Найти в Дзене
История. Мифы. Гипотезы

Как получилось, что Польша в 1939 году из союзника Германии вдруг превратилась в её злейшего врага

Оглавление

Как известно, Вторая мировая война началась с того, что немцы напали на Польшу. Но при этом мало кто задумывается о том, что же, на самом деле, послужило истинной причиной этой агрессии. А между тем если уж кто и был виновен в том, что Польша оказалась под пятой гитлеровцев - так это, в первую очередь, сами поляки. Потому, что именно они, заигравшись и к тому же проявив неблагодарность к своим «благодетелям» сами же и подтолкнули Германию к нападению на их территории.

Польская семья собралась возле колонны перед Оперным театром в осажденной Варшаве, а польский солдат наблюдает за происходящим во время немецкого вторжения в сентябре 1939 года.
Польская семья собралась возле колонны перед Оперным театром в осажденной Варшаве, а польский солдат наблюдает за происходящим во время немецкого вторжения в сентябре 1939 года.

Но для чего же Польша ни с того ни с сего спровоцировала своего недавнего союзника и на что рассчитывала в случае войны? Попробуем в этом разобраться.

Опасные «игры»

Всё начиналось ещё в далёком 1918 году, когда независимость Польши была восстановлена и она самостоятельно начала выстраивать отношения с другими странами. Тут нужно ещё добавить, что Польша в 1930-е годы находилась словно между двух огней: с одной стороны её граница примыкала к территории СССР, с другой - к немецким землям. И если с Советским Союзом дружить поляки явно не собирались по причине многовековой русофобии, то с Германией всё было не так просто.

Исторически Польша была не особенно расположена к хорошим отношениям с немцами, но нужно было определяться, с кем из двух могущественных соседей дружить. И выбор был сделан в пользу Германии. Почему? Да просто по той причине, что поляки хорошо понимали «откуда ветер дует». И рассчитывали на то, что если заключат союз с Гитлером, тот в благодарность отсыплет им немало «плюшек». Например, в случае победы над СССР подарит им часть территории Литвы или Белоруссии, а то и Смоленск. Но, как показало будущее, это оказался неверный выбор: вместо того, чтобы получить щедрые подачки от своих немецких «друзей», Польша первой же и подверглась агрессии со стороны Германии.

Если при Пилсудском поляки вполне успешно дружили с немцами против СССР и исподтишка в угоду своим союзникам делали Советскому Союзу мелкие пакости на ниве дипломатии, то после того, как Пилсудского в 1935 году не стало, его соотечественники немного растерялись. Из-за этого вектор направления польской политики второй половины 1930-х годов утратил постоянство и стал подобен флюгеру. И когда в марте 1936 года Германия ввела войска в Рейнскую демилитаризованную зону, польский министр иностранных дел внезапно заявил, что если начнётся военный конфликт, то Польша встанет на сторону Франции.

Зачем полякам это было нужно? Скорее всего по той причине, что им очень хотелось заручиться поддержкой Франции, у которой с Германией уже давно были натянутые отношения и которая в случае чего могла стать для них новым «другом».

Очень может быть что Гитлер уже тогда взял Польшу на заметку как не самого надежного союзника, готового в любой момент переметнуться во вражеский лагерь. Но сделал вид, что ничего не произошло, поскольку поляки были ему нужны. Пока ещё нужны.

К чему ведёт неблагодарность

После того, как Польша дипломатическими методами помогла Германии в захвате Судет и в оккупации Чехословакии, в качестве награды ей досталась Тешинская область. А уже в октябре 1938 года поляки получили от Гитлера предложение присоединиться к Антикоминтеровскому пакту, заложившему основы коалиции стран Оси.

Это было и вправду щедрое предложение, учитывая, что Польша стала четвёртой страной подписавшей соглашение о совместном противостоянии СССР и дальнейшего распространению коммунизма после Германии, Японии и Италии.

Однако за всё нужно платить. И вот, буквально через несколько дней после оккупации Судет, немцы обратились к полякам с просьбой (заметим, пока ещё с просьбой!) отдать им вольный город Данциг и позволить проложить автостраду и железную дорогу через польское Поморье в районе так называемого Польского коридора. Более того, правительство Германии обещало отблагодарить Польшу за эти небольшие уступки, обещая ей:

1. Взаимное признание существующих польско-германских границ;
2. Продление договора о ненападении ещё на 25 лет;
3. Поддержку Германией польских территориальных претензий на Востоке и помощь в решении пограничных вопросов с Венгрией;
4. Сотрудничество в вопросе эмиграции евреев из Польши (которая, к слову, ещё с 1931 года придерживалась политики антисемитизма) и получения колоний;
5. Взаимные консультации по всем внешнеполитическим вопросам.

С чего бы это обычно скуповатые немцы так вдруг расщедрились? Всё очень просто: в случае соглашения этих условий, Германия обеспечила бы себе тыловое прикрытие с востока, ревизовала германо-польскую границу и в конечном итоге серьёзно упрочила бы свои позиции в Восточной Европе. Вот почему Гитлер так долго миндальничал с Польшей, хотя, наверное, мог куда быстрее достичь своих целей силовым путём нежели при помощи договорённостей.

А что же поляки? А ничего. То ли не поняли своей возможной выгоды, то ли решили поупрямиться в надежде, что могут выпросить ещё больше «плюшек». Немецкие предложения были объявлены абсолютно неприемлемыми: дескать, приняв их, Польша утратит свою независимость и станет вассалом Германии.

Понимало ли польское руководство, чем рискует? Скорее всего, отлично понимало. Иначе не стало сразу же после совещания, на котором было принято это решение, приступать к к разработке оперативного плана «Запад» на случай германской агрессии.

Защитники Варшавы. (сентябрь 1939 года).
Защитники Варшавы. (сентябрь 1939 года).

Однако ещё до получения отказа, 25 марта 1939 года, Гитлер заявил главнокомандующему сухопутных войск фон Браухичу, что необходимо заняться разработкой «польского вопроса». Должно быть, уже тогда он понял, насколько Польша ненадёжный союзник и посчитал нужным разорвать с ней союзнические отношения.

Заключение

Собственно, судьба Польской республики именно тогда и была предрешена. И если поляки рассчитывали на помощь Англии и Франции, которые должны были, вступив в военный конфликт, оттянуть внимание немецкого командования на себя, то они очень сильно просчитались.

3 сентября 1939 года англичане и французы и вправду объявили Германии войну, но если уж кого и собирались поддерживать, то исключительно друг друга, а никак не Польшу. Оно и понятно: Англия и Франция пусть и были врагами в прошлом, но теперь перед лицом общего врага предпочли заключить альянс как ближайшие соседи. До поляков же им, по сути, не было никакого дела. Англия, так та вообще могла ни о чём не беспокоиться благодаря своему островному положению. Так зачем же вмешиваться в польско-германские разборки, если те лично её не касались?

Вот так и получилось, что когда настал «час X» и Германия напала на Польшу, та осталась в одиночестве, вынужденная противостоять куда более сильному и лучше вооружённому противника и, разумеется, проиграла. Вот так, ведя небезопасную игру с Гитлером и в то же время заигрывая с Англией и Францией, поляки, можно сказать, сами же и подписали своей стране в 1939 году смертный приговор.

-3