Продолжаем цикл статей посвящённых происхождению названий деревень Витебского района. На очереди удивительный Задубровский сельсовет. И сразу скажу - что я не профессиональный лингвист, все мои версии происхождений опираются на открытые источники, и если где-то их нет, то я пишу, что это версия и мои домыслы. Но источники и домыслы очень интересные, не только для краеведа, но и для читателя. Вперёд!
Лемница – по всей видимости это самый древний населённый пункт региона. И самый интересный, загодочный…
Впервые упоминается в документах в 1432 году! Изначально была собственностью Великого князя Литовского, Русского и Жемайтского Витовта. Именно он создал на своих землях систему наместничества, через которую Витебский наместник назначал своих бояр для управления крупным хозяйством Илемница. До постройки Суража, именно Илемница была главным населённым пунктом региона, и целая в улица в Витебске (сейчас часть улиц Ленина от Октябрьского моста до улицы Янки Купалы) называлась Большой Илемницкой. А само название происходит от слова «лемех» - т. е. плуг, его острый металлический наконечник. Привычное нам сельскохозяйственное орудие после своего изобретения и широкого распространения произвело настоящую производящую революцию! Вероятно, в этом селении существовало «образцовое» хозяйство, у членов которого было в достатке металлических лемников (это очень дорогое орудие в ту пору!), и вся распашка велась под ровные борозды.
Но не всё так однозначно! Вернёмся на время в город Витебск, где была улица Лемницкая. Эта улица начиналась от здания современного художественного музея, построенного на месте бывшей… Горы Ломихи. Ничего не напоминает? Ломиха, улица Лемницкая, Илемница. Дело в том, что сама деревня Лемница находится на восточной стороне самой высокой точки Витебской возвышенности (см. деревню Гора). Я не могу сказать точно, но если верить Максу Фасмеру и его этимологическому словарю, то слово лом даёт нам массу пищи для размышлений. В литовском языке есть слов lomà «низкое место на пашне», в латышском lãmа «впадина, лог», а в болгарском лам «яма, ров», которые, вероятно, связаны с ещё одним индоевропейским языком – латинским, где lāmа «лужа, топь, болото». Таким образом, можно предположить, что Лемница – это трансформировавшееся название Ломница, т.е. низкое место по отношению к высокой горе рядом. Учитывая, что в своё время Западная Двина была заселена племенами днепро-двинской культуры, а позже балтскими племенами банцеровской культуры, то вполне их топонимы могли остаться и в более позднее время.
Автушково – название указывающее на принадлежность поселения кому-либо, в данном случае некому человеку с корнем имени/фамилии Авту-. Кто же такой этот Авту-? По мнению такого одиозного современного публициста Анатолия Тараса, в белорусских фамилиях, имеющих корень Авту данный корень имеет балтский корень, который в переводе означает «ткач». Но вероятно, здесь будет фигурировать производное от греческого слова Афанасий (в переводе – бессмертный). Поскольку большинству белорусских говоров свойственно отсутствие звука Ф произошла его замена на звук В, и появились производные на букву В. Сам же этот загадочный Автух, или Авцюх, если судить по окончанию -ово, хоть и сыграл значительную роль при образовании поселения, но название сформировалось после 1772 года. Именно тогда суражские земли вошли в состав Российской империи, и окончание -ово свойственно российской традиции «нэйминга» населённых пунктов.
Но история происхождения названия даёт нам больше вопросов, чем ответов. Особенно если посмотреть на старинные карты! Так на карте Генерального межевания, составленного ещё при Екатерине Второй, деревня Автушково называется… Алтушково! И тогда название играет уже новыми, тюркского происхождения, красками. Так алтыном называли в России 3 или 6 копеек, а в начале 18 века были выпущены серебряные алтыны. Но вряд ли поселение получило своё название от денег, и в данной версии оно могло получить название от человека с фамилией Алтын-.
Любщина – Малая и Большая. Как и все населённые пункты с корнем Люб- установить историю происхождения этих двух деревень невозможно. Исследователи приходят к мнению, что основа люб – это хорошее, удобное, облюбованное место. Это же место может иметь относительно древнюю, дохристианскую традицию как место любовных встреч, место для проведения брачных ритуалов, игрищ. Можно лишь предположить, что здесь находилось культовое место, в котором собиралась молодёжь на праздник Купалье.
Гора – название ориентир, связанное с одной из самых высоких мест Суражского края, у подножия которого и расположено поселение. В средние века у горы было даже название – Лемницкая, чья высота достигает 250 метров! Мы уже знакомы с историей этой деревни, а теперь и знаем, что она либо давала название географическим объектам, либо была названа в честь уже имеющейся горы Лемницкой. Стоит отметить, что в городе Витебске находилась созвучная гора Ломиха.
Возможно, на этом месте могло находиться древнее городище. Напомню, что выдавленной древним ледником территории Беларуси не свойственны перепады рельефа, и в нашем языке слова, обозначающие «гору» как элемент рельефа и «город» - однокоренные. В настоящее время место в деревне Гора облюбовала община т.н. «Анастасьевцев», поклонников книги «Звон Кедра», которые называют теперь возвышенность «Звон-гора».
Храпольно – называлось так не всегда. На старых картах мы можем видеть изменения названия таким образом: Храпулина и Храплино. Великий Жучкевич считает, что одна из вероятных версий происхождения связана с незаконной вырубкой леса или распашкой земли.
Моя «народная» этимология слова, которую я предположил до «серьёзного» изучения темы, была связана с возможной трансформацией названия от «Хорополье» - т. е. хорошая земля, качественная распашка.
Шауры – ойконим относится к сельскохозяйственному типу поселений 15-18 веков, когда княжеские или частновладельческие земли отдавались под управление. Управляющего называли по-немецки (не спрашивайте почему…) shafer. На белорусских землях произошла трансформация Ф в П и А в У\Ў. От представителей рода управляющих поселением «Шаферов»\ «Шапуров» произошёл ряд названий населённых пунктов Беларуси и Витебского района.
Но есть ещё и конспирологическая версия. Если фантазировать, то можно представить Сураж и его окрестности как зону распространения восточной топонимики. И хотя тюркские названия (Курущане, Кураж, Балаши) довольны далеко в лингвистическом плане от представителей иранских народов, но для местного населения и народной памяти эти две группы являлись достаточно близкими. Так имя Шапур и прозводные от него названия в персидско-иранских языках являются достаточно распространёнными. Можно выдвинуть фантастическую гипотезу, что Шауры, как и Шапурово образованы в период существования торгового пути из варяг в греки, либо в эпоху татарского переселения на наши земли в 14–15 веках.
Стоит дополнить, что на старых картах это поселение называется Шевуры. А на ранней карте Плана генерального межевания Суражского уезда конца 18 века никаких Шауров нет. Зато на месте деревни находится… корчма! Это такой тип бизнеса, который сложился на белорусских землях в 18 веке в результате попыток шляхетского предпринимательства улучшить своё финансовое положение. Вероятно, вокруг корчмы сложилось в последующем поселение большой семьи управляющего этой самой корчмой. Но севернее, на всё той же карте Генерального межевания, находится ныне несуществующая деревня Шепурья, которая возможно, была нанесена туда по ошибке, или в поздний период выходцы из Шепурьёв основали Шауры.
Белики – название имеет несколько версий происхождения. Первая, и самая вероятна, это патроним от фамилии с корнем Бел-. А вторая версия – это от слова белица, т. е. верховье болота с белыми мхами, криволесье. Таким образом, название может быть ориентиром.
Ботаничи – стоит сказать, что происхождение этого названия вызывает ряд вопросов. Вероятно происходит от носителя фамилии Ботан-.
Гунченки –название происходит от имени\фамилии с корнем Гун-. Но есть и другая версия, менее правдоподобная. На одной из старинных карт название деревни написано, как Гонченки, и в топонимике Беларуси встречаются похожие названия, обозначающие «гонь» - полосу земли, которую проходит при распашке лошадь с плугом. А совсем уже фантастическая версия, но притягательная для туристов, звучит так – поселение получило название от имени древнего народа гуннов, основавшего это поселение. Шутка.
Застенки – такой тип поселения, и название, возникло после Земельной реформы 1557 года, когда вводился обязательный трёхпольный севооборот. Все земли, которые не вошли в эту системы выносились за пределы, т.н. «стенки». Такие поселения за границами отдавались в аренду мелкой шляхте.
Иваньково – ойконим происходит от, не поверите, от древнееврейского имени Иван, и возникло как поселение людей с такой редкой фамилией и именем.
Каменка –довольно типичное название для наших земель. Населённый пункт получил своё название от названия реки, на которой расположен. Каменкой называли речки с твёрдым, каменистым дном.
Коровка – на старых картах этот населённый пункт называется Коровкино. Населённый пункт связан от фамилии его основателя или владельца по фамили Коровк-.
Кравцово –населённый пункт образован от фамилии его основателя Кравц-\Кравец-. Кравец с белорусского языка переводится как ткач. Интересно, что Автушково и Кравцово находятся очень близко друг к другу.
Краски – название может происходить от названия местности – красивая, хорошая и удобная земля. Или название поселение могла получить от фамилии своего основателя Краск-.
Круподёры – название-ориентир. Так, скорее всего название состоит из двух частей – крупы и дёры (драть, счищать). Крупка в данном случае — это растение, чьё латинское название Drabа L. Небольшие кустики цветущие в июне-июле в лесах дали своё название городу Крупки Минской области, и нарисованы на его гербе.
Лозоватка – название-ориентир, обозначавший место, где много лозы.
Орешенки – название-ориентир, указывающее на растущие здесь ореховые деревья и кустарники.
Пенкловичи – название-ориентир, указывающее на обильную вырубку леса, от которой осталось множество пней.
Присушино – название-характеристика, поскольку поселение располагается на сухой коренной террасе вдалеке от реки Западная Двина.
Прудники – название имеет, как водится, три версии происхождения. Первая – это название-ориентир, связанное с существованием здесь пруда. А вторая от фамилии основателя поселения Прудник-. Третья говорит нам о том, что прудником на смоленщине и витебщине называли водяного мельника.
Рыбаки – поселение могло возникнуть как место жительство людей, занимающихся рыбной ловлей. Или как поселение людей с именем\прозвищем Рыбаки. В пользу первой версии говорит то, что деревня находится на берегу реки Западная Двина и вблизи лесного озера Селяево, богатого рыбой. В том время промысловый лов рыбы, как и в наше время, был прерогативой собственника водоёма, поэтому Рыбаки могли возникнуть как тип производственного поселения.
Саловичи – название никак не связано со словом «сало». Дело в том, что если разбираться в гидронимике Суражского края, то можно увидеть, что практически все водоёмы имеют фино-угорское или в меньшей степени балтское название. С Саловичами, пусть это и поселение, произошло то же самое. Вероятно, это поселение является одним из наиболее ранних на территории сельсовета, которое и существовало, и исходя из названия.
Корень salo – это лес, пуща. В древности обозначал поселение в лесу, на удалении. В то же время, если принять на веру это версию происхождения названия, то становится ясно почему само Задубровье так называется. Два населённых пункта находится в непосредственной близости, и если учесть, что Саловичи старше – то Задубровье, это поселение за Саловичами, т.е. за лесом, пущей, дубравой.
Трущи – ойконим происходит от имени Трофим или фамилии в корне которой такое имя.