С середины 50-х годов Министерство обороны СССР маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза Г. Жуков. Начальником ГРУ Генерального штаба был генерал армии С. Штеменко. В 1957 г. на должность заместителя начальника ГРУ был назначен генерал-полковник Х. Мамсуров, одновременно начальник Центра особого назначения. Незаурядный военный деятель маршал Жуков по достоинству оценил потенциал созданного недавно нового вида военный разведки - "спецназ" и возлагал на него большие надежды в возможной войне.
В вооруженых силах СССР "новые" разведчики были представлены пятью батальонами и тремя ротами специального назначения, подчинявшихся командующим военных округов и групп войск. Для укомплектования таких подразделений отбирались лучшие военнослужащие из числа рабочей молодежи, физически здоровые, годные к службе в воздушно-десантных войсках и имеющие среднее образование, равномерно по годам призыва. На личный состав этих частей распространялись льготы, предусмотренные для воздушно-десантных войск. Срок службы для рядовых и сержантов устанавливался три года. Боевая подготовка проводилась по програмам ГРУ Генерального штаба. Руководство и контроль подготовки батальонов и рот спецназа возлагался на начальника разведки Главного штаба Сухопутных войск.
Для подготовки офицеров спецназа министр обороны Жуков директивой НГШ №1546 от 09.08.57. приказал сформировать в системе ГРУ ГШ второе воздушно-десантное училище и дисцлоцировать его в г. Тамбове, в военном городке №1. Обеспечение будущего училища самолетами ВТА возлагалось наглавкома ВВС, для чего планировалось закрепить за училищем один авиаполк. Эта директива и сыграла роковую роль в карьере министра обороны, к которому партийное руководство страны относилось с неприязнью и опаской, и использовало этот документ для отстранения его от руководств ВС СССР.
О том как это произошло описывает военный разведчик М. Мильштейн: "Г. Жуков вызвал его (Мамсурова) к себе и поделился с ним своим решением о формировании бригад спецназа. Эти бригады должны были быть сравнительно небольшими, вооружены самым совершенным и мощным легким оружием. Предполагалось собрать в единый кулак отборный, физически сильный состав, обученный приемами видения ближнего боя, каратэ, десантированию с воздуха и пользованию современными взрывчатыми веществами. Формирование этих бригад Георгий Константинович возложил на Мамсурова. У Мамсурова был друг, которого он знал много лет,-генерал Туманян. В то время он занимал должность заместителя начальника Бронетанковой академии по политической части. Туманян приходился дальним родственником Анастасу Микояну. Будучи женатыми на сестрах они часто встречались... Мамсуров рассказал о встрече с Жуковым и его указаниях Туманяну тот в свою очередь, решил доложить об услышанном Микояну. Микоян, в то время первый заместитель председателя СМ СССР, воспринял рассказ Туманяна очень серьезно. Первый вопрос, который он ему задал, звучал примерно так:"А могут ли эти бригады быть выброшены с воздуха на Кремль?" Туманян ответил утвердительно. Услышав это, Анастас Иванович поспешил на доклад к Никите Хрущеву. В воспаленном воображении Микояна, воспитанного на теории "заговоров", по-видимому, сразу родилась мысль о намерении Жукова подготовить военный переворот с помощью бригад специального назначения".
В результате в октябре 1957 г. был созван Пленум ЦК КПСС с повесткой дня: "Об улучшении партийно-политической работы в Советской Армии и Флоте". Министру обороны Жукову вменялось в вину игнорирование ЦК при попытке создать военное училище. Из выступления М. Суслова:" Тов. Жуков без ведома ЦК принял решение организовать школу диверсантов в две с лишним тысячи слушателей. В эту школу предполагалось брать людей со средним образованием, окончивших военную службу. Срок обучения в ней 6-7 лет... Школа ставилась в особые условия: кроме полного государственного содержания, слушателям школы рядовым солдатам должны были платить стипендии в размере 700 рублей, а сержантам - 1000 рублей ежемесячно. Тов. Жуков даже не счел информировать ЦК об этой школе."
Из выступления Н. Хрущева:"Тов. Малиновский и другие объяснили, что в военных округах разведывательные роты и сейчас существуют, а Центральную разведывательную школу начали организовывать дополнительно, и главное без ведома ЦК. Надо сказать, что об организации этой школы знали только Жуков и Штеменко... Если у Жукова родилась идея организовать школу, то почему в ЦК не скажешь? Мы бы обсудили и помогли это лучше сделать".
Оба докладчика выделяли центральную роль генерала Мамсурова в "разоблачении" Жукова. Хрущев:"Мамсуров оказался не Жуковым и Штеменко, а настоящим членом партии, он пришел в ЦК и сказал: не понимаю, в чем дело, получено такое важное назначение и без утверждения ЦК. Непонятно, говорит он, почему об этом назначении должен знать только министр обороны. Вы знаете что-нибудь об этой школе? Мы ему говорим: мы тоже первый раз от вас слышим". Суслов:"О её организации должны были знать только три человека: Жуков, Штеменко и генерал Мамсуров, который был назначен начальником этой школы. Но генерал Мамсуров как коммунист счел своим долгом информировать ЦК об этом незаконном действии министра".
Пленум единогласно постановил освободить маршала Г. Жукова от обязанностей министра обороны СССР, вывести из состава членов Президиума ЦК КПСС и членов ЦК КПСС. На должность министра оборны СССР был назначен маршал Советского Союза Р. Малиновский. Он смог "прикрыть" от отставки генерала армии С. Штеменко. Генерал-полковник Х. Мамсуров занимал свою должность заместителя начальника ГРУ ГШ ВС СССР до самой своей смерти в 1968 г. и тайно презираемый своими сослуживцами.
Директива о создании 2-го воздушно-десантного училища в системе ГРУ ГШ в г. Тамбове была дезавуирована. Но, к счастью, политическая борьба в партийном руководстве СССР не отразилась на созданных подразделениях специального назначения.