С утратой и гореванием человек в своей жизни сталкивается не раз. И каждая утрата с последующим гореванием уникальна.
Человек, утративший для себя важный объект, чувствует себя одиноким, и это чувство пустоты и одиночества сложно переносимы.
К утрате невозможно подготовиться, невозможно предугадать как будет проходить процесс горевания. А также нет каких- либо универсальных рекомендаций, как пройти этот процесс как можно более безболезненно. Уже сам факт горя говорит о том, что это достаточно болезненный процесс.
Утрата не всегда означает чью-то физическую смерть, утрата отношений, потеря или смена работы, переезд, своя болезнь или болезнь близких, это все тоже считается утратой.
Естественной реакцией на утрату является процесс горевания. Реакция на утрату часто зависит от значимости утерянного объекта, а также от привычных способов реагирования на стрессовую ситуацию. Но в большинстве своем человек проходит определенные стадии: шок/отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие.
Горе- это не конкретная эмоция, это эмоциональное состояние, которое захватывает различные чувства, которые испытывает человек при утрате значимого объекта. У горя есть задачи, которые человек должен пройти, чтобы вернуться к жизни. Эта концепция предложена Уильямом Ворденом.
Осознание факта утраты и необратимости ситуации настолько болезненно, что наша психика пытается убедить нас, что ничего не произошло. Что это всего лишь сон, либо человек будто «забывает», что произошло. В таких ситуациях идет избегание процесса похорон, но это не принесет облегчения. Горе и осознание все равно рано или поздно догонит. И как вид застревания на этом процессе- невозможность избавиться от вещей умершего, сохранить его комнату в прежнем виде, вдруг вернется…
Ритуал похорон закрывает эту задачу, дает возможность попрощаться с важным для нас.
Далее идет вторая задача- признать факт утраты, признать эту боль и пережить ее. Страшно, что погрузившись в боль, не выйдешь потом из нее. Но все наоборот, проживание боли как раз дает возможность выйти из этого состояния, а попытка избегания чувств приводит к застреванию на этой стадии.
Третья задача- перестроить свою жизнь, согласно этим изменениям. Утрата меняет жизнь, человек теряет часть своей идентичности («Я больше не дочь», «я больше не женатый человек»). Осознание реальности утраты, переживание боли и понимание того, что жизнь не будет прежней приводит к задаче «чем теперь заполнить образовавшуюся пустоту».
Отсюда плавно перетекаем к следующей задаче- изменение отношения к объекту утраты, к тому человеку, которого потеряли, к той жизни, которая могла бы быть. Это один из самых длительных этапов, когда помимо пустоты, начинаем видеть что-то другое, наполнять значимостью свою жизнь. Пустота никуда не уйдет, но будет видно, что за ней и вокруг нее тоже есть жизнь. Признать факт того, что до утраты были определенные чувства, воспоминания, они никуда не делись, но самого объекта в реальной жизни больше нет.
Самым важным в проживании утраты чего бы то ни было, я считаю адекватную поддержку. Не всякий близкий ее может вам дать, так как находиться рядом с горюющим человеком не так то просто, порой вскрываются свои незажившие раны, некоторым тяжело дается просто быть рядом, не давать советов, не обесценивать самим того не ведая. Но важно понимать, что в проживании горя, если искать поддержку извне, просить о ней, говорить о ней, то она обязательно придет. Вдвоем, чувствуя поддержку переживать горе становится легче.