Вот уж не думал, что до этого дойдёт. Хоть с того дня и прошло некоторое время, но я всё равно остаюсь в удивлении. Рассказ собрал уже 4 тысячи прочитываний, и счётчик замирать не собирается. Но вместе с популярностью пришли некоторые вопросы и моменты, которых я не совсем ждал. Именно поэтому решаюсь ответить на них здесь, пройтись по порядку в критическом анализе. К слову, может быть, из этого выйдет сносная рубрика, кто знает...
Перед прочтением статьи настоятельно рекомендую ознакомиться с самим произведением
Задумка
Главной темой рассказа стала тема разврата. Собственно, это по названию понятно, спасибо, кэп. В самом рассказе я хотел показать само понятие разврата с двух сторон: сладкой и горькой. Что это значит? Дело в том, что разврат в широком смысле – совокупность низких мыслей и действий. Сниженная лексика, употребление алкоголя, "испорченный" разум – всё это те самые невысокие мысли. Это можно было наблюдать в эпизоде, когда повествователь идёт по улице и рассматривает всех и всё по сторонам. Да и в целом, можно было заметить, как наши герои отпускают пошлые шуточки, обсуждают женщин с точки зрения предмета, удовлетворяющего физические потребности, и сознание их, в общем-то, полно пошлостей. Эту сторону можно расценивать как сладкую, т.к. ощущения приятны, а мысли "беззаботны".
Но есть и другая, горькая сторона. Она же проявляется в том, что человек осознаёт свою низость в словах и поступках, понимает свою невозможность мыслить "выше". И под конец рассказа я описываю нравственные мучения Коли Разраткина (фамилия говорящая, только буквы местами поменяны), который пришёл к выводам о своей низости:
Это всё так ужасно и противно! Я вдруг понял, какой я мерзкий и гадкий человек! Мои мысли – я не верю, что способен так думать.
Интересен ещё и тот момент, когда и как происходит переход. Мне не хотелось раскрывать этот классный приём, но, если вы нашли его до прочтения это статьи, – респект вам. Так вот, где-то посередине рассказа имеются такие реплики:
«Вот оно. Хорошо-то как. Как же хорошо мне сейчас. Зачем всё остальное, когда более не нужно? Она рядом, всего хватает и ничего более не надо. Удовольствие и наслаждение – и больше ничего не требуется…»
«Да это всё болезнь» – писал мне брат на следующий день.
Идёт продолжение сюжета, и переход к следующей сцене происходит весьма логично: вот читатель видит мысли повествователя, которые обрываются, а вот читатель видит кусок текстового сообщения от Коли, который сегодня по какой-то причине явится не может. Но что произойдёт, если оторвать эти реплики от конкретных героев? Если это сделать, то можно увидеть явное противопоставление, борьбу смыслов, заключённую в модель "Да, разврат это приятно – Нет, разврат это плохо". Именно в этом моменте я как бы переворачиваю монету на другую сторону.
А сейчас отмотаем немного назад. Конкретных сцен в голове ещё нет, но идея показать разврат в нелицеприятном тоне уже имеется. Тут в голове встаёт (хах, встаёт) некоторая дилемма: "Я собираюсь рассказывать серьёзную тему – как бы выстроить композицию произведения? Тыкать пальцем, говоря: "Вот, разврат, это плохо, это ужасно, ах, какие ужасные и плохие мысли, люди, давайте думать светлее и верить в самую добрую доброту", что-то не то. А что... что если я попробую описать разврат настолько приятно, что при чтении весь съёжишься и вывернешься в дугу от подобного? Ну-ка, попробуем...". Да, способ повествования я избрал нестандартный, ещё и цитату в начало запихнул для лучшего понимания происходящего. И в ту секунду, да и сейчас, этот путь повествования мне казался самым верным. Но куда же он привёл?
Какой кошмар, что за порево?!
Теперь, когда карты раскрыты, я задаю вопрос: "Получилось ли всё так, как задумывал?". Ну, ежли эта статья существует, значит, нет.
Безусловно, бурной реакции я ждал, ведь какая тема-то выбрана. Но, судя по всему, неподготовленный читатель не был готов к такому потрясению, а потому комментарии и отзывы стали носить подобный характер:
- Ааэуаэуа, это что за порнуха, что за такое-растакое, а?!?!!?!
- Вот уже не ожидал от тебя такого, и тебе не стыдно это было писать?
- А откуда у тебя это взялось? Нормальный же был вроде...
- Мысли никакой, дерьмо полное, высраное непонятно откуда, херня кароч, несумел прочитать
Больше всего мне понравилась реакция и комментарий одного моего знакомого. Напрямую цитировать не буду, но сказал он, мол, всё это у тебя неудачно вышло, излишняя откровенность есть, ещё и почетно-достойное звание химика опорочил (повествователь по сюжету в химии разбирается). Попрошу вас данную формулировку запомнить, мало ли что.
Посмеялся я, конечно, знатно, но отставим в сторону скабрёзности... хоть ненадолго. Начнём с того, а из-за чего все эти тысячные прочитывания появились? На что прибежали люди? Правильно, они увидели в названии слово "разврат" и, потирая ручонки и приговаривая: "Ууу, щас шо то будет", открыли произведение. И что-то я сомневаюсь, что они бежали искать глубокую мораль между строк, намёки на которую, признаю, оставил мало. Иначе как объяснить такую дикую популярность на фоне остальных произведений цикла?
Другой момент. Что в комментариях, что в жизни, я слышал фразы, которые по форме были разные, но суть была одна, что, ну ты херню сморозил, одно только порево, ничего дельного не сказал, всё у тебя неплохо, но не в то русло поплыл. Дорогие вы мои пытливые читатели, до этого рассказа успело выйти целых ШЕСТЬ моих творений (конкретно из цикла), где я:
- Рассуждал на философскую тему присутствия человека в этом мире и его взаимодействие с ним
- Описывал красоту обычной музыки, сыгранной где-то в переходе
- Метафорически говорил про общество как дождь, в котором отдельная личность как бы промокает
- Поднимал тему замкнутости человека из-за внутренних зажимов и слабохарактерности
- В короткой миниатюре поведал о "проблеме коллектива"
- Буквально передал разговор со своим внтуренним "я" в образах человека и его отражении в зеркале
А после этого вот так вдруг, по щелчку, решил свихнуться и написать низкосортную эротику, причём так красочно и натуралистично. Правильно я вас понимаю, ребятки?
Быть может, в этих словах есть немного грубости, да, принимаю, но слышать от своего знакомого, что вот это чёт херня какая-то и в то же время вспоминать рецензию на одно из моих произведений, где присутствовала фраза: "Гениально нахой" (прямая цитата) – и смех, и грех.
Выводы
Что могу сказать по итогу. Безусловно, был мой промах. Винить читателя за то, что он не уловил того, что было от него скрыто, – глупо. Боком ещё и вышло то, как я об это рассказал, точнее рассказал, но не договорил. Факт того, что откровения были, просто я вывернул их не в ту сторону. Тем не менее я остаюсь такого мнения, что произведение вышло неплохим как по идеи, так и по слогу. А я погнал писать дальше, ибо писать ещё много...