Днем рождения Термезской ДШМГ ПВ КГБ СССР официально считается 1 июня 1986 года. 16 июня ДШ-а была уже в Термезской учебке. Но формирование ДШМГ происходило в Забайкалье и началось оно в мае 1986 года. Причем, личный состав набирался как из гарнизонов (отрядов) Забайкальского Краснознаменного Пограничного Округа (КЗабПО), так и с линейных застав непосредственно с границы этого округа.
Каков был критерий отбора изначально, мне не известно., но в Даурском Пограничном отряде, куда свезли всех претендентов, личного состава скопилось на 3 ДШМГ. Конечно, с подразделений отряда и с линейных застав командиры старались отправлять тех ребят, которые так или иначе были этим командирам не совсем угодны. Когда говорят, что в ДШ-а попадали "залетчики", в этом есть доля правды. Но немалую роль играла и ВУС - военно-учетная специальность. В ДШ-а попадали стрелки, пулеметчики, гранатометчики. Нужна была и связь, и саперы, и минометчики. В-общем, к концу мая в Даурском погранотряде сколотили-таки десантно-штурмовую маневренную группу для Термезского погранотряда. Две трети того даурского состава вынуждены были уехать обратно в свои подразделения. Кому повезло больше, вопрос риторический. Но я не хотел возвращаться обратно на линейную заставу. А это была застава "Нижняя Верея" Сретенского пограничного отряда. Меня, молодого да сильного, манила афганская неизвестность. Это был вызов и хотелось испытать себя. Глупость? Возможно. Но слов из песни не выкинешь. В Даурии отбор был целенаправленный и скрупулезный. Изучали каждого потенциального бойца тщательно - смотрели документы, личные дела, физическую подготовку. Каждый день вызывали на собеседование. Задавали много вопросов. Главный вопрос был: "Желание есть?" Если пограничник отвечал: "Нет", то отсеивали сразу. Таковых, правда, я не знал, но говорили, что пара-тройка человек, все же, отказались. Не брали также тех, кто был единственным ребенком в семье.
В конце концов, нас погрузили в транспортный самолет Ил-76Т, который и доставил нас до среднеазиатской жары.
Потом было 3 месяца лета, 3 месяца зноя, 3 месяца учебы и тренировок. Ежедневные четырехчасовые тактические занятия с полной выкладкой. Деревянный макет вертолета МИ-8. Отсутствие хорошей питьевой воды, жара, пот, комары и Амударья.
В сентябре - стажировка на территории Афганистана. Она проходила в 1-й ММГ Термезского ПО - Мармоль. Горы... и вода! Прямо из под скалы бил ключ с прохладной питьевой водой. Обзавидовались мы тогда мармольцам.
Ну, а с октября 1986 года началась череда боевых операций в зоне ответственности Пянджского и Московского пограничных отрядов. Наша, почти родная, "зеленка" Имам-Сахибской зоны провинции Кундуз.
С тех пор прошло 37 лет. Целая жизнь. Но не забыть нам никогда того времени. Как ни говори, а время было чудесное. Да, война. Но мы молоды, полны сил и оптимизма. За нами Великая страна - Советский союз. И мы все вместе.. и русский, и татарин, и мордвин, и таджик, и украинец, и белорус.... Почти как в Великую Отечественную.
И кто мог предположить, что станет с нами через 37 лет?
Но, пока мы живы, с нами память. Мы помним все. Мы помним всех. Хочется пожелать всем братьям по оружию, всем братьям по Афганистану добра, крепкого здоровья, достатка и мирного неба над головой! Живите долго, шурави!