Это был сын Александра Второго Освободителя, наследник престола. Как свидетельствуют современники, по уму, нравственному складу, огромным познаниям, практической готовности к государственной деятельности Николай Александрович (Никс – так его звали близкие) после Петра Великого не имел равных.
Как здесь снова не повторить: если бы на престол взошел тот, кто должен был на него взойти, участь нашей страны была бы другой. Но судьба почему-то почти всегда безжалостна к России.
Вся его жизнь была посвящена подготовке к управлению Российской империей, и весьма вероятно, что страна получила бы прекрасного управленца, хотя и более мягкосердечного, чем его младший брат. Но судьба распорядилась иначе: цесаревич Николай умер 24 (12 ст. ст.) апреля 1865 года, не дожив до 22 лет.
Главным воспитателем будущего императора в 1860 году, после нескольких неудач других преподавателей, стал граф Сергей Строганов - бывший попечитель Московского университета. Именно отсюда он черпал кадры для домашней «школы» Николая Александровича, и какие кадры! Среди учителей наследника были, например, профессора Московского университета лингвист Федор Буслаев, историки Сергей Соловьев и Константин Кавелин, экономисты Иван Бабст и Александр Чивилев. Некоторое время русский язык и русскую литературу будущему цесаревичу преподавал знаменитый писатель Иван Гончаров, финансовое право - профессор университета Святого Владимира Николай Бунге, а обычное право - Константин Победоносцев.
Практически все эти учителя подчеркивали не по годам гибкий ум наследника престола и удивительную способность впитывать знания, как губка. Это очень ярко проявилось после того, как 8 сентября 1859 года Николай Александрович принес присягу и получил звание цесаревича: после этого он принимал представителей иностранных держав и буквально очаровал их, глубоко и со знанием дела рассуждая о политике и экономике. А русский правовед Борис Чичерин, который обучал наследника государственному праву, после приема у цесаревича экзамена отметил, что тот может стать самым образованным монархом не только в России, но и в мире.
Получил цесаревич Николай Александрович и неплохое военное образование; в частности, курс фортификации ему читал генерал Эдуард Тотлебен, а артиллерийское дело - генерал-майор Александр Платов. Однако такого глубокого погружения в военное дело, как его брат Александр, Николай не получил: все-таки его готовили к руководству всей страной, а не только к карьере одного из главных ее военачальников. Зато в 1861-1863 годах цесаревич в сопровождении группы своих воспитателей и учителей совершил несколько длительных поездок по России, получив не только представление о ее устройстве и особенностях управления в разных губерниях, но и возможность пообщаться с представителями всех сословий, вплоть до крестьян.
В апреле 1864 года решено было отправить цесаревича Николая в новое путешествие, на сей раз - за пределы России. Традиция таких образовательных заграничных поездок в царском доме Романовых соблюдалась строго. Но нынешнее путешествие имело целью дать наследнику возможность не только увидеть мир за пределами России, но и подыскать себе невесту.
Заграничная поездка стала последним путешествием в жизни цесаревича Николая Александровича: ему даже не суждено было вернуться на родину живым. Четырьмя годами ранее, во время скачки в Царском Селе, великий князь Николай Александрович упал с лошади и сильно ударился спиной. Поначалу травма никак серьезно себя не проявляла, но начале октября 1864 года в Венеции, куда наследник прибыл, проехав через Германию и Швейцарию, началось обострение. Поначалу оно проявлялось в сильной слабости и периодических болях в спине, но уже в ноябре во Флоренции жесточайший приступ уложил цесаревича в постель. Увы, вовремя распознать заболевание - туберкулезный менингит - врачи не смогли: поначалу наследника лечили от простуды, потом - от радикулита, и лишь незадолго до смерти удалось поставить верный диагноз, который уже ничего не мог изменить.
Спасти великого князя можно было хлебной плесенью. Кроме того, для лечения менингита в нашей народной медицине применялись пиявки (они помогали снизить внутричерепное давление. Сейчас для той же цели применяют проколы спинного мозга); весной – сок одуванчика; в любой сезон – настойки валерьяны, корня кровохлебки и пиона.
После смерти своего ученика Борис Николаевич Чичерин с горечью писал:
«В этой ранней могиле были похоронены лучшие мои мечты и надежды, связанные с благоденствием и славой отечества. Россия рисковала иметь образованного государя с возвышенными стремлениями, способного понять ее потребности… Провидение решило иначе».
Отечественные политологи утверждают: смерть великого князя Николая Александровича «переломила российскую историю». Занявший его место брат, впоследствии император Александр Третий, был мало похож на Никса даже внешне. Вместо выдающегося монарха Россия получила посредственность. Продолжать дело отца по обновлению страны Александр III не стал.
Когда же у нового императора родился сын, его тоже назвали Николаем. И он тоже был Александровичем. Но взойдя на престол, Николай Александрович Романов – император Николай II решил продолжать консервативную политику отца, чем неприятно удивил всё высшее общество, которое наоборот ожидало от него огромных перемен. Николай конечно понимал все бремя ответственности, которое легло на его плечи (Николай II вступил на престол, ему было 26 лет). Но, конечно, он не думал, что его отец, император Александр III, умрет в 49 лет, он думал, что у него еще есть некоторый запас времени (запас которого возможно ему не хватило).
- Государь, я расскажу вам что такое Россия.
Император Александр III постарался забыть о делах отца, наследники последнего великого русского царя вновь постарались вернуть Россию в состояние привычной азиатской автократии. Я люблю цитировать разговор Александра III со своим адъютантом Рихтером. Император говорит адъютанту, что его что-то тревожит в состоянии России, и адъютант Рихтер произносит замечательный монолог:
"Представьте себе, государь, котел, в котором кипят газы. А вокруг ходят специальные заботливые люди с молотками и старательно заклепывают малейшие отверстия. Но однажды, государь, газы вырвут такой кусок, что заклепать-то уж будет и невозможно".
Отто Рихтер, генерал-адьютант Александра III.
Подводя итог всему вышесказанному... можно сказать следующее - России в каком-то смысле не повезло, Александр III был не тем императором который был нужен России в тот момент времени, нужны были реформы, время было упущено, "спасать страну" нужно было в это время. Николай II по существу мало, что мог изменить.
В 1917 году предотвратить весь ужас революционной опасности можно было только военным путём, путём убийства нескольких десятков если не сотен тысяч революционно настроенных масс. Но нравственно- религиозное воспитание Николая его мягкость, добросердечность, недальновидность, непонимание общей ситуации в конце концов если хотите само воспитание, повлияли на то, что Он не смог решиться на какие-либо действия. Всё это привело к тому, что страна была ввергнута в чудовищную по своим масштабам вакханалию ужаса.
Всем спасибо за внимание. Оставляйте комментарии и если Вам было интересно, то подписывайтесь на мой канал.