Этот книжный фестиваль - самый мой любимый из проводимых в Москве, и в первую очередь благодаря бесплатному входу региональным рядам, которым традиционно отведено достойное место.
Из-за ковидных ограничений пропустила пару лет, в прошлом году также поленилась. А в 2023 в любимых рядах случилось пополнение: были представлены ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области. Беларусь развернула рядом с книгами прямо-таки обширную сувенирную лавку, где чего только не было, начиная от календариков и заканчивая полотенцами с традиционными узорами. Популярностью эти несколько метров пользовались бешеной. Там же приключилась со мной и забавная история: сильно возрастной дедушка, добротно одетый, выбрал себе три календарика и просил у окружающих на них 30 рублей. Данная просьба вкупе с суммой так меня изумили, что почтенному аксакалу немедленно было вручено сто рублей. Любопытно, сдачу ему дали... а вот до меня она не дошла. Ну-ну... И вооще, что это было? Не разменяли пятитысячную? Или еще один способ сэкономить на покупках? В общем, если захотите бесплатно каледарик, пользуйтесь дедушкиным ноу-хау.
Но что-то я начала с середины... Фестиваль в этом году проходил со 2 по 6 июня (пятница-вторник), мы выбрали субботу. Пасмурная погода, 9 градусов "тепла" и пронизывающий северный ветер вкупе с более благоприятным прогнозом на следующий день обещали не так много народа, как обычно. В целом расчеты оправдались: пришедшие в воскресенье рассказывали, что было не протолкнуться. Мы же с сестрой спокойно посмотрели все, что хотели. Хотя таких, как мы, моржей все равно оказалось предостаточно.
Сглупили мы в другом: радостно обсуждая холодную погоду... оделись градусов этак на 17. Притом обе. Два дебила - это сила. Что ж, зато в этом году музейная часть фестиваля, проходящая в теплых и гостеприимных стенах ГУМа, была наиболее подробно осмотрена. К тому же пара человек была замечена вообще с коротким рукавом, хватало посетителей и в совсем легкой одежде. Я сказал - лето, значит, лето.
Музейные ряды оказались довольно интересными, надо будет и в следующие разы не проходить мимо. Букинистики много, есть на что посмотреть. Нашлось место и самиздату. Например, попался на глаза давно не переиздававшийся Сат-Ок, чьи книги стоят бешеных денег. Однако бумага слишком белая, качество обложки не то... Явно не советское издание, пусть и копирует "Библиотеку приключений". Дома интернет подсказал: да, воронежский самиздат 2019 года.
Гвоздем же программы была избрана презентация книги Татьяны Толстой "Истребление персиян", вышедшая в "РЕШ". Дома предварительно отрыли древнюю "Кысь" с целью получить автограф. Ибо на что мне персеяне, под загадочным названием скрывающие всего лишь записи бесед с широко известным в узких кругах Шурой Тимофеевским (вы о таком слышали (чур не путать с Александром Павловичем, написавшим "Пусть бегут неуклюже")? Вот и я нет. Но вживую послушать писательницу весьма даже хотелось.
Что ж, "гвоздь" оказался заодно и главным разочарованием. Столько пафоса и снобизма давно не видела. Истерические же просьбы не фотографировать вообще ввели в ступор. Уважаемая, вы же пришли на общественное мероприятие, где все снимают всех! Тут смысл не в качестве фото, а в том, что оно сделано своими руками, документирует увиденное. Можно сказать, ради этих кадров многие люди и шли! Мы выдержали примерно с полчаса восхищений и ахов по поводу гениальности и необъятности фигуры некоего Тимофеевского. Но после очередного гневного "не снимать, сколько же можно повторять", высказанного только что подошедшим людям, которые еще были не в курсе загонов писательницы, переглянулись и смылись. Ах да, рядом шло литературное мероприятие для детей, и доносящиеся оттуда песни тоже вызвали гнев уважаемой. Мол, это же книжный фестиваль, зачем тут поют?!
Позже, уже дома, я посмотрела, кто таков Шура Тимофеевский и чем прославился, прочитала и бесплатный ознакомительный фрагмент "Истребления персиян". Что ж, если гениальность - это сравнивать могильные холмы с сиськами, не брезговать матом, бесконечно кутить по ресторанам и презирать свою страну и народ, презрительно отзываясь о них с высоты своих заграниц и интеллигентского снобизма, - как говорится, welcome.
"Другой дорогой пошел нынче москвич: он не нянчит детей, не протирает штанов, не устремляется на лыжах в неведомые дали и давно не пьет чаю; он лихорадочно меняет трусы-чулки-бюстгальтеры и, водрузив на себя бриллианты, облив мир духами, сеет вокруг часы и сувениры".
("Истребление персиян", Т. Толстая, С. Тимофеевский)
Рядом шла презентация очередной новинки Александры Марининой. Немного постояли, но про профайлеров слушать было слишком холодно, так что пошли дальше. Видели Дарью Донцову. Вот встречи с ней смотреть интересно, женщина жизнерадостная и с юмором. Однако, основательно промерзнув еще на Толстой, задерживаться не стали, хотя только недавно и отогревались в ГУМе.
Юрий Норштейн, непременный участник всех книжных фестивалей, был на своем месте и подписывал бессчисленных "Ежиков в тумане", а также репродукции из культового мультфильма. Который раз хожу мимо и думаю: режиссеру-то уже за 80, возможно, этом мой последний шанс получить автограф легенды. Но, с другой стороны, сказку написал Сергей Козлов, Ежика и остальных рисовала супруга Норштейна Франческа Ярбусова, а автограф ставить мультипликатора?.. В очередной раз не закрыла гештальт. Тем более что Норштейн на пару с кем-то еще знаменитым как раз согревался из плоской бутылочки, неудобно было отвлекать.
Вообще надо сказать, на книжном фестивале можно увидеть много знаменитых в книжном мире лиц. Вот только на лица у меня память настолько плохая, что данная опция - мимо. В общем, кого и видела, не узнала, только отметила, что этот или тот чувак - явно известен, раз прохожие с ним фотографируются. И даже как-то смутно знаком...
Сами же книги, как всегда, самые разные и удивительные, а цены на них - в основном приятные. Например, "Вафельное сердце" Марии Парр стоило 800 р. - а это цена на Лабиринте с 45% скидкой. Дешевле только брать напрямую от издательства (сейчас стоит 714 р. с 58% скидкой).
Но признаюсь честно: "обычные" книги смотрю лишь мельком: все можно найти и заказать через интернет, притом зачастую и еще дешевле. В общем, неинтересно. А привлекает, в первую очередь, то, чего не увидишь в интернете: региональные и малые издательства, встречи с авторами, лекции. Притом последние не стоит судить по названиям, можно слушать практически все: быстро затягивает. Увы, в этом году последняя опция - мимо. Слишком холодно. Хорошо, что организаторы проводили профессиональную запись всех мероприятий, так что посмотрю кое-что в ВК.
Мы обе пришли на Красную площадь "за три дня до зарплаты" с твердым намерением я-только-посмотрю, но все равно кое-что по мелочи прикупили. Я пополнила свою коллекцию, посвященному декоративно-прикладному искусству, еще одним рязанским изданием и теперь знаю, что такое "Кадомский вениз". А прилавок Мордовии не отпустил без набора открыток с репродукциями художника Ф.В. Сычкова с яркими и жизнерадостными мордовскими женщинами. Не знаю, зачем мне это (не собираю открытки). Но надо.
А вот снимков практически не делали: холодно, темно, ветер пронизывающий, то и дело порывами опрокидывающий заботливо выстроенные книги на витринах. Будем надеяться, что в следующем году с погодой больше повезет.