Первые в истории российского образования Всероссийские форумы учителей музыки и изобразительного искусства прошли в ноябре 2022 года в Пскове и Санкт-Петербурге. По словам экспертов и участников, значение форумов трудно переоценить – впервые в современной истории России столь серьезное внимание было уделено вопросам эстетического воспитания детей. Форумы стали площадками, на которых педагоги из всех регионов страны смогли познакомиться и поделиться опытом с коллегами; обсудили общие задачи и значимость музыкального и художественного образования в конвергентном пространстве современной школы. По итогам форумов Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов предложил сделать такие встречи ежегодными.
Организаторы:
- Министерство просвещения Российской Федерации,
- Правительство Псковской области.
Операторы:
- Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий,
- Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.
Темы и задачи форумов:
- повышение социальной значимости, престижа, общественного и профессионального статуса профессии учителей, преподающих музыку и изобразительное искусство;
- вопросы воспитательного потенциала уроков творческого цикла и сохранения национальной идентичности;
- актуальные задачи подготовки молодых учителей;
- привлечение учителей к разработке нового содержания, педагогических технологий и организационных форм образования в сфере музыки и искусства;
- повышение профессиональной и творческой активности педагогических работников;
- совершенствование профессионального мастерства учителей.
Для участников форумов в Пскове и Санкт-Петербурге была организована насыщенная образовательная и культурная программа. Учителя работали на мастер-классах, тематических секциях, посвященных методике проведения уроков, особенностям применения дистанционных образовательных технологий, организации внеурочной деятельности и дополнительного образования, поиску новых форм и практик воспитательного потенциала музыки и изобразительного искусства в школе.
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов
«Наша общая цель – развитие гармонично развитой личности – невозможна без привития ребенку чувства красоты, свободы творчества, знания истории своей великой страны».
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Ирина Потехина
«Нам очень приятно, что первый форум учителей изобразительного искусства проходит именно в нашем городе. Нам кажется, может быть, это не очень скромно, что это правильно и справедливо, потому что Петербург не только вдохновляет на творчество, но и всегда очень трепетно относится к представителям всех творческих профессий, и, конечно, особое отношение всегда к педагогам».
Губернатор Псковской области Михаил Ведерников
«Во все времена музыка сопровождала людей и являлась отражением изменений, которые происходили в обществе, в политике и в повседневной жизни. Она дает возможность глубоко понимать историю своей страны, дух времени и развивает в людях чувство прекрасного. Именно поэтому это важный аспект всестороннего развития и воспитания школьников».
Как создать гармоничную и творческую среду в школе? Почему сегодня эта работа невозможна без музыкального и художественного образования? Какая поддержка требуется педагогам?
Эти и другие вопросы обсудили эксперты и участники тематических секций и экспертных сессий, организованных Академией Минпросвещения России в рамках форумов.
Современная дискуссия учителей музыки и изобразительного искусства включает ряд ключевых направлений: подготовка кадров, инфраструктура и содержание программ. Особого внимания требует направление повышения квалификации и методическая поддержка учителей, профессиональная подготовка будущих педагогов в вузах.
Кроме того, по мнению учителей, сегодня недостаточно профильных олимпиад и конкурсов, нужны курсы с участием профессиональных музыкантов, художников и деятелей культуры. Также необходимо определить, каким должно быть современное оснащение кабинетов, как можно использовать внешнюю среду при обучении музыке и изобразительному искусству в школе, какими должны быть современные методические пособия и цифровая среда на уроках.
Содержание образования требует понимания смыслов и ценности предмета художественного цикла для развития ребенка, обновления учебного контента, определения места предметов в учебном плане, включая итоговую аттестацию. Также важна тема преемственности дошкольного и школьного уровней образования в сфере искусства и музыкальной культуры. И, наконец, важны вопросы позитивного имиджа учителей музыки и изобразительного искусства, их информационно-методическое обеспечение.
Повышение качества предметной подготовки учителей – один из ключевых приоритетов Министерства просвещения Российской Федерации и Академии Минпросвещения России.
Сегодня учителей музыки готовят в 22 педагогических вузах из 21 субъекта Российской Федерации по образовательным программам однопрофильного и двухпрофильного бакалавриата. В девяти педвузах реализуются программы магистратуры.
В 2022 году в российских вузах было выделено на образовательные программы бакалавриата и магистратуры в области музыкального образования порядка 700 бюджетных мест.
В 25 педагогических вузах 24 субъектов Российской Федерации ведется подготовка учителей изобразительного искусства по программам однопрофильного и двухпрофильного бакалавриата, в пяти педвузах доступны программы магистратуры. В 2022 году на образовательные программы бакалавриата и магистратуры в области изобразительного искусства вузами выделено 797 бюджетных мест.
С 2022 учебного года все педвузы обновили свои программы с учетом принципов Ядра высшего педагогического образования. Задачей 2023 года остается совершенствование программ для достижения высокого качества подготовки выпускников. С этого года подготовка учителей музыки и изобразительного искусства будет проходить в педвузах в едином образовательном и воспитательном пространстве. В образовательных программах определены базовые требования к результатам обучения выпускника-педагога, сформированные с учетом актуальных задач воспитания и развития личности ученика, современных интересов и потребностей школы.
В обновленных программах актуализированы компетенции учителей музыки и изобразительного искусства, логически выстроена последовательность овладения системой теоретических, методических и культурно-исторических знаний. Особое внимание уделено качеству организации практической подготовки учителей.
Профессиональное развитие учителей предметов творческого направления должно стать обучением через всю жизнь. Это позволит им не только работать в изменяющихся условиях, но и опережать изменения, чтобы разговаривать с учениками на одном языке, быть актуальными и интересными и отвечать на любые вопросы ребят.
Важным направлением деятельности в 2023 году станет расширение методической поддержки и сопровождения педагогов музыки и изобразительного искусства. Полноценное профессиональное развитие, активность педагогов в межкурсовой период, участие в общественных объединениях, профессиональных сообществах, конкурсах, наставничество сегодня получают серьезную методическую поддержку как на региональном (через региональный методический актив), так и на федеральном уровне (Академия Минпросвещения России).
Также важно обеспечить для всех российских учителей и учеников равный доступ к качественному образовательному контенту, разрабатываемому в соответствии с обновленными Федеральными государственными образовательными стандартами и прошедшему экспертизу содержания и обеспечения информационной безопасности. В рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» приоритетного национального проекта «Образование» с 2021 года Академией Минпросвещения России ведется работа по созданию и наполнению Библиотеки цифрового образовательного контента уникальными электронными образовательными материалами по всем предметам и темам школьной программы.
В 2022 году разработан цифровой образовательный контент по предметам «Изобразительное искусство» (начальное общее образование) «Музыка» (начальное общее и основное общее образование).
Все материалы, представленные в Библиотеке, разработаны командой российских учителей, чтобы оптимизировать множество рутинных процессов: подготовку к урокам, поиск материалов, составление и проверку домашнего задания, что позволяет сделать уроки более динамичными и интересными. В результате у учителя будет больше времени и возможностей для создания творческой среды в учебной деятельности для всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения, формирования у школьников российского культурного кода, в том числе на основе консолидации педагогического сообщества и учреждений культуры.
Мнения экспертов
Александр Молотков, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы:
«Эстетическое образование и воспитание – это надпредметные области, но при этом занятия в инженерных, медицинских IT– и медиаклассах прекрасно сочетаются с занятиями музыкой и живописью, которые нельзя назвать дополнительным образованием. Ведь это те занятия, которые формируют личность человека и гражданина».
Павел Кузьмин, ректор Академии Минпросвещения России:
«Музыка и изобразительное искусство в значительной степени влияют на метапредметный результат. Это важные предметы для формирования гармонично развитой личности, для единого понимания картины мира. Инженерное мышление, креативность, создание новых продуктов, проектирование новых устройств – все это базируется на творческом мышлении ребенка, которое развивается в начальной школе».
Анастасия Пестова, учитель изо, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, средняя школа № 102 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Нижний Новгород:
«Два дня форума были очень насыщенными: выступления экспертов, концерт от педагогов и студентов института, выставки детских работ, панельные дискуссии, мастер-классы, образовательные сессии. Мы делились опытом, обсуждали методики преподавания изобразительного искусства в школе, взаимодействие школы с социокультурными институтами, вдохновлялись новыми идеями. Если говорить о современных трендах, то сегодня очень востребован графический дизайн. Использование современных технологий в изобразительном искусстве в школе – это необходимость, потому что нужно приучать подрастающее поколение к тому, что на бумаге мы скоро вообще не будем рисовать. Поэтому важно узнавать о новых технологиях, о том, как их использовать в своей работе, и делиться опытом с коллегами из других регионов».