Найти в Дзене
Ирина Минкина

Вечер Z-поэзии в Москве. Некоторые заметки

30 мая 2023 года в «Клубе писателей» при ЦДЛ в столице нашей Родины прошло мероприятие под названием ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ НОВОЙ ПОЭЗИИ. В центре Москвы, в большом зале. Удивительное само по себе событие. Хорошее событие. Правильное. И я очень рада, что присутствовала на этом мероприятии. Как говорится, как же было не сунуть туда свой любопытный курносый нос… А если серьёзно, то я считаю, что подобные мероприятия должны не просто БЫТЬ, и быть РЕГУЛЯРНО – их обязательно нужно насыщать массой сопроводительных публицистических текстов. Всё это нужно описывать, анализировать, документировать и фиксировать. Ровно так, как это было и во все периоды развития русской литературы.

Итак, прежде всего хочу сказать вот что: свободных мест в зале не было. А зал в «Клубе писателей» - 24 ряда по 24 места каждый. И билеты не раздавались «в нагрузку передовикам производства». Билеты продавались – по доступной, но вполне достойной для суммарного заработка поэтов цене. Это хорошо. Как минимум, потому, что это опровергает тезисы нашей литературной фронды (=бывшего литературного авангарда), в том числе утверждения до недавнего времени модного литературного критика Галины Юзефович. Какие тезисы? Да о том, что Z-поэзия просто никому не интересна. Впрочем, как и всякая другая современная патриотическая литература. Оттого, мол, её и не печатали издательства. А вовсе не потому, что кто-то всё это дело «попридерживал».

Я в очередной раз убедилась, что Галина Юзефович или не знает, о чём говорит (удивительное для литературного критика незнание, правда?), или обманывает своих читателей. Я склоняюсь ко второму варианту, так как в неведении и недалёкости госпожу Юзефович заподозрить ну никак не могу. Потому что интерес к мероприятию был действительно большой. Очередь на вход, битком набитый зал. Хотя это не кабаре и не кабак. Это – вечер ПОЭЗИИ. Это не увеселительное мероприятие, а сопряжённый с достаточно сложной душевной (и умственной) работой процесс.

Ведущей поэтического вечера была глубоко уважаемая мной Полина Агуреева. Открывая мероприятие, Полина абсолютно верно, на мой взгляд, сказала, что художник – это всегда диалог со временем. Марина Цветаева говорила, что современность поэта – это его обреченность на время. Но это деятельная обреченность. Отражать время поэт должен не как зеркало, а как щит. Поэт должен сражаться во времени (а также – быть его частью, добавлю я уже от себя).

Многие из тех поэтов, которые выступили на концерте, приехали в Москву буквально с передовой. Как правильно заметила Полина Агуреева, их стихи толкают их на передовую. Что, собственно говоря, и является тем самым деятельным отражением времени, в моём понимании.Полина также справедливо вспомнила слова Михаила Бахтина о том, что за всё, чего художник достиг в искусстве, он отвечает своей жизнью.

Итак, теперь – непосредственно о том, КТО из поэтов выступал на вчерашнем вечере новой поэзии. Мне кажется, что правильнее (или, может, это так просто удобнее для меня) будет для начала перечислить выступавших всех вместе, списком, а потом рассказать о четверых из них – Марии Ватутиной, Анне Долгарёвой, Софье Юдиной и Анне Ревякиной. Про остальных (для того чтобы не перегружать отдельно взятый дзеновский текст) я ещё буду рассказывать в дальнейшем. В отдельных заметках.

Итак, кто выступал на вечере новой поэзии (перечисляю поэтов в порядке выхода на сцену): Мария Ватутина, Анна Долгарёва, Софья Юдина, Света Литвак (не знаю, почему Света, а не Светлана), Анна Ревякина, Дмитрий Артис, Алексей Остудин, Дмитрий Филиппов, Александр Пелевин, Алексей Шмелев, Дмитрий Молдавский, Игорь Караулов, Андрей Добрынин, Олеся Николаева, Светлана Кекова, Марина Кудимова, Надежда Кондакова.

Как видите, список выступавших – очень и очень внушительный. При этом каждый поэт читал, как правило, 3-4 своих стихотворения. Или одно большое. Или два средних. Кстати, знаете, о чём ещё я подумала в связи со всем этим? Мне вот доводилось в своё время слушать выступления иноагента Быкова*. Так вот иноагент Быков* очень хорошо умел монетизировать своё творчество. Равно как и иноагент Беркович*, и многие другие иноагенты от литературы. Все они, наши нынешние «светлоликие», ни одного лишнего слова, что называется, бесплатно не произносили на своих выступлениях. По чуть-чуть, согласно прейскуранту (а ценник был высок), цедили они свои строки на публику. А вот Z-поэты на вечере 30 мая, напротив, щедро осыпали публику своими стихами. Они не жадились. Им было НЕ ЖАЛКО. Потому что от них (и это читалось в их лицах) не убудет от того, что они поделятся с публикой. А от иноагента Быкова*, видимо, убывало при каждом делении. Ну потому как то, что у Z-поэтов называется творчеством, у иноагента Быкова* преимущественно товар. А товар всегда продаётся со всей строгой учётностью.

При этом – заметьте – я не говорю, что иноагент Быков* не талантлив. Дело-то вообще не в таланте. Формой тот же иноагент Быков* технически владеет очень хорошо. Но и Z-поэты – вот ведь в чём штука – формой владеют технически очень и очень хорошо. Я не принижаю талант некоторых «светлоликих». Но при этом я всегда держу в уме, что талант – это инструмент. И только от того, какое содержание будет вложено в тот или иной талант, зависит, что получится на выходе. Талант – это только про КАК СДЕЛАНО. И только в сочетании с содержанием талант рождает то самое ЧТО СДЕЛАНО. Нынешние иноагенты от литературы работали на разрушение: государства, традиций, русскости, нашей цивилизации – а Z-поэты работают на созидание всего этого. То, что работает на созидание, есть культура, в моём понимании. А то, что работает на разрушение, - это антикультура. Даже если это сделано хорошо, качественно, талантливо.

Итак, вечер начался с выступления Марии Ватутиной. Она, собственно говоря, задала тон всему мероприятию. Строгая, собранная, надрывно-стоическая Мария Ватутина.К слову: Википедия называет Ватутину РУССКОЙ поэтессой. Не российской – а русской. Это просто для размышления.  

У меня на войне не сын и не дочь – 
У меня на войне страна.

Мне кажется, это стихотворение Ватутиной стало уже в своём роде камертоном СВО. А ещё Мария читала стихи про уставшего бойца, возвращающегося поездом домой с войны.

Устал боец смертельно. Что такого?
<…>
До столицы мы сторожили это забытьё
<…>
Кто я такая – спрашивать его?..

 А ещё – ещё – её, ватутинское, «Не оплакивай воина, провожая на фронт». Лично для меня эти строки были очень важными, даже критически важными. «Пусть солдатушки русские помнят строгость любви» - как будто бы сама Жизнь говорит мне словами Ватутиной. «Отревёшься потом», - строго предупреждает Ватутина. И я её слушаю: да, всё именно так. Как же вы правы!

А сейчас нужно мужество – и тебе, и ему.

Эти строки – помимо их поэтической ценности – крайне важны как средство человеческого, духовного выживания для любимых женщин нашего «русского воинства» (это тоже выражение Ватутиной).

После Ватутиной поэтическую эстафету приняла Анна Долгарёва. Что касается Долгарёвой, то у неё очень сложная, строгая и стройная система поэтических образов. Анна филигранно соединяет две образные системы – библейскую и военную («не мир Я принёс вам, но меч», пОмните?). К примеру, её стихотворение (которым она начала своё выступление) «А воздух жаркий и липкий» - это не только история о матери, потерявшей сына. Это одновременно и история о Богоматери, отдавшей своего Сына на смерть ради последующего спасения мира. И если сегодня на первый план (по объективным причинам) выходит история человеческая, военная, то с течением времени (а я убеждена в том, что стихи Долгарёвой переживут своё время) на первый план выйдет, как мне кажется, смысл надмирный, религиозный. Не исключающий, безусловно, и контекста.

Ещё более витиеватое и ювелирное переплетение военной и религиозной образных систем выстроено Долгарёвой в стихотворении «Для тех, кто погиб в бою/Есть специальный рай». Почитайте это стихотворение. Описать словами данное стихотворение просто невозможно: настолько это сложно и просто одновременно. Два мира – мир бойца во время боя и надмирная вселенная ангелов – тесно переплетены в стихотворном тексте Анны Долгарёвой. Почитайте стихотворение. Просто почитайте. Потому что это тот самый случай, когда невозможно вычленить из текста его часть. Текст – это единый, целостный, неделимый шедевр.

Поэт Софья Юдина лично для меня стала открытием вечера. Её конёк – военные стихи о любви. Сразу говорю: стихи Юдиной лично во мне отозвались трогательнее всего. Чувствительнее всего. Ну потому что – вот так. Потому что – у меня на фронте воюет Андрей. И стихи Юдиной – это мои слова, чувства и мысли, высказанные стихами. 

Наши жёны во сне на руках, как детей,
Нас живыми выносят из боя.

Ведь это же действительно так! Именно так я и отношусь ко снам; именно это лично я вижу, чувствую и делаю в своих снах.

Крестила небо на четыре стороны,
Не ведая, в какой ты стороне
<…>
Не плачь, я ночевал у Господа,
Чтоб навсегда проснуться для земли.

Стихи Юдиной – это предельно личностный разговор женщины, ждущей с войны своего Воина. К примеру, в стихотворении «И земля расскребала…» Софья Юдина даёт прекрасный, трогательный, очень сильный и вместе с тем исключительно хрупкий образ Любви.

Но любовь отовсюду вставала, из смерти даже
Или не было смерти – а только любовь была.  

 Анна Ревякина была одним из самых самобытных Z-поэтов вечера. Её вИдение войны – насквозь личностное, семейное, родовое. Собственно говоря, это ни разу не удивительно: Анна – уроженка Донецка. Википедия также сразу отмечает, что это РУССКАЯ поэтесса (не российская – а русская). 

Ревякина читала стихи («Прабабушка Анна») про историю своей семьи, историю своих прабабушки и прадедушки («Так мой прадедушка шёл к своей Нюре») – и свою историю как часть своего рода, своей земли. Своего Донбасса.

Кроме этого, Ревякина читала стихотворение «Мариуполь».

Где страна моя кончится – там она и начнется.
Господи, доведётся ли помириться?..

 Образ страны и народа у Анны Ревякиной передан через хрупкое сравнение её с маленьким светловолосым мальчиком – её двоюродным братом.

О тебе на высоком небе ведутся переговоры
Это брат мой, двоюродный по отцу, Володька Ревякин.

 У меня тоже в этот момент сработал, что называется, «личный фактор». Ведь совсем недавно погиб на фронте троюродный брат – Володька Королев…

***

Вообще говоря, поэтический вечер был предельно личным. Предельно эмоциональным. Предельно ТРОГАЮЩИМ. И в то же время – предельно профессиональным. Потому что та самая Z-поэзия (о которой сейчас так пренебрежительно отзываются творческие оппоненты, скинутые с пьедестала предыдущих десятилетий) - это не просто тематический раздел российской поэзии. Это - ЭТАП, пришедший на смену поэзии либерально-презрительной. Которая в свою очередь, на мой взгляд, уже ушла в историю. И здесь совершенно неважно, какое место эта ушедшая поэзия займет в истории российской литературы и как её назовут (русофобская поэзия? поэзия оппозиции? а может, деструктивная поэзия или поэзия антикультуры?). Важно, что она уже УШЛА, уступив место поэзии созидательной - поэзии российского самосознания. И это не может не радовать лично меня. Хотя Галина Юзефович наверняка сокрушается в связи с этим. Ну и Бог бы с ней.

Кстати, мне на днях пришло письмо от Госуслуг с предложением бесплатно скачать на Литресе сборник стихов «ПоэZия русского лета». Вот и чудненько. А раньше Литрес предлагал скачивать исключительно иноагента Быкова*. Что ж? Так Победим.

*признан иноагентом в РФ