Найти в Дзене
InFocus

Куда еще не дотянулась рука США?

Наверное, нет таких мест на Земле.

Раздувшаяся, как гигантский пузырь, оснащенная самыми современными технологиями, американская машина спецслужб, армии, ВПК и подконтрольным им СМИ, даже судя по их открытому бюджету, не предназначена работать вхолостую. К тому же с космической орбиты спутники наблюдения зорко следят за любыми поползновениями в разных точках мира посягнуть на их цепкое влияние.

Где бы еще поджечь? Восстанавливаем демократию!
Где бы еще поджечь? Восстанавливаем демократию!

Африка! Мы не часто устремляем туда взгляды. Зато правительство Соединенных Штатов глубоко укоренилось в процесс разжигания гонки вооружений между Марокко и Алжиром. «Новая холодная война» открывает еще один фронт в Северной Африке, угрожающий разрушительным конфликтом. Война на Украине только усугубила мировой кризис. В такой ситуации Марокко стало первой африканской страной, которая оказала военную поддержку Украине. А 23 мая с.г. агентство Anadolu сообщило, что в столице Марокко Рабате состоялась встреча министров иностранных дел Украины и Марокко, где Насер Бурита и Д. Кулеба договорились укреплять двусторонние отношения.

Тем временем, Алжир объявил, что его связи с Марокко достигли «точки невозврата» (Аль-Джазира»), поскольку их сосед-соперник заключает сделку на полмиллиарда долларов на поставку американских артиллерийских ракетных систем. Это противостояние оказалось в центре американо-китайской гонки за обеспечение контроля над ключевыми торговыми маршрутами в Северной Африке. Вашингтон борется и с влиянием Москвы в Сахеле (тропический саванный регион в Африке, который является своеобразным переходом между Сахарой на севере и более плодородными землями на юге – прим. ред.), отвергает инициативу Пекина "Один пояс- Один путь", поэтому соседская вражда может представлять серьезную угрозу региональной стабильности.

Карта Африки с обозначенным регионом Сахель
Карта Африки с обозначенным регионом Сахель

Еще в августе 2021 года Алжир официально разорвал дипотношения с Королевством Марокко, сославшись на большое количество проблем, которые у него были с североафриканским соседом. Это включало обвинения во вмешательстве в алжирские дела, содействии в подготовке террористических атак и неуважении к односторонним соглашениям в дополнение к озабоченности по поводу связей Марокко с Израилем.

В ноябре того же года напряженность возросла, поскольку трое алжирцев были убиты в результате предполагаемых ударов беспилотников по грузовикам с четкой маркировкой вдоль границы Мавритании со спорным регионом Западная Сахара. Алжирские государственные СМИ назвали это нападение «варварским», оно произошло всего через день после того, как президент Алжира Абдельмаджид Теббун расторг контракт своей страны с Рабатом на поставку газа.

Немного истории: напряженность в отношениях между Марокко и Алжиром берет начало еще в 1963 году, во время кратковременного конфликта, известного как Песчаная война - битва, разгоревшаяся за алжирские провинции Тиндуф и Бешар, которые марокканская монархия считала принадлежащими ей. Сухопутная граница между обеими сторонами закрыта с 1994 года. Идеологическое соперничество между двумя государствами также имеет глубокие корни, поскольку Марокко во время холодной войны было на стороне Запада, в то время как Алжир поддерживал антиколониальную борьбу за освобождение Юга и примкнул к движению неприсоединения.

И хотя эти две североафриканские нации противостоят друг другу из-за ряда внутренних, идеологических и региональных споров, влияние иностранных держав, их геостратегические планы в настоящее время доводят напряженность до пароксизма ненависти. Торговые пути, природные ресурсы и так называемая борьба Востока и Запада за региональное господство – все эти темы могли бы обсуждаться за столом переговоров, однако Вашингтон предпочитает выносить политические решения через стимуляцию напряженности между Алжиром и Рабатом.

Иллюстрация MintPress News
Иллюстрация MintPress News

В беседе с MintPress Зин Лабидин Гебули, аналитик и исследователь, специализирующийся на политике и безопасности Алжира, заявил, что «в течение этого года будут некоторые провокации», а напряженность может носить как дипломатический, так и военный характер, заметив при этом, что ситуация, к счастью, еще не переросла в полномасштабную войну. Однако Гебули считает, что вооруженные столкновения, скорее всего, произойдут в Западной Сахаре.

Роль Израиля в отношениях между Марокко и Алжиром

Соглашение о нормализации отношений между Марокко и Израилем, подписанное в 2020 году, стало поворотным моментом в отношениях между Марокко и Алжиром. Алжир сослался на визит в Рабат государственного и общественного деятеля Яира Лапида (ныне премьер-министр Израиля), в дополнение к упоминанию «массовых и систематических актов шпионажа», что главным образом и способствовало решению разорвать дипломатические отношения с Марокко. Официальные лица в Рабате и Тель-Авиве категорически отрицают обвинения в шпионаже.

Рабат до 2020 года не подписывал официальное соглашение о нормализации отношений с Израилем, но исторически государство Марокко неоднократно делало дружественные жесты по отношению к израильтянам, такие как приглашение в страну бывшего президента Израиля Шимона Переса в 1986 году. Подобные шаги, возможно, вызывали гнев Алжира, остававшегося убежденным сторонником палестинцев.

Для того, чтобы Марокко согласилось на нормализацию отношений с Израилем в 2020 году, потребовались некоторые реальные шаги, например, обещание администрации Трампа отойти от консенсуса международного сообщества по вопросу спорного региона Западная Сахара, признав его частью Марокко. Кстати, 14 ноября 20 года Фронт Полисарио, представляющий коренное население Западной Сахары, народ Сахрави, объявил, что 29-летнее перемирие между ним и марокканской армией официально закончилось. А 10 декабря правительство США опубликовало декларацию о сближении Марокко и Израиля, вступившую в силу 12 дней спустя.

В прошлом году Израиль подписал меморандум о военном сотрудничестве с Марокко, подпитывая алжирские опасения по поводу израильского присутствия на их границе. В дополнение к этому было выявлено, что марокканские секретные службы использовали разработанную Израилем шпионскую программу Pegasus для изучения численности населения Алжира. В результате анализа, проведенного Citizen Lab Университета Торонто, было установлено, что это может быть «оружием» для продвижения геостратегических интересов Марокко.

Работа спецслужб Алжира
Работа спецслужб Алжира

13 октября 2021 года национальная телекомпания Алжира «Эннахар» сообщила, что Главное управление национальной безопасности (GDNS) сорвало «сионистский заговор» с целью использования сепаратистских группировок для совершения террористических атак по всей стране. Был собран ряд свидетельских показаний от предполагаемых подозреваемых, которых успели арестовать. При этом алжирские государственные СМИ утверждали, что заговор был «подготовлен сионистским образованием [Израиль] и страной в Северной Африке».

Ссылка на некую североафриканскую страну была широко истолкована в обществе как означающая Марокко. Что касается спора о Западной Сахаре, сообщалось, что Тель-Авивл лоббировал США признать суверенитет Марокко над этим районом, что согласуется с историей политики Израиля, направившего советников для помощи в борьбе с Фронтом Полисарио.

 Солдаты Фронта Полисарио на учениях по стрельбе в Западной Сахаре Фото: Бернат Арманге / AP
Солдаты Фронта Полисарио на учениях по стрельбе в Западной Сахаре Фото: Бернат Арманге / AP

Израиль также выразил обеспокоенность по поводу усилий Алжира по восстановлению своего международного дипломатического присутствия, сообщила Rai Al-Youm. А, казалось бы, почему? Заметим, в период с 2012 по 2019 год, когда бывший президент Абдул Азиз Бутефлика был очень болен, но отказывался уйти в отставку, Алжир редко появлялся на международной арене.

В июле 2021 года марокканский грузовой самолет Hercules с коммандос спецназа приземлился на израильской военно-воздушной базе Хазор в рамках проводимых США учений по «борьбе с террором». В дополнение к этому вооруженные силы Марокко приобрели у Israel Aerospace Industries беспилотники-смертники Harop и БПЛА Heron. Отношения между обеими сторонами в военной сфере продолжают развиваться.

США захватывают контроль над МАРОККО

Ключевой момент: в ноябре 2022 года США заменили Францию в качестве крупнейшего иностранного инвестора в Марокко. Затем Государственный департамент одобрил потенциальную продажу Рабату артиллерийских ракетных систем HIMARS на сумму 524, 2 миллиона долларов.

Кроме того, президент США Джо Байден в конце прошлого года отдал приказ министру обороны Ллойду Остину подготовить чрезвычайный план создания американской военно-промышленной базы в Марокко. Инструкция якобы была дана после того, как американский президент получил доклад директора ЦРУ Билла Бернса, где основное внимание уделялось экспансионистским усилиям Москвы в этом регионе. В докладе говорится, что Россия ведет переговоры о создании своей материально-технической базы на территории Алжира, которая может «угрожать интересам Вашингтона и его союзников».

Стефан Бланк, старший научный сотрудник американского аналитического центра the Foreign Policy Research Institute (FPRI), утверждает, что Алжир «должен нести ответственность за свою политику как перед Европой, так и перед США» за то, что встал на сторону России против Запада. В американских аналитических центрах не только говорят о том, что Алжир нужно наказать за его отказ соответствовать интересам Запада, американские политики Марк Рубио и Линда Макклейн пошли до конца, предложив санкции в отношении этой страны.

В течение некоторого времени Алжиру удавалось сохранять нейтралитет между НАТО и Россией, когда дело касалось Украины, Алжирская делегация воздержалась при прошлогоднем голосовании в ООН, осуждавшем «вторжение Москвы». По словам Зин Лабидин Гебули, «совершенно очевидно, что Алжир придерживается определенного рода нейтралитета или, по крайней мере, стратегии неприсоединения, когда дело доходит до продолжающегося конфликта между Украиной и Россией», упомянув, что «посольство Алжира недавно было вновь открыто в Киеве в знак того, что они на самом деле не хотят принимать чью-либо сторону». В то же время, отметил Гебули, «Алжиру становится все сложнее сохранять эту позицию, особенно под давлением Запада и с правовыми изменениями, касающимися ордера Международного уголовного суда на арест Путина».

Примечательно, что президент Алжира Абдель Маджид Теббун отказался от участия в ежегодном саммите лидеров США и Африки в прошлом году, и этот шаг не остался незамеченным в Вашингтоне. При всех хороших отношениях, стало ясно, что Алжир не будет вести себя как марионетка США.

Президент Алжира Абдель Маджид Теббун
Президент Алжира Абдель Маджид Теббун

Другим важным элементом, который подпитывает интересы США в Алжире и Марокко, являются китайские инвестиции в регион и тот факт, что Алжир играет определенную роль в инициативе "Один пояс, Один путь" (BRI). В то время как США являются крупнейшим иностранным инвестором в Марокко, Пекин не кладет все яйца в одну корзину и инвестирует в проекты, подобные технологическому обновлению Танжера, Tangier Tech City (Марокко), что создает ему там определенный плацдарм. С другой стороны, Китай выразил намерение инвестировать по меньшей мере 3,3 миллиарда долларов в строительство глубоководного порта Эль-Хамдания в Алжире, проект, который поможет в укреплении итальянского торгового пути через Алжир в регион Сахель.

Соединенные Штаты пристально следят за китайско-алжирским сотрудничеством, поскольку сами пытаются обеспечить, чтобы торговый путь Европа-Африка из Испании через Марокко находился под контролем Запада. К тому же партнерство администрации Байдена в области глобальной инфраструктуры и инвестиций, разработанное Белым домом в июне прошлого года, призвано помочь США в борьбе с BRI (Пояс и Путь) Китая с использованием стратегии, выбранной Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). А именно: полагаясь на неправительственные инвестиции для оказания помощи. В этом соревновании за контроль над жизненно важными торговыми путями и инфраструктурой пока не выявился решающий победитель, так что баланс сил может существенно измениться в самом недалеком будущем.

Роберт Инлакеш

MintPress News

(пер. с английского Л.Лавровой)

От InFocus: Интереснейшая и важная тема Западной Сахары и так называемых алжирских сепаратистов заслуживает отдельного разговора. Мы продолжим его в следующей статье. Тем более что нам, в России, для верной оценки происходящего сегодня необходимо видеть расклад мировых противоборствующих сил в более широком ракурсе.

Роберт Инлакеш
Роберт Инлакеш

Об авторе: Р. Инлакеш - политический аналитик, журналист и режиссер-документалист, в настоящее время проживающий в Лондоне. Вел репортажи с оккупированных палестинских территорий и жил в той среде. Ведет шоу «Палестинские досье». Режиссер фильма «Кража века: палестино-израильская катастрофа Трампа».