«Восемь с половиной – это гобелен, сотканный из фантазий Феллини».
Мартин Скорсезе
Полагаю, Вы уже поняли, о какой кинокартине какого режиссера ниже пойдет речь. Мой первый просмотр фильма «Восемь с половиной» выдался необычным – в связи с расположением кресел в кинозале и субтитров на экране, текст было сложно читать, а так уж вышло, что итальянский я не знаю. В какой-то момент отказавшись от тщетных попыток разобрать субтитры, я позволил фильму рассказать мне свою историю без слов. Как ни странно, в целом я понял происходящее, хоть и упустил небольшие детали, что я считаю показателем мастерства Феллини. Во время второго захода я был очень рад, что сложившаяся ситуация заставила меня пересмотреть фильм – эта картина по-новому раскрывается при повторном взгляде на нее.
Главный герой фильма – Гвидо Ансельми – успешный кинорежиссер, любимец женщин и непутевый муж; его роль исполняет харизматичный Марчелло Мастроянни, чья по большей части сдержанная актерская игра придает реалистичности персонажу, находящемуся в центре достаточно сюрреалистичной картины. Гвидо столкнулся с творческим кризисом и синдромом самозванца прямо перед началом съемок нового научно-фантастического фильма. Чтобы хоть ненадолго избавить себя от давления продюсеров и ожиданий кинозрителей, главный герой сбегает в санаторий, но фильм преследует его и там.
Прототипом главного героя являлся сам Феллини – этот фильм можно назвать автобиографическим, режиссер дает зрителям заглянуть в свою голову и понять, как именно происходит творческий процесс. Мастерски жонглируя реальностью, воспоминаниями, фантазиями и видениями, Феллини переносит на экран внутренний поиск вдохновения, выставляет всем на обозрение очень личные переживания.
Одновременно с кризисом творческим, главный герой переживает кризис в отношениях с женой, хотя вернее будет сказать, что кризисы эти неразрывно связаны и вытекают друг из друга. Женщины в жизни Гвидо являются ключом к разгадке фильма – как того, что мы смотрим, так и того, что пытается снять наш главный герой – будь то мать, подруга, любовница, жена или даже Сарагина – загадочная женщина с рубенсовскими формами, живущая на берегу моря и танцующая для малолетнего Гвидо за деньги; она стала его сексуальным пробуждением и толкнула в сторону гедонистической жизни, подальше от церковных устоев, которые ему пытались навязать все детство.
Особое место в пантеоне женщин этого фильма занимает некая Клаудия – прекрасная незнакомка, являющаяся Гвидо в видениях и которую он принимает за свою музу в надежде, что она спасет его от всех проблем и вдохнет в него новую творческую жизнь. Она же в итоге становится ознаменованием того, что никакого волшебного лекарства нет и проблема Гвидо в его неспособности любить по-настоящему. Осознание этого может спасти нашего главного героя, даже если спасти фильм скорее всего уже слишком поздно.
«Восемь с половиной» снят великолепно, кинематография доведена до совершенства – такие фильмы смотришь, чтобы понять, на что кино способно в принципе. Прекрасная операторская работа сопровождается красивейшей музыкой Нино Роты, того самого, который написал легендарную музыку к фильму «Крестный отец».
Федерико Феллини сделал подарок миру кино, раскрыв поток своего сознания на большом экране, и будет некрасиво от этого подарка отказываться. Смотреть всем!