций. Там нет акустических песен, ничего клавишного, ничего мягкого», — говорил Пейдж.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=YWOuzYvksRw

Группа принимала участие в обсуждении дизайна конверта пластинки, но к тому моменту, как работа над оформлением обложки должна была идти полным ходом, они ещё и название для альбома не придумали. Насколько я помню, название появилось уже после того, как дизайн был готов. Они попросили нас изменить форму верхушки этого предмета с двухмерного на трёхмерный. Наброски первоначального дизайна были сделаны карандашом, но то, что получилось в итоге, — гораздо лучше, более определенно, что ли…

На самом деле, если вы будете искать во всем этом какой-то тайный смысл, то впустую потратите своё время — никакого подтекста здесь нет. Думаю, именно поэтому пластинка и была названа «Присутствие»: группа, похоже, чувствовала, что сам факт их присутствия настолько значим сам по себе, что и любого отсутствия какого-либо визуального присутствия уже более чем достаточно, чтобы понять, что к чему.

— Сторм Торгесон

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=8Pc_49Lzmtw

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=w_cYrx1TxMY

Альбом получил смешанные отзывы от критиков и стал одним из самых малопродаваемых альбомов группы. Тем не менее, своим любимым альбомом группы Пейдж называл Presence, — «возможно потому, что он был записан при почти невозможных обстоятельствах».

Признаться и я слушаю этот альбом гораздо реже других, однако тем не менее, отношусь к данной работе группы с уважением.

In Through the Out Door — восьмой студийный альбом Led Zeppelin - предпоследний альбом в истории группы и последний из записанных в 70-е.

Альбом был записан в течение трёх недель в ноябре-декабре 1978 года в Polar Studios в Стокгольме, Швеция и выпущен на лейбле Swan Song Records 15 августа 1979 года. Дизайнерами обложки выступили старые партнёры Led Zeppelin — дизайнерская студия Hipgnosis.

Группа дала альбому такое название для того, чтобы показать недавние потрясения. Среди них смерть сына Роберта Планта Карака, и налоговое изгнание, в котором оказалась группа в связи с политикой лейбористских правительств Гарольда Уилсона и Джеймса Калагана. Подобное происходило тогда и с другим британскими группами, среди которых следует отметить Rolling Stones. Попытка вернуться к публике было словно «попытаться войти через выход».

Альбом занял первое место в чартах Billboard ещё на первой неделе после выпуска — рекорд для группы. Как результат этого, весь каталог Led Zeppelin оказался в Billboard Top 200 на 8 дней : с 27 октября в 3 ноября 1979. В настоящее время зарегистрировано более 6 миллионов проданных копий альбома в США.

Отдельного абзаца заслуживает обложка. Скажу больше - история её создания заслуживает и отдельного рассказа, но уже не в рамках данной публикации.

Альбом In Through The Out Door вышел с шестью разными оформлениями конвертов, выполненных студией Hipgnosis. Альбом продавался в пакете из светло-коричневой обёрточной бумаги, поэтому покупатели не могли видеть, с каким оформлением им достанется альбом. Это был маркетинговый ход Джимми Пейджа, направленный, в первую очередь, на увеличение продаж. Фанат-коллекционер не мог упустить возможности и не приобрести все 6 разновидностей альбомов. Впрочем, конверты можно было идентифицировать: на внешнем пакете находилась маленькая буковка — от A до F, которая и обозначала версию обложки, лежащей внутри.

Каждая обложка является «взглядом» каждого из шести человек, находящихся в баре, на седьмого, «Джона». Имя Джон взято из английского идиоматического выражения Dear John letter, обозначающего письмо от женщины к мужчине, информирующее, что их отношения окончены. Таким образом «Джона» бросила женщина, и он пытается забыться в этом маленьком баре.

Если смотреть на лицевую сторону обложки, то мы видим, как уже говорилось раньше, «Джона» глазами людей, находящихся в баре. Но если перевернуть обложку, то можно увидеть в центре того человека, глазами которого мы смотрели на «Джона» лицевой стороне обложки.

Внутри каждого конверта есть уникальный внутренний конверт из тонкой бумаги с чёрно-белым изображением стакана со спиртным, сигары и т. д., лежащих на стойке бара. Но если эту бумагу слегка намочить, изображение становится окрашенным в пастельные цвета.

Бар является абсентовым баром, расположенным на Бурбон-стрит, дом 400 в Новом Орлеане, штат Луизиана. Стены покрыты пожелтевшими визитными карточками и долларовыми купюрами. Он был вновь воссоздан в лондонской студии для создания обложки альбома (источник).

In Through the Out Door стал последним студийным альбомом группы, выпущенным при жизни барабанщика Джона Бонэма. 25 сентября 1980 года он скончался в результате удушья, вызванного попаданием в легкие рвотных масс.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=dSEClIembvU

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=eVdpMN3xkWo

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=gXC87EABywo

По сути альбом Coda является сборником композиций, записанных в разное время в период с 1970 по 1978 год, с дополнительными партиями Пэйджа, который и был инициатором выпуска альбома выпущенного 19 ноября 1982 года лейблом Swan Song спустя два года после того, как группа перестала существовать в результате смерти барабанщика Джона Бонэма.

С одной стороны альбом не смог ничего добавить к репутации группы, но с другой стал некой точкой, итогом истории группы. Как к нему относиться -личное дело каждого, а вот как относиться к Джимми Пейджу...

-14

...Роберту Планту...

-15

...Джону Пол Джонсу...

-16

...и Джону Бонэму...

-17

...являющимися неотъемлемой частью Великой Группы Led Zeppelin - даже вопросов быть не должно: с уважением и почтением - однозначно! А вот любовь - это уже сугубо личное. Афишировать её или нет - каждый решает сам. А ещё Led Zeppelin одна из немногих групп, за всё своего существования ни разу не подвергшаяся кадровым перестановкам: как Пейдж, Плант, Джонс и Бонэм начали вместе, так по сути вместе и закончили, опровергнув поговорку что незаменимых не бывает. И то, что с уходом Бонэма они поставили точку в истории Led Zeppelin - дорогого стоит. Не всё на такое способны. Особенно в мире шоу-бизнеса.

-18