Сказка Русалочка, в своём исконном виде, является скорее дидактической или дающей урок жизни.🌊
Дисней решил подарить счастливый конец этой истории, что в целом спорное решение.🤔
Мне бы тоже очень хотелось, чтобы сказка "девочка и спички" закончилась хорошо, но увы, закончить счастливо поучительно-мучительную историю нельзя. 😓
Русалочка диснея, создает хэппи энд там, где в жизни его быть не должно. 🤷♀️ Она не несёт своей первоначальной сказочной функции и прививает опасный ложный паттерн юным зрительницам - "спаси прекрасного принца и он станет твоим!"
Многие именно так поняли посыл мультфильма, 🤔а ведь он не в этом.
Впрочем, Золушку тоже зачастую понимают неверно "Мечтай и прекрасный принц станет твоим" (заблуждение ещё похлеще первого)
🐚Однако все не так плохо и немного этот мультфильм я все же реабилитирую, акцентируя отличия русалочки диснея от русалочки Андерсена. 📜📚
Итак, самое начало: морская🐋 идиллия, счастливые русалки, жизнерадостные, красивые создания, а всех милее из них младшая.
Ариель, как эталон женственности🐚 своего времени. Так в сказке Андерсена она тихая, загадочная и задумчивая, а у Диснея она любопытная, изящная и жаждущая приключений.🐠
Спустя совсем немного намечается серьёзный разрыв между двумя версиями. Так старинная сказка говорит нам о том, что у русалок нет бессмертной души🤍, и об этом узнает главная героиня. Она очень печалится, ведь русалочка не сможет переродиться, в то время как современная Ариель томится и переживает о мире реальном. 💫Ей не так интересно, что будет потом, зато она понимает, чего хочет сейчас - быть в мире людей, а не русалок.
Если в первом случае вопрос стоит об осмысленном существовании и желании остаться в истории🌍, то во втором, это скорее желание прожить полноценную жизнь так, как требует сердце❤️. Цели несколько разные.
Идём дальше.
В классической сказке нам множество раз дают намек на ошибки или ловушки, что приведут русалочку к гибели.
🔗⛓️Ловушка 1.
Социальные нормы, как кандалы.
"И она надела русалочке на голову венок из белых лилий, — каждый лепесток был половинкой жемчужины — потом, для обозначения высокого сана принцессы, приказала прицепиться к её хвосту восьми устрицам.
— Да это больно! — сказала русалочка.
— Ради красоты и потерпеть не грех! — сказала старуха.
Ах, с каким удовольствием скинула бы с себя русалочка все эти уборы и тяжёлый венок, — красные цветы из её садика шли ей куда больше, но она не посмела!"
Здесь явно прослеживается корреляция со сказкой "красные башмачки👠" , где старая женщина, что присматривала за девочкой поступала с ней так же, как старая русалка с юной девушкой.
Социальные догмы,⛓️ говорящие что красиво, а что нет. Как ты должна выглядеть в глазах общества, а как выглядеть не допустимо.
Эти удушающие рамки🔗, как губительный, ядовитый плющ для природной естественной женской сути.
Русалочка 🧜влюбляется в принца когда жажда стать человеком, возрастает до небес. Её любовь к принцу вторична и делает её потребность в человеческом обществе более осознанной, с теми лишь отличиями, что я указала ранее. (Разные русалочки имеют разную мотивацию одна в мире духа, другая в мире проявленном)
Ариель 🧜♀️ Диснея сталкиваясь с осознаваемой ею проблемой, не может жить как раньше и испытывая отчаяние идёт на необдуманный и опасный шаг.
Русалочка Диснея🧜♀️ на данном этапе успешно справляется с миссией показать как сильное желание может подтолкнуть к неверному выбору, и тут у нас на сцену выходит хитрая Урсула.🐙
Классная, кстати, злодейка👹 писалась как будто с живого человека. Та самая женщина, что с лёгкой руки продаст тебе вонючую перемороженную рыбу и не свежее сало. Но сейчас не о ней.
Провокатором на глупости, в сказочной версии, выступает не злая ведьма, а добрая заботливая бабушка.🧓
И это тоже важно понимать.
🧿Ловушка 2. Удушливая Забота.
Бабулька хочет оградить свою внучку от бед, тем самым загоняя её в самую серьёзную ловушку:
"— Можешь, — сказала бабушка, — пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки в знак вечной верности друг другу; тогда частица его души сообщится тебе и когда-нибудь ты вкусишь вечного блаженства. Он даст тебе душу и сохранит при себе свою. Но этому не бывать никогда! Ведь то, что у нас считается красивым, твой рыбий хвост, люди находят безобразным; они ничего не смыслят в красоте; по их мнению, чтобы быть красивым, надо непременно иметь две неуклюжих подпорки — ноги, как они их называют.
Русалочка глубоко вздохнула и печально посмотрела на свой рыбий хвост."
Вот он - момент истинного зла 👿из сказки. Будь то рыбий хвост русалки или тюленья шкура Селки (сказка о женщине-тюленихе) эту дикую неотъемлемую часть женской природы жестоко обижают. 🤐Нам говорят фу, спрячь это безобразие, тебя ж никто не полюбит!
Женщина без конца слушает какой она должна быть. То Хорошей девочкой, то леди, то приличной женщиной и так до бесконечности. И каждый раз ей приходится "рубить свой русалочий хвост", по кускам. Отрывать от естественности и отбрасывать часть себя, живя как все, а значит теряя себя настоящую и лишая других возможности понять кто она есть на самом деле.
Это произошло и с русалочкой.
💩Ловушка 3 Грязная женственность.
Сколько аспектов Женственности демонизировались на протяжении истории, начиная от банальной менструации и заканчивая женским взглядом на мир.
Русалочка в оригинале идёт совсем по хардкору, чтобы быть с принцем отрезает себе язык, чтобы получить ноги (отсылку к этому моменту мы можем видеть в мультфильме, когда Урсула так же бросает в зелье язык, но не русалочки, на этот раз)
Русалочка испытывает муки при каждом шаге и не может сказать ни слова. Она изувеченная, подстроенная под нормы общества женственность. Возможно она кажется милой, но на самом деле её суть глубоко изранена и не полноценна.
Ловушка 4.
Спасатель = жертва.
В обеих версиях русалочка спасает принца от гибели и с этого момента включается беспощадный механизм👺, что одинаково работает, как в сказочном мире, так и в мире реальном.
Современные психологи окрестили его треугольником Карпмана⚠️.
В чем суть?
Тот кто выполняет роль спасателя 🦸♀️примерит на себя роль преследователя🕵️, а затем и жертвы💔. Поэтому и получается треугольник: спасатель - преследователь-жертва.
Официальная русалочка🧜♀️ отыгрывает пьесу до конца и по-честному, в отличии от фантазерки Диснея.✨ Хотя Андерсен и свою девочку не обделит подарком, но об этом позже.
Итак, русалочка огребает по полной 😧как и любая другая женщина, что всю себя отдала мужчине.
(Не надо отдавать всю себя, отдавать нужно лишь то, чего много, что в достатке в противном случае это самоуничтожение.)
Ее положение усугубляется тем, что она предала себя, лишившись хвоста🐟 и языка, а значит и возможности честно признаться кто она есть на самом деле.
Принц выбирает другую💔 и русалочка остаётся ни с чем.
Она превращается в пену, так и не открыв принцу свой секрет. Однако в конце сказки к ней прилетают "дочери воздуха" и мы узнаем следующее:
"Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести её через триста лет!
И русалочка протянула свои прозрачные руки к солнцу и в первый раз почувствовала у себя на глазах слёзы."
Вообщем на хэппи энд, это, конечно, не тянет и все же такой удел явно лучше, чем безвозвратно раствориться в пене!
Русалочка Андерсена получает шанс на исполнение желаемого, но уже другим путем.
К слову о переосмыслении русалочки японцами, помните рыбку🐟 Поньо на утёсе?
Вот у неё и должно было все закончится хорошо,🧜♀️ потому как она смогла миновать все ловушки на пути.
1.🤍 Рыбка сразу была честна с мальчиком и он знал все время кто она на самом деле.
✊2. Она бунтарка и сильный персонаж который смог прорваться сквозь запреты, удушливую заботу и не гибкие догмы. Она упорно шла к своей мечте.
🧜♀️3. Она ни разу не предала свою природу, а успешно применяла её.
🦸♂️4. Спасение не сделало жертвой ни мальчика, ни русалочку, потому что каждый из персонажей понимал, что роль спасателя это не роль Бога, спасатель может лишь помочь, но судьба любого живого существа в его собственных руках.
👫5. Русалочке удалось найти человека, с которым выстроилось настоящее доверие.
Вернёмся к Диснею.🌊
Русалочка спасает принца и несмотря на амбиции злой Урсулы побеждает ее, обретая любовь.
Ариель, как и другим принцессам из Диснея помогают друзья-животные.
Вот тут можно немного реабилитировать нарратив американской истории.🤔
Кто такие эти друзья-зверята?🐠
Это инстинкты, или фактически "животная чуйка" .🦈
Ариель, несмотря на, глупость, что совершила все же не отрезала себе язык, а так же, все ещё могла рассчитывать на инстинкты. По сути, это единственное, что у неё осталось, остальное она позволила украсть у себя.
Под конец ей кто только не помогал и принц, и собственный отец, и целое полчище зверей, после чего победа все-таки далась.
В жизни такое тоже может быть, конечно, если мы попали в трудную ситуацию, могут помочь друзья, родители, или даже собственная интуиция. И все же нужно понимать, что русалочке просто повезло.
Ей повезло что у неё есть сверхзаботливый отец , повезло что у неё преданные друзья и фантастически повезло, что принц так преданно полюбил её за три дня.
Её история - это история везения🤷♀️, которая тоже имеет место быть, но она не позволяет увидеть ядовитые ловушки на пути🥀, кроме очевидной - идти к злой колдунье идея так себе.
Милый, трогательный конец вводит в заблуждение, и заставляет нас верить что и в жизни так. Красиво спасти кого-то, чтобы обрести его преданность и защиту.☣️
Но, к сожалению, это так не работает.⚠️ В жизни принц почти сразу бы заявил "а я не просил тебя меня спасать" или "если ты меня спасла, это не значит, что я тебе что-то должен" и будет прав.
Поэтому лучше всего к этому мультфильму относиться не как к истории любви, а как к истории поиска своего места в жизни🏆. В этом смысле, этот мультик и правда очень хорош ❤️
На этом все. Присоединяйся к моему телеграмму.