Фильм основан на реальных событиях. Почти.
«Tetris» (2023) Великобритания, США
Режиссёр: Джон С. Бейрд
В ролях: Тэрон Эджертон, Никита Ефремов, Софья Лебедева, Энтони Бойл, Бен Майлз, Кэн Ямамура, Игорь Грабузов, Олег Штефанко, Рик Юн, Тоби Джонс, Роджер Аллам, Мези Этвуд, Мэттью Марш, Аянэ Накабути, Иева Андреевайте.
История о том, как одна из самых легендарных видеоигр, созданная советским программистом Алексеем Пажитновым, прорывалась к мировому пользователю.
Чтобы понять некоторые детали фильма, необходимо знать реальную историю происхождения «Тетриса». Если кратко, то. Игра была написана в 1984 году, когда Пажитнов работал в Вычислительном центре АН СССР. С авторскими правами на произведения музыкантов, композиторов и писателей в СССР всё было достаточно строго. Была организована, и продажа авторских прав за границу. А вот компьютерные программы в Союзе распространялись просто – бесплатно. Это и стало причиной чехарды с авторскими правами и разными видами лицензий на «Тетрис».
Представитель компании, занимающейся программным обеспечением Роберт Стейн увидел «Тетрис» в Венгрии и почувствовав прибыль, немедленно поехал в Советский Союз, где провёл переговоры о лицензии на выпуск видеоигры. Не доведя сделку до финала, Стейн продал права крупной корпорации «Миррософт», которая принадлежала медиамагнату Роберту Максвеллу. Отмечу, что Максвелл ещё с 1949 года сотрудничал с Советским Союзом в сфере издания книг. Встречался с Брежневым, Черненко и Горбачёвым. Был знаком со многими другими советскими политиками.
И вот с этого момента начинается фильм. На одной из выставок компьютерных игр «Тетрис» увидел Хэнк Роджерс. Роджерс на тот момент пытался продвинуть собственную игру – электронную версию «Го», но на выставке, всё внимание посетителей и специалистов забрал «Тетрис». Роджерс пытается купить «Тетрис» для распространения на территории Японии, где он живёт и где у него своя компания по разработке игр. Он договаривается со Стейном, а потом проводит переговоры с руководством «Нинтендо». Последние готовы запустить карманную игровую приставку «ГеймБой» с «Тетрисом». Роджерс пытается вновь встретится со Стейном, чтобы предложить договорится о лицензии на издание «Тетриса» на карманных устройствах, но встреча не состоялась. В какой-то момент он понимает, что, возможно, у Стейна нет прав на «Тетрис» или с ними есть проблемы. В 1989 году Хэнк Роджерс летит в Москву на встречу с Пажитновым и руководством государственной компании «Электроноргтехника». В столицу СССР устремляются и другие охотники за перспективной игрушкой.
Очень любопытный фильм. С одной стороны, снимаю шляпу перед создателями! Юридическую драму об авторским правах сумели сделать динамичным и интересным фильмом. А с другой стороны… Как только Роджерс прибывает в Москву, то в картине начинается просто фантастическая «развесистая клюква» про советскую действительность. Сначала это удивляет, потом раздражает, затем просто смешно от идиотских моментов, которые происходят в экране. На дворе 1989 год. Два года, как объявлена перестройка, разворачивается кооперативное движение, организуются совместные предприятия. Большинство население реально понимает, что путь к коммунизму завершился. В фильме же показан какой-то нереальной нуар-комикс про борьбу агентов КГБ с капиталистами. Агенты избивают людей, выселяют из квартир, следят за всем и за каждым. На серых улицах какие-то несуразные автомобили и забитые жители столицы. Замечу, что дело даже не в 1989, это выглядело бы идиотизмом про любое время СССР. А как вам фраза сотрудника КГБ сказанная в адрес Алексея Пажитнова: «Вы изобрели игрушку, которая развалила СССР, из-за вас остановилась работа всех предприятий». Середина 80-х! На многих ли предприятиях были компьютеры? В середине 90-х я проходил практику, кстати, программистом, в одном госучреждении. И компьютеры, в количестве 8 штук, были только в нашем отделе. Если что-то надо было сделать на компьютере, то все сотрудники немаленькой организации шли к нам.
Кстати, а что было в реальности? После того как Роджерс подписал контракт, они вместе с Пажитновым пошли в японский ресторан и отпраздновали это событие. Оказывается, в 1989 году в Москве уже был первый японский ресторан. В фильме же, после подписания контракта, Роджерс с руководством «Нинтендо» убегают чёрным ходом из офиса «Электроноргтехника», а потом уходят от погони сотрудников КГБ и первым попавшимся рейсом вылетают из Союза.
Получается, что тем, кто помнит советские реалии, к большей части фильма нужно относиться со здоровым чувством юмора.
Интересно, что в одной из информаций попался момент, что Роджерс и Пажитнов видели сценарий и сказали, что чересчур приукрашен. Пожалуй, сценарий очень здорово «приукрашен». Клюква на клюкве.
Из плюсов. Несомненно, отличный дуэт сложился между исполнителями главных ролей Эджертоном и Ефремовым. А ещё – операторская работа шикарна. Особенно в кадрах, где на реальные съемки накладывается компьютерная графика.
Подпишись на канал Кино дозор! Смотрим фильмы вместе!