Найти тему

ОТКУДА ВЗЯЛСЯ ФРЕДДИ КРЮГЕР? | "СТАРЫЙ ГОЛЛИВУД"

Оглавление

Сегодня у всех любителей фильмов ужасов есть повод открыть шампанское, ведь сегодня свой 76-й день рождения отмечает отличный актёр Роберт Инглунд! На счету артиста более сотни появлений на экранах кинотеатров и телевизоров, но более всего он известен нам ролью лютого охотника на подростков из ночных кошмаров Фредди Крюгера!

Роберт Бартон Инглунд (6 июня 1947; Глендейл, Калифорния, США) — американский актёр театра, кино, телевиденья и озвучки. Получил номинацию на премию "Сатурн" за исполнение ролей в фильмах этой серии в 1987 и 1988 годах. В 2001 году получил эту премию за достижения в карьере
Роберт Бартон Инглунд (6 июня 1947; Глендейл, Калифорния, США) — американский актёр театра, кино, телевиденья и озвучки. Получил номинацию на премию "Сатурн" за исполнение ролей в фильмах этой серии в 1987 и 1988 годах. В 2001 году получил эту премию за достижения в карьере

Инглунд исполнил роль знаменитого маньяка в восьми кинофильмах и телесериале "Кошмары Фредди", навсегда вписав своё имя в анналы истории мирового кинематографа. И сегодня мне хотелось бы подробнее поговорить об этом персонаже, а конкретнее - о том, как этот персонаж появился на свет!
Началось всё, конечно же, не с Инглунда. Всё началось с человека, мечтавшего о своём кино и много думавшем о детских страхах...

Начало

В конце семидесятых молодой постановщик Уэс Крейвен, который когда-то ради мечты бросил работу преподавателем и уехал на другой конец страны, был уже довольно опытным режиссёром, к тому же - с большим хитом за спиной. Его фильм ужасов "У холмов есть глаза" при бюджете в районе 300 000 долларов принёс в прокате порядка 25 000 000. Теперь Крэйвену доверяли и он мог претворить в жизнь любой проект...

-2

В 1981-м Крэйвен поставил для студии "Embassy Pictures" фильм "Болотная тварь" по комиксам издательства DC и, наконец, приступил к написанию собственного сценария. Он вдохновлялся заметками в газетах о пугающих случаях бессонницы: газета "Los Angeles Times" выпустила серию статей, рассказывающих о массовом явлении, наблюдавшемся в США среди беженцев из стран Южной Азии: мужчины в возрасте от 19 до 57 лет были до того были напуганы войной и геноцидом в Лаосе (Гражданская война 1960-73 годов), Камбодже (Гражданская война 67-75 годов и Геноцид 75-79 годов) и Вьетнаме (Война 55-75 годов), что им снились очень страшные сны, из-за которых они отказывались засыпать. Дети также страдали от бессонницы - им снились красные кхмеры. Вскоре после этого некоторые из них умерли во сне. Медицинские авторитеты назвали это явление "азиатским синдромом смерти".
Крейвен решил, что эти события могут стать отличной отправной точкой для ужастика и принялся разрабатывать концепцию.
Во сне несчастных героев будущего кино явно должно было преследовать какое-то зло... и почему бы этим злом не быть призрачному маньяку-убийце? В начале 80-х эта тема активнейшим образом эксплуатировалась в кино, и серии фильмов-слэшеров вроде
"Хэллоуина" или "Пятницы, 13-го" зарабатывали приличные деньги для своих создателей.
Сказано - сделано.

Образ мрачного типа Фредди во многом сложился из детских воспоминаний самого Крэйвена. Однажды ночью 11-летний Уэс подошёл к окну и увидел, что по двору их дома ходит бездомный мужчина в шляпе и чёрном плаще:

"Я услышал какой-то шум и выглянул в окно — внизу я увидел мужчину, который бродил по двору. Должно быть, он почувствовал, что за ним наблюдают, и он посмотрел прямо на меня. Он до смерти напугал меня, поэтому я отошёл от окна. Однако он не только не перестал на меня смотреть, но и сделал несколько шагов к дому и сказал: „Да, я всё ещё наблюдаю за тобой“. Тогда он подошёл к подъезду, а я побежал к входной двери и услышал, как он поднимается по лестнице. Мой брат, который старше меня на 10 лет, схватил бейсбольную биту и вышел на лестницу, но мужчины уже не был..."
из интервью Уэса Крэйвена

Звучит жутко, не правда ли? Имея такой опыт за плечами, как не придумать легендарного кровавого маньяка, особенно если ты - толковый режиссёр и сценарист.
Имя главного персонажа всплыло в памяти Крэйвена также практически сразу. Фредди Крюгер - именно так звали мальчика, который задирал и частенько избивал юного Крэйвена в младших классах. Уэс - мальчик из очень набожной баптистской семьи, где даже простой поход в кинотеатр воспринимался едва ли не как прикосновение к дьяволу, естественно, быстро стал лёгкой добычей местного хулиганья. Один из них был увековечен в бессмертной классике про улицу Вязов...

Кстати. А откуда взялось название той самой улицы. Спринвуд, городок из "Кошмара на улице Вязов", как известно, вымышленный: это собирательный образ различных американских захолустий в стиле Стивена Кинга. Следовательно, никакой улицы Вязов (в оригинале - "Elm-street") вроде как быть не могло. Ан нет! Был у этой улицы вполне реальный прототип...

Выстрелы в Далласе
Выстрелы в Далласе

22 ноября 1963 года в Далласе, штат Техас, было совершено одно из самых известных политических убийств в истории - убийство тогдашнего президента США Джона Ф. Кеннеди. И случилось это на углу улиц Хьюстон-стрит и Элм-Стрит, то есть, на углу улицы Вязов.
Сам Уэс Крэйвен называл убийство Кеннеди "потерей невинности американского народа". Собственно, психологический эффект этого самого убийства переоценить трудно: сложившийся в 50-х миф об идеальной Америке, в которой, как кажется, нет проблем, был, наконец-то, разрушен. Общество было погружено в депрессию.
Нарушение невинности, тайные страхи - важные черты образа Крюгера. Лучше всего об этом сказала
Хезер Лэндженкэмп, исполнительница роли Нэнси Томпсон:

"Уэс [Крэйвен] хотел показать двойную жизнь подростков. Они кажутся уверенными в себе, но в душе они до смерти напуганы: у каждого из них в жизни есть свой Фредди"
Хезер Лэндженкэм в молодые годы
Хезер Лэндженкэм в молодые годы

По изначальной версии сценария предполагалось, что Крюгер будет не только детоубийцей, но ещё и педофилом. Однако от этой идеи пришлось отказаться, так как в процессе подготовки к съёмкам в Калифорнии начался длительный судебный процесс о массовых растлениях несовершеннолетних, и режиссёр вместе с продюсерами посчитали неэтичным напоминать об этих мерзких преступлениях ещё раз.
Кроме того, и поведение Фредди Крюгера было немного другим. Продюсер
Роберт Шей со студии "New Line Cinema", который поверил в проект Крэйвена и приютил его после долгих и безуспешных скитаний по другим кинокомпаниям, хотел, чтобы Крюгер был похож на Майерса из "Хэллоуина" или Джейсона Вурхиза из "Пятницы, 13-го", то есть, молчаливым громилой. Но Крэйвен убедил продюсера, что его маньяк должен быть разговорчивым и отпускать по ходу своих злодеяний едкие комментарии. С развитием серии с этой самой едкостью немного увлеклись, в результате чего уже к пятому фильму Крюгер превратился в натурального клоуна. Но на первом фильме всё ещё было в пределах разумного...

Внешность злодея

-5

Классический и знакомый всем нам внешний облик маньяка также появился далеко не сразу. То, что Крюгер будет обгорелым, решили сразу же, а вот с одеждой пришлось повозиться. Так, изначальный чёрный плащ (вспоминаем рассказ Крэйвена о зловещем бомже из его детства!) по ходу пьесы сменился красно зелёным свитером: в одном из выпусков журнала "Scientific America" 1982 года режиссёр вычитал, что сочетание этих цветов воспринимается человеческим глазом хуже всего, а значит, лучше всего подходит для убийцы с того света. Также ушла в небытие и старомодная рабочая кепка, которую заменили на фетровую шляпу.

Образ Крюгера - идеальный образ, как и положено по Синявскому, распадающийся на три составных детали: шляпа, полосатый свитер и перчатка с лезвиями. Любой, даже самый нищий косплеер, у которого нет денег на элементарный грим, может взять три этих детали, и на ближайшей хэллоуинской вечеринке будет в центре внимания.
Кстати о перчатке!

Концепт-арт перчатки Крюгера из первого фильма
Концепт-арт перчатки Крюгера из первого фильма

Крэйвен хотел наделить своего героя необычным оружием, которое бы стойко ассоциировалось с этим самым героем. У Кожаного Лица есть бензопила, у Вурхиза - мачете, у Майерс - нож типа "тесак". А что же будет у Крюгера?
Ответ снова подсказали научные изыскания режиссёра. В одной из научных публикаций о снах, а этих самых публикаций Крэйвен перелопатил просто уйму, было сказано, что одним из самых распространённых ночных кошмаров среди американцев является кошмар о попадании в лапы дикому зверю. Эврика - когти! Правда, по первоначальной версии сценария сначала Крюгер разместил на своей перчатке рыболовные крюки, но затем, очевидно, решив, что убийца с крючками будет выглядеть потешно, заменил их на лезвия. И когда
Джим Дойл, автор легендарной перчатки, спросил Крэйвена, каким он хочет видеть это оружие, то получил ответ: "Как будто это слишком длинные ногти… Я хочу, чтобы перчатка выглядела так, будто её сделал обычный сварщик".

"Затем мы начали поиск ножей. И мы нашли эти пугающие ножи для мяса — нам показалось, что они смотрелись очень классно. А ещё мы подумали, что будет круче, если мы закрепим их лезвиями кверху <...> были сделаны три экземпляра перчатки, две из которых использовались в большинстве сцен, так как они были бутафорскими"
Джим Дойл

В 2018-м году вышел документальный фильм Роберта Инглунда "Кошмары в кресле гримёра", где артист и те самые гримёры подробнейшим образом рассказали о гриме, который и превратил весьма приятного парня Боба Инглунда в одно из самых жутких созданий в истории мирового кино.
Для первой части грим разработал
Дэвид Миллер. Однажды, размышляя над поставленной перед ним задачей, Миллер ужинал пиццей с пеперони и сыром. Он начал передвигать кусочки еду по тарелке, собирая человеческое лицо, и, в конечном итоге, образ маньяка пришёл к нему сам собой — он вернулся домой и сделал несколько зарисовок на бумаге. Также Миллер изучал ожоги на телах жертв в Медицинском центре Калифорнийского университета Лос-Анжделеса. Во время работы над первой частью Инглунд проводил около 3,5 часов в гримёрном кресле: "Было страшно неудобно — очень жарко, всё чесалось" - жаловался затем артист. Также только в первом фильме у Фредди зелёные глаза — в остальных они кроваво-красные — так как Роберт Инглунд не носил специальных линз для роли. Также задача Миллера была немного состарить Инглунда, который был моложе своего персонажа.
В дальнейшем внешний облик монструозного Фредди, конечно, менялся в зависимости от концепции фильма, однако за классический образ мы должны сказать спасибо именно Дэвиду Миллеру.

Работает артист

Когда Уэса Крэйвена отфутболили несколько голливудских мэйджоров и он пришёл со сценарием "Кошмара..." на маленькую студию "New Line Cinema", та уже собиралась заявлять на банкротство, но вцепилась в проект ужастика мёртвой хваткой. При небольших вложениях в условный доллар ужастик даже не самого высокого качества мог бы принести три условных доллара, а это уже спасло бы начальников "New Line..." от лежания на рельсах, прогулок по карнизу или знакомства с опасной бритвой. Естественно, больших денег в кино никто вкладывать не собирался. И тем более нанимать профессионального актёра на роль Крюгера - зачем? Ведь его лицо будет под слоем грима и каждый день можно будет нанимать разных каскадёров, которые за пару баксов побегают в кадре, размахивая лезвиями. Однако с развитием персонажа стало понятно, что без профессионала тут не обойтись.
Сначала на роль Крюгера претендовал английский актёр
Дэвид Уорнер, известный большей частью ролями второго плана, которыми он баловал зрителя с начала 60-х по конец 2010-х. Миллер даже умудрился сделать несколько проб грима с актёром, но по разным причинам Уорнер выбыл из проекта и тогда уже на съёмочной площадке завёлся Роберт Инглунд.

Дэвид Хэттерсли Уорнер (29 июля 1941, Манчестер, Великобритания — 24 июля 2022, Нортвуд, Хиллингдон) — английский актёр. Известен тем, что снялся сразу в трёх фильмах о крушении "Титаника", в том числе - в легендарном фильме Джеймса Кэмерона. Также играл в фильмах "Том Джонс", "Омен", "Бандиты времени", "Женщина французского лейтенанта" и многих других на протяжении 50-ти лет
Дэвид Хэттерсли Уорнер (29 июля 1941, Манчестер, Великобритания — 24 июля 2022, Нортвуд, Хиллингдон) — английский актёр. Известен тем, что снялся сразу в трёх фильмах о крушении "Титаника", в том числе - в легендарном фильме Джеймса Кэмерона. Также играл в фильмах "Том Джонс", "Омен", "Бандиты времени", "Женщина французского лейтенанта" и многих других на протяжении 50-ти лет

Инглунд, как и Уорнер, был актёром классической школы. Актёрскому мастерству он начал учиться в 12 лет, затем посещал курсы драмы в Оклендском и Калифорнийском университетах, занимался в Мичиганской академии драматического искусства и в Нью-Йоркском отделении Королевской академии драматического искусства в Рочестере. Ко времени участия в "Кошмаре на улице Вязов" артист успел поучаствовать в некоторых кинопостановках в жанре ужасов, сходил на кастинг на роль Хана Соло в "Звёздных Войнах", а широкую известность получил, сыграв пришельца Вилли, невинного инопланетянина из мини-сериала 1983 года "V" и его сиквелах "V: Последняя битва" 1984 года и "V: Телесериал". В общем, на главной роли у Крэйвена была практически знаменитость.

Инглунд в мини-сериале "V: Последняя битва"
Инглунд в мини-сериале "V: Последняя битва"

К работе над персонажем Инглунд подошёл весьма серьёзно. Сам он говорил, что его ориентирами в игре были Клаус Кински из фильма "Носферату - призрак ночи" и жуткие персонажи "человека с тысячью лиц" Лона Чейни, звезды немых ужастиков 10-20-х годов.

Лон Чейни в роли Эрика в фильме 1925 г. "Призрак оперы". Чейни хранил секрет своего грима до конца и в итоге унёс его с собой в могилу. До сих пор не известно точно, как Чейни удалось добиться столь пугающего и правдоподобного результата в те годы
Лон Чейни в роли Эрика в фильме 1925 г. "Призрак оперы". Чейни хранил секрет своего грима до конца и в итоге унёс его с собой в могилу. До сих пор не известно точно, как Чейни удалось добиться столь пугающего и правдоподобного результата в те годы

Отдельно Инглунд поработал и над пластикой героя в обращении с его перчаткой:

"Я прекрасно понимал, что перчатка — это символическое преувеличение злобной сущности Крюгера, но я также хотел добавить этому образу эротической составляющей"

Актёр говорил, что многие спрашивают его про фирменную позу маньяка с опущенным правым плечом — дело в том, что перчатка оказалась достаточно тяжёлой, и немного перевешивала актёра; сам Инглунд доволен таким результатом, так как Крюгер выглядит как "ковбой, достающий из кобуры револьвер". Что ж, на мой взгляд, получилось эффектно. Мало кто станет спорить, что Крюгер - самый запоминающийся злодей из классических слэшеров 80-х... и, наверное, самый живой...

Таким образом усилиями Уэса Крейвена, Роберта Инглунда, Дэвида Миллера и многих других создателей - от продюсера до последнего помощника гримёра - на свет появился один из самых узнаваемых киномонстров, который до сих пор вдохновляет, пугает и завораживает. Создать такой образ - дорогого стоит, и практически каждый творец стремится к этому...

-10

А вам нравятся фильмы из серии "Кошмар на улице Вязов"? Какой фильм у вас любимый? Обязательно расскажите об этом в комментариях - пообщаемся!
И приятных вам кошмаров!..

Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин

#кино #кинематограф #искусство #культура #ретро #интересныефакты #фреддикрюгер #ужасы #фильмы #восьмидесятые