Сегодня Александр Сергеевич празднует день рождения, поэтому хочу написать про одну из своих любимых экранизаций его произведений, фильм Барышня-крестьянка (1995) режиссера Алексея Сахарова, который я впервые увидела на VHS кассете, когда мне было 10 лет и потом засмотрела до дыр. Я помню все сцены наизусть и наслаждаюсь каждым кадром.
Я считаю, это потрясающий, просто идеальный фильм по Пушкину, который, являясь буквальной экранизацией, смог передать задорный дух самой повести, и добавить свои дополнения и детали, которые сделали его уже самостоятельным произведением. Это фильм, который со временем становится только лучше и лучше. А время лучший судья для искусства, ведь да ?
В фильме чудесно показан дворянско-крестьянский совместный быт. Вечера под фортепьяно, чаи на свежем воздухе, барская охота, и тут же рядом, пляски и хороводы дворни, все переплетено.
В фильме просто потрясающие актеры .
Самая красивая на свете, в лучшем своем возрасте, свежая, фарфоровая, юная, нежная, невинная Елена Корикова . Это потом уже она стала платиновой блондинкой, сыграла в дурацкой "Бедной Насте" и зазвездилась, все это было потом. А Барышня - это, можно сказать, ее первая главная роль, и какая! У юного барина не было шансов не влюбиться.
Сыграла она потрясающе, еще немного ребенка, но уже и томящуюся барышню в ожидании любви. Все было в ней - и юность, и томление, и баловство, и проказничество.
У Кориковой чудесный проказный дуэт с горничной в исполнении юной Екатерины Редниковой - тоже одна из первых ее ролей, очень яркая.
Барина играет прекрасный молодой красавец Дмитрий Щербина. Как он лихо, в начале, гоняется за купающимися голыми крестьянками, еще не зная, что судьба ему уготовила.
Особенно мне всегда нравилась их разница в росте, двухметровый Щербина, и полутораметровая Корикова, это удивительно мило.
Вторые роли - батюшек, отданы нашим великим актерам - Василию Лановому, который играет отца молодого барина
И Леониду Куравлеву, который играет отца молодой барыни.
Замечательная гувернантка "мадам" в исполнении молодой Людмилы Артёмьевой
А какие эпизодические роли??
Наталья Гвоздикова
Ариадна Шенгелая
Раиса Рязанова
До сих пор замираю от счастья на финальной сцене где главная героиня играет на рояле, а к ней вбегает озлобленный молодой барин, которого батюшка заставляет жениться (а ведь он любит не эту барышню крашеную, а Акулинушку свою) и ждет окончания песни, чтобы гневно объясниться, ведь он еще не знает, не догадывается, что его Акулинушка и есть барышня.
И постепенно, слушая эти слова песни, до него доходит (мурашки бегают толпами в этот момент - обожаю):
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милой, незабвенной
Повсюду странствует со мной.
Барин начинает подозревать, что что-то не то.
Он бросается к ней, шепча, "Акулина , Лизанька!!" , а она смущенная, не знает куда деваться, отталкивает его и шепчет "Monsieur , Vois etes fous" или что-то в этом роде
Дальше, наша барышня убегает , за ней бежит барин, а за ними несется (точнее шаркает) стая домашних, во главе с Куравлевым, который кричит "Образ несите, образ", чтобы благословить молодых.
Барин догоняет ее, шепча "Во всех ты душенька нарядах хороша!"
В общем, с днем рождения, Александр Сергеевич!
Приятного просмотра.