Как отпустить обиду? У всех ли это получается? Как быстро это получается? И получается ли это вообще и всегда ли? Когда человек говорит, что обиды нет уже давно, давно уже простил того, кто обидел, но вот забыть никак не получается, то знайте - если не получается забыть, значит обида не отпущена, она есть. Хоть немножко, но есть. Иначе бы память это не хранила и каждый раз не позволяла бы это вспоминать и ворошить.
Наши эмоции должны в любом случае выходить наружу, иначе начинает страдает тело. Обида не забылась - заболеет тело.
Обида — это чувство, которое комплексно. И в комплекс под названием «обида» входит:
• Печаль;
• Злость;
• Желания (чтобы другой человек удовлетворил чужую потребность);
• Месть (если отсутствует потребность в удовлетворении нужд).
Самостоятельно проработать обиду практически невозможно, поэтому я и сказала выше, что полное прощение обиды невозможно, если присутствует воспоминание. Требуется посторонняя помощь специалиста - психолога или даже психотерапевта, чтобы устранить воспоминания или перевести их в разряд безобидных историй. Расставаться с обидой сложно - это и неприятные воспоминания, и слёзы, и претензии, и жалость к себе. Обида, обида, обида…
Право на обиду имеет каждый вполне психически нормальный человек. Как говорят священники - обиду не имеют люди, достигшие невероятного просветления. Может быть, может быть… Но я лично таких не встречала.
Есть, конечно, и еще категория людей, которые не способны обижаться - это глубоко больные психически люди с полным распадом личности, полностью не социализированные. Им уже все равно.
Можно назвать и еще одну категорию людей - это грубые наглецы, которые откровенно плюют на способность обижаться: они живут по поговорке "Плюй в глаза - скажут - божья роса". То есть, обида у них, конечно есть, она присутствует, но они её так спрятали, что сами забыли о ней до поры до времени. Они потом вспомнят и отомстят - грубо, зло, жестоко. Но сейчас, когда им нанесли горькую обиду, у них есть другие цели, и на данный момент они нечувствительны к боли.
А обида - это и есть боль. Сильная боль, когда в душе физическая боль, а в горле такой комок, что проглотить невозможно. Но показывать это сейчас нельзя. В этот момент наглецу надо отвернуться, чтобы никто не заметил, как он обиделся, как задрожали его губы, лицо по-детски сморщилось и на глазах выступили слезы. А слезы надо удержать, а то еще и подхихикнет кто-нибудь: "О, да у тебя слезки на колёски выступили! Обиделся, что ли?". И ответит наглец: «Нет, не обиделся». Понятно, что обиделся, потому что его обидели. И больно ему, как будто ударили. И это дело рук того, кто подхихикнул, и все это прекрасно понимают. Но наглец потом при удобном случае всё это напомнит обидчику.
Обижаться сейчас в обществе стало неприлично, потому и прячут люди обиду до поры до времени: все вокруг, в том числе и психологи, убеждают, что обижаться дано только неразвитым личностям. Здесь можно поспорить… Напротив, обида - это свойство высокоразвитого мозга и развитой личности, способной уловить тонкую издёвку, обидную насмешку, скрытое хамство и тонкое унижение... Не обижаются животные, у которых мозг развит только на основные инстинкты - есть, пить, спать, размножаться, испражняться. Всё остальное, чем может обладать мозг животного - это дрессура. Но дрессуре тоже не каждое животное поддается.
Обиды помнятся долго, иногда всю жизнь. Даже на смертном одре человек, предчувствующий свою кончину, может сказать, что он не простил кому-то старую обиду. Самые злые глупцы при жизни дают наказ родственникам - не присутствовать обидчикам на прощании, не сообщать о его кончине. И уходит с этим камнем в мир иной. Говорят, что к финишу своей жизни надо прощать обидчиков, иначе тяжело будет всем - тому, кто уходит в другое измерение и тем, кто остается в этом мире. Камень обиды и боль от обиды перекладывается на близких, оставшихся здесь. И страдать придётся детям и внукам за ушедшего обиженного и не простившего обидчика родного человека. А люди потом удивляются «За что нам это?». Отвечу - за чужие непрощённые обиды, за чужие обиды. Ведь обида - это тоже грех.
Обиды у людей могут возникать на разном возрастном уровне.
Вспомните свои детские обиды - они есть у каждого. И вы их до сих пор помните, не отпускаете. Например, вас в чём-то упрекнули родители, от чего вам обидно до сих пор. У вас что-то отобрали, вас обманул кто-то из друзей. Я никак не могу забыть свои детские обиды. Тогда, когда я их получала, казалось бы не такие они уж и большие, но с высоты прожитых лет я вспоминаю это, и никак не могу взять в толк, почему со мной так взрослые поступали.
Я помню, как меня, деревенскую девчонку-шестиклассницу, родители заставили носить в сарай уголь для печки. Уголь привезли днём, свалили с машины на улице за калиткой, и до ночи его нужно было переносить в сарай. На ночь на улице оставлять нельзя было. А в клубе шёл фильм для детей. Детские фильмы привозили в деревенский клуб не каждый день. Меня из-за этого угля не отпустили в кино, куда пошли все мои одноклассники. Родители были на работе, бабушка готовила ужин, сестра с братом были еще маленькие для такой работы. А темнеет зимой рано, и я одна в темноте ведром носила этот уголь и плакала. Так горько плакала, что эти слёзы от обиды я помню как сейчас. Казалось бы, ну что такого, что не отпустили в кино? Я - подросток, и тогда, когда все сидят в кинозале клуба, я вёдрами таскаю этот уголь. Одна. В темноте. Горит только свет в сарае. Я как будто хуже всех, что не могу посмотреть со всеми вместе интересный фильм. Так я думала и заливалась слезами.
А ещё я помню, как меня мама не отпустила на мой выпускной вечер. Не отпустила потому, что я съездила в район в парикмахерскую, сделала себе причёску - стрижку с начёсом. Денег на парикмахерскую дала бабушка. А мама, как увидела меня, такую начёсаную, так сказала «Расчёсывай эту копну и иди на вечер», но я расчёсывать отказалась. Я же готовилась! Белое платье, белые туфли и красивая причёска… Я помню, что сидела в комнате с этой прической, в платье и в туфлях, и плакала. Горько плакала, как раз с комком в горле. А сама я в это время чиркала спичками, и так мне хотелось испортить это белое платье - всё равно ни к чему оно теперь. Мама всю жизнь страдала от того, что не отпустила меня на выпускной. Мне она ни разу не сказала об этом, но рассказала своей внучке - моей племяннице, как она виновата передо мной и переживала до конца дней своих. Но прощения не просила и не оправдывалась, а обида у меня так и осталась. Нет, не на маму, а на ситуацию. Опять я себя увидела не такой, как другие. Все там, а я дома в слезах.
Родители нас воспитывали не то что в сильной строгости, но их слово для нас было законом. Но вот иногда такие моменты были, от которых обида так и не отступила.
И мне всегда мама говорила «Чего обижаешься? На обиженных воду возят!".
А я тогда не задумывалась над этими словами. Но вот сейчас думаю, что воду возить надо на тех, кто позволяет себе обижать кого-то. Кто ругает, хамит, оскорбляет, задевает честь и достоинство. Это я о взрослых… Детские обиды с родительским воспитанием здесь не в счёт.
Одна взрослая женщина рассказывала, как она помнит детскую обиду. Когда родители с младшей сестрой - грудным ребёнком, поехали за сотни километров в гости к родственникам, её, пятилетнюю девчонку, не взяли, но она не плакала и не обижалась. Ну, не взяли и не взяли. Но она очень ждала возвращения родителей с подарками. И когда они приехали, то спросила, что они ей привезли. Отец вроде как бы в шутку сказал «Вот тебе подарки» и отдал девочке пакет, в котором были грязные пелёнки. Ребёнок этой шутки не понял. Но до сих пор помнит тот ужас от подступившей обиды и слёз. Это было слишком жестоко для детской психики.
Обижаться - это просто реакция нервной системы. Это реакция развитого мозга, который способен отличить норму от ненормы, распознать унижение, оскорбление. И ничего вы с этим не поделаете, потому что это не зависит ни от нас, ни от наших желаний.
И обида не имеет никакого отношения к мстительности - нам просто больно. И если человек не мстительный, он никогда не будет мстить за обиду. А месть - это лишь составляющая часть обиды, но она не всегда работает. И если нас обидел нормальный человек - стыдно должно быть ему, если он понимает, что нанёс обиду. А если ему ничуть не стыдно и у него включается рычаг самозащиты, при этом он еще нас и обвиняет, и укоряет - значит, нельзя этого человека назвать хорошим.
Боль постепенно утихнет, высохнут и слезы. И притупится обида, и боль, возможно, когда-нибудь и забудется. Но от тех, кто нанёс обиду, а потом еще с умным видом даёт совет не обижаться, нужно бежать как можно дальше. От них можно чего угодно ожидать. Они или действительно не понимают, что говорят, или являются сильными манипуляторами, чтобы и дальше бить больно. Для них это определенный способ тренировки на чувствах того, кто напротив, на ком можно оттачивать свои грубые навыки общения. Вы понимаете, что я опять говорю не об отношениях родитель - ребёнок. Это другие отношения и другие обиды. Я говорю об общении взрослых людей.
Обида, мстительность и злопамятность - это абсолютно разные вещи. Можно обижаться на жестокость, на подлость, на ложь, на обман, на несправедливость. Но вот обижать, мстить и ждать случая отыграться - уж точно нехорошо и слишком подло. Особенно, если обман намеренный. Намеренный - это когда человек обманывает, а вы знаете, что он обманывает, и при этом он знает, что вы знаете, что он обманывает. Но продолжает обманывать. Это - гадко, и это - подло. Все просто..