Найти тему

Почему Белинский завидовал людям, которые будут жить в 1940 году?

Биография Виссариона Григорьевича Белинского вполне достойна экранизации. Получился бы фильм в стиле нуар или даже голливудский триллер. И в этом нет ни грана фантазии.

Сам Белинский позднее опишет зарю своей жизни так: «Мать моя была охотница рыскать по кумушкам; я, грудной ребенок, оставался с нянькою, нанятою девкою; чтоб я не беспокоил ее своим криком, она меня душила и била. Отец меня терпеть не мог, ругал, унижал, придирался, бил нещадно и ругал площадно — вечная ему память. Я в семействе был чужой».

Н.А. Мартынов. Портрет В.Г. Белинского. Всероссийский музей А.С. Пушкина.
Н.А. Мартынов. Портрет В.Г. Белинского. Всероссийский музей А.С. Пушкина.

Видимо, поэтому критик говорил, что завидует людям, которые будут жить в 1940 году. И год-то он выбрал симптоматичный! На его родине, которая стала называться СССР, на экраны вышел фильм «Подкидыш», заканчивается война с финнами, Меркадер убивает в далекой Мексике Троцкого, Гитлер берет Париж, учреждается Сталинская премия по литературе… Ее бы Белинский, живи он в 1940-м, обязательно получил бы!

Он же был революционным демократом, и стал символом революции задолго до революции – для свободомыслящих либералов, как они сами себя называли с подачи коноводов: тут помогли партийные литературоведы, литературоведы в штатском, так сказать: и масон Пыпин, и «Профан»–Михайловский. Об этих «правдорубах» и «борцах» еще вовсю издевался Чехов, описывая кабинет «прогрессивного» мыслителя: «На столе ничего случайного, будничного, но всё, каждая самомалейшая безделушка, носит на себе характер обдуманности и строгой программы. Бюстики и карточки великих писателей, куча черновых рукописей, том Белинского с загнутой страницей, затылочная кость вместо пепельницы, газетный лист, сложенный небрежно, но так, чтобы видно было место, очерченное синим карандашом, с крупной надписью на полях: «Подло!». Тут же с десяток свежеочиненных карандашей и ручек с новыми перьями, очевидно положенных для того, чтобы внешние причины и случайности, вроде порчи пера, не могли прерывать ни на секунду свободного, творческого полета…».

Самовлюбленная пошлость. Это-то как раз простительно. Но самое трагическое - и главное! - в другом: они действительно верили, что делают что-то полезное для России и ее народа. А после революции эти идейные импотенты убегут за границу, оставив народ расхлебывать (на собственной шкуре, заметьте) заваренную ими «прекраснодушную» революционную «кашу».

Большевики оказались умнее в этой революционной борьбе. Они сразу бросили лозунг: фабрики – рабочим, а земля – крестьянам (Ложь, но - прекрасная! И вера в эту ложь - искренняя! С этого начинается многое, в том числе, и любовь). А потом, в 1919 году, Ленин скажет, как отрежет: «Крестьяне далеко не все понимают, что свободная торговля хлебом есть государственное преступление. «Я хлеб произвел, это мой продукт, и я имею право им торговать» — так рассуждает крестьянин, по привычке, по старине. А мы говорим, что это государственное преступление». И еще Ильич говорил: «суд должен не устранить террор; обещать это было бы самообманом или обманом, а обосновать и узаконить его принципиально, ясно, без фальши и без прикрас… террор и ЧК – вещь абсолютно необходимая».

Но в данном случае Ильич только повторяет зады. Первыми о терроре и насилии, как единственном средстве построить светлое будущее стали говорить в России декабристы и Белинский. «Неистовый Виссарион» писал западнику Боткину: «Я во всем разочаровался, ничему не верю, ничего и никого не люблю, и, однако ж интересы прозаической жизни всё менее и менее занимают меня, и я всё более и более – гражданин вселенной… Я начинаю любить человечество маратовски: чтобы сделать счастливою малейшую часть его, я, кажется, огнем и мечом истребил бы остальную… Я чувствую, что будь я царем, непременно сделался бы тираном».

Любая революция – это колоссальный взрыв энтузиазма. Это - как весна, первая любовь. Но ведь есть и другие времена года! Чем продолжается нормальная любовь? Браком, семьей, рождением детей, внуков. А если это союз двух представителей ЛГБТ?! А традиционная семья – это бесконечный сериал, вечная «Санта-Барбара», если говорить современными реалиями.

Мудрый Пушкин, например, любил осень. А в этом постоянном нагнетании «весеннего порыва» и кроется, как мне кажется, одна из главных ошибок советской власти. Они все время делали ставку на бесконечный энтузиазм масс: Гражданская война, разжигание мировой революции, индустриализация, коллективизация... Но весна не может быть вечной! Это невозможно и противно человеческой природе. И любовь должна быть обоюдной. А у нас как-то с этим получилось не очень. Прямо скажем: совсем не очень. На смену энтузиазму должно прийти рациональное планирование, создание прогрессивной социально-экономической модели. Ведь был свой китайский шанс! Но нет, мы, как известно, любим трудности преодолевать. У нас даже самое короткое расстояние между двумя точками часто оказывается извилистой линией, а то и вообще - полуокружностью. И в итоге – спад пассионарности в конце 60-х годов, а потом и вовсе крах. Тут можно и нужно вспомнить историю Древнего Рима. Ведь его уничтожили вовсе не Одоакр с Теодорихом. Это только революции можно строить на энтузиазме, великие царства строятся на терпении. Для того, чтобы всё уничтожить под корень достаточно несколько лет и достаточное количество фанатиков, «комиссаров в пыльных шлемах».

А для того, чтобы что-то создать нужны умелые руки, умные головы и десятилетия рутинной и скучной работы. Ни Строгановы, ни Суворовы, ни Морозовы, ни Третьяковы никаких многотомных «трудов» не писали. У них не было на это праздного времени. Писали другие «светочи»: Карлы Марксы, Белинские с Добролюбовыми, Салтыковы-Щедрины, Плехановы и Милюковы. Сразу вспоминается реплика из «Семнадцати мгновений весны»: «Они все фантазёры, наши шефы. Им можно фантазировать, у них нет конкретной работы. А давать руководящие указания может даже дрессированная шимпанзе в цирке». И что получилось в итоге? Если брать в расчет сухой остаток, с точки зрения обыкновенного разумного среднестатистического обывателя – бесконечный сиквел «Шоссе в никуда». Добро пожаловать... в Голливуд!..