Откровенно говоря, немного странная ситуация, когда пытаются экономить на том, на чем экономить не стоит. Купили за рубежом миноносец с целью его дальнейшего копирования, так купите на него документацию. "Экономия", когда своими силами пытаются "срисовать" агрегаты, напоминают ситуацию, когда жена едет за город, потому, что там картошка на 10 копеек дешевле, а, возвращается на такси, потому, что картошку нести далеко и тяжело (но, "хозяюшка печется о семейном бюджете").
Здесь так же. "Срисовывание", это и время и деньги, и в сумме, выходит дороже (но все докладывают, что "сэкономили"). Непонятно стремление наплодить "мелюзги" (видимо, опять же из экономии)
Показательна в этом отношении история с миноносцем "Сестрорецк" достаточно... показательна. Заложен в 1892 вступил в строй только в конце 1894-го. Строился он на заводе О.Нормана в Гавре. Для "мелюзги" в 80 тонн срок очень большой. Интрига в том, что на него должны были поставить "переработанные" Норманом котлы Дю Тампля (в надежде решить проблему с котлами на наших миноносцах). "Танец с бубном" шел вокруг документации. Развязка наступила неожиданно. Норман запросил 110 тысяч франков за документацию, его "послали по адресу", и в результате миноносец получил обычный "локомотивный" котел.
Бизнес О.Норману летом 1894 года немного испортил англичанин Альфред Фернандес Ярроу. Вики пишет: " Проект был предложен английской фирмой «Ярроу» Морскому ведомству России в 1894 году. Во многом он повторял свой прототип — проект британского эсминца типа «Хэвок»".
Ну уже не совсем так. Не "Heavoc", а, скорее, почти однотипный с ним "Hornet", ибо "Хэвок" имел обычные, "паровозные" котлы, а русской стороной был заказан миноносец с водотрубными котлами, разработанными фирмой "Ярроу". Хозяин сам вышел на Морское ведомство, ибо случилась не очень красивая история.
К постройке 2 эсминцев типа «Хэвок» («Хэвок» и «Хорнет») фирма Ярроу приступила в начале 1893 года. Головной эсминец типа, «Heavoc» («Опустошение» 240-275 тонн, 3600 л.с., 24 узла, 1х76 мм, 3х57-мм, торпедное вооружение) был спущен в октябре 1893 года (построили его чуть более чем за полгода), и 28 октября начались его испытания, на которых эсминец показал среднюю скорость 26,783 узла.
Вскоре после удачных испытаний «Хэвока» обнаружилось, что чертежи машинных установок эсминца имеются у большинства конструкторов, получивших заказы на постройку кораблей этого типа. Ярроу был возмущён кражей своей интеллектуальной собственности: в газетах были помещены соответствующие объявления, обещавшие солидное вознаграждение тому, кто поможет найти виновного. В конечном итоге выяснилось, что в деле о пропаже чертежей замешано Британское Адмиралтейство. Адмирал Фишер, пожертвовав интересами Yarrow Shipbuilders в угоду интересам империи, распорядился направить чертежи HMS Havok в 14 заводов и осуществил заказ на производство 38 аналогичных кораблей. Заводу производителю истребителя миноносцев - Yarrow Shipbuilders достался заказ на постройку всего трёх из них, что не могло не спровоцировать его владельца на поиск экспортных заказов. В качестве "извинения" была поднята цена по которой Англия купила следующий корабль и задекларирован приоритет фирмы в разработке.
Следующий в серии эсминец «Hornet» имел 8 водотрубных котлов, которые потом получили название той фирмы, которая и строила эти миноносцы (у нас их называют эсминцами). Граница между эсминцем и миноносцем очень размытая. Раньше было проще: торпедные аппараты одиночные (2-3), значит миноносец, многотрубные, значит эсминец. Потом начали делить по водоизмещению, но граница постоянно «двигалась», терминология менялась. Появились контрминоносцы (немецкие «Zerstorer» или английские «Destroyer»), потом возродились «минные крейсеры», потом появились «эсминцы», «лидеры». Все зависело от концепции. Ладно, вернемся к нашему "заказу".
"Русский заказ" отличался формой носовой оконечности (ему зачем-то приделали таран), наличием офицерских и унтерских кают (негоже господам офицерам без кают отдельных) и немного усиленным корпусом (русской стороне корпус показался хлипким).
Котлы Ярроу имели полностью разборную конструкцию, трубки прямые, взаимозаменяемые. Чистятся легко, меняются тоже. Поначалу у него водяные коллекторы были коробчатыми, а не круглыми, но, из-за того, что их раздувало, их начали делать круглыми (но, все равно разборными). Удачная технологичная конструкция.
Стоил заказ 33474 фунтов (или, в пересчете, около 1400 рублей за тонну, дороговато, но терпимо). Первоначальная договорённость с А. Ярроу предполагала, что наиболее важные узлы будут заказываться в Англии на заводе Yarrow Shipbuilders, а строительство и сборка кораблей будет происходить на российских заводах. Русская сторона обещала закупить еще 25 "машинокомплектов"
Однако, предчувствуя выгодные заказы, российские верфи стали убеждать министерство, что сумеют в необходимые сроки воссоздать серию «Сокол» без помощи иностранных заводов. Министерство пошло у них на поводу и отказалось от дальнейшего сотрудничества с Yarrow Shipbuilders . И на сей раз Ярроу "кинули". Заказывать ничего никто не стал. С другой стороны, фирма продала миноносец по полуторной цене, и в накладе не осталась.
Так в нашем флоте появился единственный "контр-миноносец" с котлами «Yarrow». Мне скажут, "Как же единственный?! Это же серия миноносцев типа "Сокол"!" Да, все верно, только глянем на даты закладки миноносцев этой серии. "Сокол" был построен в августе 1895 года. Остальные миноносцы закладываются не ранее чем три года спустя. Почему? Об этом в следующей главе.