131,3K подписчиков

Мифы и заблуждения о гладиаторах

3,6K прочитали

Считается, что принятие решения о помиловании побежденного гладиатора в арене было символизировано поднятым вверх большим пальцем. Соответственно, решение о смерти было показано большим пальцем, направленным вниз. Этот миф получил широкое распространение в 19 веке, и его наглядное изображение можно увидеть на картины "Pollice Verso" ("Пальцы вниз") французского художника Жана-Леона Жерома. На этой работе зрители изображены желающими, чтобы победитель добил своего противника.

«Пальцы вниз», Жан-Леон Жером, 1872 г.
«Пальцы вниз», Жан-Леон Жером, 1872 г.

Современные свидетели утверждают, что сюжет картины был взят художником из популярного романа английского писателя Бульвер-Литтона под названием "Последние дни Помпеи". В действительности, с арены было довольно трудно разглядеть, в какую сторону показывает палец императора, который находится на высокой трибуне. Историки считают, что жест, означающий помилование, просто закрытый кулак, который символизировал спрятанный в ножнах меч. А жест призыва к убийству побежденного был показан открытой ладонью, что означало развёрнутый меч.

Мраморное надгробие на могиле гладиатора. Эфес, III в. н.э.
Мраморное надгробие на могиле гладиатора. Эфес, III в. н.э.

Существует ещё один распространённый миф о том, что гладиаторов вынуждали силой выходить на арену и сражаться. В действительности, есть свидетельства древнеримских авторов о случаях, когда гладиаторов принуждали к битве, используя кнуты и угрозы раскаленными прутьями. Однако это относилось только к преступникам, которым была назначена смерть на арене римским судом. То же самое касается и обычая удалять тела побеждённых с арены с помощью крючей, а раненых добивать специальным деревянным молотом. Это также применялось к преступникам, убитым на арене. В случае же обычных гладиаторов, павших в бою, их увозили с почётом на специальной телеге, а их тело передавалось товарищам в гладиаторской школе для торжественного погребения. У гладиаторских школ были свои кладбища, многие захоронения были украшены богатыми надгробиями и надписями, свидетельствующими о почёте и уважении.

Женщина — гладиатор. Картина современного художника.
Женщина — гладиатор. Картина современного художника.

Обычно считается, что гладиаторами были исключительно мужчины-рабы. В целом это верно, поскольку большинство гладиаторов в ранние годы Древнего Рима составляли военнопленные и в последующие периоды рабы. Однако также были свободные люди, которые добровольно вступали в ряды гладиаторов, включая и женщин. Об этом упоминает древнеримский писатель Светоний в своей биографии императора Домициана. На арену выходили даже женщины из высокопоставленных семей. Недавно было обнаружено захоронение римской женщины-гладиатора, и, судя по полученным ею повреждениям во время жизни, она участвовала в сражениях с дикими животными - так называемой "venatio" (что в переводе с латыни означает "охота").

Кадр из сериала «Спартак».
Кадр из сериала «Спартак».

Существует распространённое заблуждение, что гладиаторы выходили на арену почти каждый день, и каждый бой заканчивался смертью одного из участников. В действительности профессиональные гладиаторы (не преступники или военнопленные) были очень дорогими. Их обычно покупали на рабовских рынках в возрасте 17 лет, а затем обучали и готовили к выступлениям настоящие профессионалы, часто сами являющиеся бывшими гладиаторами. Настоящие бои, а не тренировочные или показательные (например, на частной вилле какого-то патриция во время пира), обычно не приводили к смерти участников. Гладиатор мог участвовать в настоящих поединках 1-2 раза в год. В среднем гладиатор за всю свою жизнь совершал 8-10 сражений.

Гладиаторский поединок в исполнении современных реконструкторов.
Гладиаторский поединок в исполнении современных реконструкторов.

В городе Вероне было обнаружено множество могильных плит гладиаторов, на которых высечены надписи с их именами и достижениями. Вот лишь несколько примеров. Секутор Адонис, 27 лет, сразился в 8 поединках. Гладиатор Пардус (прозвище, отражающее его быстроту, подобную гепарду), погиб в своём 11-м сражении. Глаукус («сияющий» на греческом), погиб в восьмом сражении, в возрасте 23 лет. Но самым необычным случаем является плита гладиатора Дженерозуса («бесценный»), который умер естественной смертью после 27 сражений, побеждая своих противников. Таким образом, у каждого гладиатора был шанс, хоть и небольшой, получить рудис (символический деревянный меч) и покинуть арену, чтобы прожить ещё много лет.