Найти в Дзене
Военпред

Правда или фальсификация: о "подвиге" пятерых моряков-севастопольцев в ноябре 1941 года

В официальном представлении к званию Героев Советского Союза политрука 18-го отдельного батальона морской пехоты Н. Фильченкова, и краснофлотцев В. Цибулько, Д. Одинцова, И. Красносельского и Ю. Паршина утверждалось, что 7 ноября 1941 г. в районе селения Дуванкой "противник семью танками и до двух рот пехоты начал атаку на высоту 103,4. Товарищ Шикаев организовал истребительную группу танков во главе со старшим политруком Фильченковым... В этом неравном бою пятеро моряков во главе с Фильченковым уничтожили три фашистских танка, остальные, не выдержав натиска моряков, повернули назад. Гитлеровцы возобновили атаку, уже при поддержке 15 танков. Израненные моряки не покидали поле боя, уничтожая и выводя из строя фашистские машины. Был смертельно ранен отважный пулеметчик В. Цибулько, погиб геройской смертью И. Красносельский. Кончились патроны и бутылки с горючей жидкостью. Тогда Н. Фильченков, обвязавшись гранатами, бросился под гусеницы приближающегося танка. Его примеру последовали Ю. П

В официальном представлении к званию Героев Советского Союза политрука 18-го отдельного батальона морской пехоты Н. Фильченкова, и краснофлотцев В. Цибулько, Д. Одинцова, И. Красносельского и Ю. Паршина утверждалось, что 7 ноября 1941 г. в районе селения Дуванкой "противник семью танками и до двух рот пехоты начал атаку на высоту 103,4. Товарищ Шикаев организовал истребительную группу танков во главе со старшим политруком Фильченковым... В этом неравном бою пятеро моряков во главе с Фильченковым уничтожили три фашистских танка, остальные, не выдержав натиска моряков, повернули назад. Гитлеровцы возобновили атаку, уже при поддержке 15 танков. Израненные моряки не покидали поле боя, уничтожая и выводя из строя фашистские машины. Был смертельно ранен отважный пулеметчик В. Цибулько, погиб геройской смертью И. Красносельский. Кончились патроны и бутылки с горючей жидкостью. Тогда Н. Фильченков, обвязавшись гранатами, бросился под гусеницы приближающегося танка. Его примеру последовали Ю. Паршин и Д. Одинцов. В этом бою герои-моряки уничтожили до 10 танков противника. Враг был остановлен". Такова официальная версия "подвига" Фильченкова и его подчиненных.

Политрук 18-го отдельного батальона морской пехоты Н. Фильченков
Политрук 18-го отдельного батальона морской пехоты Н. Фильченков

Недостоверность события с пятью моряками-севастопольцами видна, что называется невооруженным взглядом.

Во-первых, в деталях документа о представлении, Фильченков фигурирует, как старший политрук. На самом деле, он был политруком, начальником клуба.

Во-вторых, в более подробных мемуарах комиссара Отдельной 8-й бригады морской пехоты Л. Ефименко, группа краснофлотцев названа разведывательной, а не истребительной, действующей в ближнем тылу немцев.
"Фильченков дал знать на КП, что показались танки и что он со своими краснофлотцами постарается их задержать. Шло семь танков, группа Фильченкова залегла на их пути с гранатами и бутылками. Три танка разведчики подбили..." Ничего не говорится о И. Шикаеве, как раз и бывшим старшим политруком, секретарем партбюро 18-го батальона морской пехоты, будто бы организовавшим истребительный отряд.

В-третьих, из мемуаров Ефименко известно, что подробности "подвига" известны, якобы, со слов умирающего Цибулько
"Гранаты кончаются, а танки лезут. Чтобы хоть как-то их задержать, наши ребята стали с последними гранатами кидаться под гусеницы. Первым Фильченков, за ним двое краснофлотцев, кажется, уже, раненые. Погибла вся пятерка. Последний, Василий Цибулько, умер уже на руках нашего фельдшера Петренко. От него и известно главное".

Краснофлотец В. Цибулько, пулеметчик, будто бы, смертельно раненым  и донес до товарищей подробности боя 7 ноября 1941 г.
Краснофлотец В. Цибулько, пулеметчик, будто бы, смертельно раненым и донес до товарищей подробности боя 7 ноября 1941 г.

В-четверых, у Ефименко в мемуарах названа только одна точная цифра уничтоженных группой Фильченкова танков - три, остальные "уничтоженные" танки фигурируют под неопределенным термином "несколько".

В-пятых, в появившейся в декабре 1941 г. фронтовой советской листовке, уже было с точностью подсчитано, кто и сколько "уничтожил" немецких танков в бою 7 ноября. В начале боя уничтожено четыре танка (один из них пулеметом Цибулько). В финальной части: Цибулько - один танк пулеметной очередью по смотровой щели, два танка - четырьмя гранатами. Красносельский - два танка, четырьмя бутылками с зажигательной смесью. Фильченков, Паршин и Одинцов - три танка, путем личного подрыва. В итоге количество танков варьируется от 10 (в представлении к награждению) до 12 (в листовке)

В-седьмых, этот "подвиг" никак не может иметь под собой реальной основы. Дело в том, что 11-я немецкая армия ( приданной 3-й румынской армией), действовавшая в Крыму, не располагала ни одним танком или штурмовым орудием! Об этом писал в своих мемуарах ее командующий генерал пехоты Э. фон Манштейн:"В то время как советские войска для контратак располагали многочисленными танками, 11-я армия не имела ни одного". Вот так!

Репродукция советской пропагандисткой открытки о "подвиге" Фильчакова и его подчиненных
Репродукция советской пропагандисткой открытки о "подвиге" Фильчакова и его подчиненных

Получается, что несуществующие немецкие танки, и вся выдуманная история с "подвигом" группы Фильченкова понадобилась советским политорганам только для того, чтобы оправдать бесславное поражение советских войск в Крыму осенью 1941 года:"Мы доблестно и храбро оборонялись, а гады-фашисты продавили нас своими танками".

Звание Героя Советского Союза было присвоено Фильченкову, Одинцову, Красносельскому, Паршину и Цибулько 23 октября 1942 г. - в момент, когда Красная Армия и флот были временно изгнаны из Крыма немецко-румынскими войсками. Тел погибших "героев",  так и не нашли...