С Первой мировой войны конструкторская мысль германских разработчиков танков никогда не топталась на месте. Иногда она порождала очень экзотические модели. Рассмотрим некоторые из них, в хронологическом порядке.
№7 Sturmpanzerwagen A7V
Первый тяжёлый танк Германии. С октября 1917-го по сентябрь 1918-го таких неуклюжих монстров сделали всего 20 штук (хотя планировали в разы больше).
Единственный сохранившийся до наших дней танк A7V занесло аж в Австралию. Он выставлен в Музее Квинсленда в Брисбене. В Немецком танковом музее в Мунстере стоит копия (реплика) Sturmpanzerwagen A7V.
Немного о ТТХ: масса 30 тонн; экипаж 18(!) человек; длина корпуса – 7305 мм, ширина – 3060 мм, высота – 3300 мм. Вооружение: 57-мм пушка, 5 7,92-мм пулемётов MG-08. Скорость по шоссе: 10-12 км/час; запас хода – 35 км.
№6 TreffAs-Wagen
Этот средний танк был построен в 1917 году в единственном экземпляре, и в боях никогда не участвовал. Его масса составляла 19 тонн.
Два огромных колеса, диаметром в 3,35 м, составляли основу ходовой части. Экипаж TreffAs-Wagen (3-4 человека) размещался в корме корпуса, между основными колёсами. Доступ внутрь танка осуществлялся через люк в корме, а обзор с места водителя был очень ограниченным из-за основных колес и конструкции в целом.
Ходовое шасси демонстрировало хорошую проходимость, но его производство было очень трудоёмким и дорогостоящим. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек, смонтированных по бокам танка.
Единственный экземпляр этого необыкновенного танка не сохранился: он ещё до конца того же 1917 года был разобран на металл.
№5 Leichter Kampfwagen
8-тонный лёгкий танк, созданный на базе автомобильного шасси «Даймлер», и скомпонованный по стандартной автомобильной схеме: двигатель – в передней части корпуса, ведущая ось – в задней. Вооружение танка – 10-мм пушка или два пулемёта.
Единственный прототип LK.I (Leichter Kampfwagen-1) был сделан в конце 1917-го, а испытан – в марте 1918-го года. Решено было доработать конструкцию — усилить бронезащиту, улучшить ходовую часть и приспособить танк для массового производства. Таким появился Lk ll, улучшенная версия Lk l.
Было заказано 580 таких машин, но реально произвели только 2 экземпляра.
№4 Leichttraktor (он же Kleintraktor и VK31)
По условиям Версальского мирного договора Германии запрещалось иметь собственные танки, поэтому машину в целях дезинформации решили выпускать под видом трактора. В 1928 году были сделаны 4 таких бронемашины. Все они в 1930-1933 гг. находились в советско-германской танковой школе «Кама» в Казани.
В 1931 году правительство заказало фирме Rheinmetall 289 таких танков, но потом отменило этот заказ, отдав предпочтение машине PzKpfw I фирмы Krupp (в целях дезинформации она называлась LaS (Landwirtschaftlicher Schlepper – «сельскохозяйственный тягач»).
Масса – 8,7 тонны. Вооружение 37-мм пушка и пулемёт. Скорость по шоссе – 30 км/час. Запас хода по шоссе – 137 км. Экипаж VK 31 обеих фирм состоял из трех человек: механика-водителя, командира-радиста и заряжающего. Посадка в танк осуществлялась через люк в кормовой части.
№3 Panzerkampfwagen Neubaufahrzeug (Nb.Fz)
Таких 23,5-тонных танков в 1934-1936 гг. было выпущено всего 5 штук. Nb.Fz представлял собою 3-башенный танк классической компоновки со смешанным вооружением и противопульным бронированием. Экипаж насчитывал 7 человек.
Длина танка составляла 6650 мм, ширина –2900 мм, высота – 2650 мм. Скорость по шоссе – 30 км/час. Запас хода по шоссе – 120 км. Вооружение: 37-мм и 75-мм пушки; 3 7,92-мм пулемёта MG-13.
Nb.Fz имели боевое применение: немцы использовали их в норвежской кампании Вермахта. Три из пяти Neubaufahrzeug при этом были потеряны в боях с англичанами. А оставшиеся два вошли в состав датского контингента германских войск. До наших дней не сохранилось ни одного: все Nb.Fz были разделаны на металл.
№2 VK 1602 «Leopard» (Gefechts Aufklärer Versuchskraftfahrzeug 1602)
Этот лёгкий танк для ведения разведки боем создавался как более современная альтернатива PzKpfw II Ausf.L«Luchs», и как дальнейшее развитие идеи разведывательного танка типа Pz.Kpfw. II Ausf. J (VK 16.01). В отличие от них, «Леопарду» нарастили броню, пусть и в ущерб ходовым качествам.
Масса – 26 т. Экипаж – 4 человека. Скорость по шоссе – 60 км/час. Вооружение: 50-мм орудие и 7,92-мм пулемёт.
Опытный образец танка сделали летом 1942 года; был готов первый заказ на создание 105 машин с апреля по декабрь 1943 года + ещё 150 машин до середины 1944 года. Но планы изменились, и проект закрыли. Единственный образец был сдан на слом. Башню использовали в бронеавтомобиле Sd.Kfz.234/2 Puma.
№1 Panzerkampfwagen VIII «Maus»
Ну и, конечно, нельзя не вспомнить про «Маус» – знаменитый гигантоманский проект коллектива конструкторов под руководством Фердинанда Порше. Было построено всего два экземпляра машины, в 1944 году. В боевых действиях они не участвовали. На сегодняшний день в мире сохранился только один танк «Маус», собранный из частей обоих экземпляров. Он выставлен в Музее бронетанковой техники в Кубинке.
При боевой массе в 191 тонну этот танк является самой крупной боевой машиной из всех, когда-либо воплощённых в металле. Танк «Маус» был выполнен на высоком технологическом уровне. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.
Длина корпуса – 9050 мм, ширина – 3670 мм, высота – 3660 мм. Вооружение: 128-мм и 75-мм пушки, 7,92-мм пулемёт MG-34, огнемёт. Скорость по шоссе – 20 км/час. Запас хода по шоссе – 100 км. Экипаж – 6 человек.
До серийного производства данные проекты не добрались в силу целого комплекса причин, самыми главными и определяющими из которых являются, разумеется, причины чисто экономические.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
А как вы думаете, какие ещё танки можно добавить в этот список?