Telegram был создан в 2013 году, за первые 2,5 года набрал аудиторию в 100 миллионов человек, сейчас насчитывается более 700 млн. активных пользователей в месяц (держим в курсе, это около 12% всего населения Земли). По состоянию на январь 2023 года входит в ТОП-3 наиболее используемых платформ социальных сетей в России. Довольно внушительная аудитория. Так почему же не использовать её в своих целях?
В 2015 году разработчикам был открыт доступ для Telegram Bot API - интерфейс, позволяющий создавать Telegram-ботов.
Telegram-боты - это удобный инструмент для автоматизации рутинных задач, обеспечения связи и взаимодействия с пользователем. Часто разработчики используют Telegram-ботов в своих IT-продуктах в качестве дополнительного инструмента для улучшения пользовательского опыта.
К Вашему сведению, этой фичей пользуются такие компании, как: Tinkoff (например, Tinkoff Travel Bot - бот от Тинькофф Путешествий), Почта России (бот для отслеживания посылок, поиска отделений почты и т.д.), Wildberries (в бот встроена часть самого важного функционала, который есть в приложении: баланс, продление срока хранения заказов, заявки на возврат и др.), Burger King, Парфюм-Лидер, Яндекс Переводчик, метеорологические компании, сети доставки и этот список можно продолжать довольно долго.
Компоненты:
Telegram-бот состоит из двух основных компонентов:
- Back-end (серверная часть) отвечает за логику работы бота, не виден пользователям бота. Он обрабатывает запросы от пользователей, выполняет необходимые действия и отправляет ответы. Для написания back-end используются различные языки программирования (такие, как Python, Node.js, Java, PHP и др.).
- Front-end (клиентская часть) представляет собой видимый интерфейс для взаимодействия пользователя с ботом. Он отвечает за отображение информации на экране, сбор и отправку данных на сервер. Front-end написан с помощью различных технологий, таких как HTML, CSS, JavaScript и т.д.
Скорее всего наши читатели знакомы с этими понятиями, но не стоит путать возможности Frontend-разработчика при разработке сайтов и при разработке Telegram-ботов, которые функционально ограничены.
Что предоставляет Telegram для реализации клиентской части в ботах?
- Inline кнопки - позволяют добавлять дополнительные функции в чат-бот. Пользователь может нажать на кнопку, чтобы выполнить определенное действие, например, выбрать товар из списка или открыть ссылку на сайт.
- Reply кнопки - позволяют юзеру быстро ответить на сообщение бота. При нажатии на кнопку, сообщение с текстом кнопки отправляется обратно в чат.
- Кнопка меню - предоставляет пользователю доступ к различным функциям бота. Нажатие на кнопку открывает список команд, которые пользователь может выбрать.
- Pop-up сообщения - это небольшие окна, которые появляются поверх основного контента. Они часто используются для оповещения пользователя об успешном выполнении операции или об ошибке.
- Текстовые сообщения и изображения - это основной способ взаимодействия пользователя с ботом. Бот может отправлять текстовые сообщения и изображения для передачи информации или для создания визуального эффекта. Пользователь также может отправлять текстовые сообщения и изображения в чат-бот. Это позволяет юзеру задавать вопросы, отправлять комментарии или предоставлять дополнительную информацию.
- Sharing сообщений - позволяет пользователю отправлять сообщения бота своим контактам в Telegram. Это может быть полезно, например, для рекомендации бота друзьям или для обсуждения определенной темы.
- Веб-страницы, открываемые в pop-up, отображаются в небольшом окне поверх основного контента чата. Это может быть полезно для предоставления дополнительной информации или для выполнения определенных действий без перехода на другую страницу.
Преимущества и недостатки Telegram-ботов:
Плюсы разработки Telegram ботов
- Простота создания - для создания Telegram-бота не нужно иметь специальных знаний в разработке мобильных приложений. Достаточно базовых знаний программирования и работы с API Telegram.
- Меньшие затраты - разработка Telegram-ботов происходит быстрее и дешевле, чем приложений, благодаря более простой архитектуре и меньшему объему кода. (может быть такой вариант событий, что дольше и дороже, но это зависит от специалиста - лучше всего обращаться в Dev Complete)
- Широкая аудитория - Telegram является одним из самых популярных мессенджеров в мире, что дает возможность достичь широкой аудитории пользователей.
- Простота использования - Telegram-боты не требуют установки на устройство пользователя, что упрощает процесс использования. (у большинства ведь и так установлен Telegram на телефон).
Минусы разработки Telegram ботов
- Ограниченный функционал - Telegram API имеет ограниченный функционал по сравнению с другими платформами для разработки мобильных сервисов.
- Ограниченный интерфейс - Telegram-боты имеют ограниченный интерфейс в сравнении с мобильными приложениями, что может ограничить возможности пользователя.
- Неудобство работы с мультимедиа - работа с мультимедиа (изображениями, аудио и видео) в Telegram ботах не так удобна, как в мобильных приложениях (спорный недостаток, мы с командой не определились считать его или нет - оставили, а Вы можете решить сами)
Кому стоит рассмотреть возможность интеграции своего IT-продукта c Telegram-ботом?
- Электронная коммерция: Интеграция Telegram-бота в интернет-магазин позволит покупателям быстро получать информацию о товарах, заказывать их и отслеживать статусы доставки. Также можно использовать Telegram-бота для автоматизации процесса продаж, например, для отправки уведомлений о скидках и акциях.
- Банковская сфера: Telegram-бот может быть использован банками для обслуживания клиентов. Через бота можно позволить клиентам проверять балансы своих счетов, оплачивать счета, получать уведомления о транзакциях и многое другое.
- Медицинская сфера: Через Telegram-бота медицинские учреждения могут предоставлять пациентам информацию о записи на прием, напоминания о приеме лекарств и рекомендации по уходу.
- Туризм: Telegram-боты могут помочь туристам получать информацию о бронировании билетов, отелях, достопримечательностях, а также предоставлять сервис поддержки в путешествии.
- Образование: Telegram-боты могут быть использованы для автоматизации процессов обучения. Например, можно использовать бота для отправки уведомлений о домашних заданиях, проверки знаний и т. д.
- Автосервисы: Интеграция Telegram-бота может помочь автосервисам улучшить взаимодействие с клиентами и упростить процесс записи на сервисное обслуживание. Бот может использоваться для приема заявок на ремонт, отправки напоминаний о предстоящем техобслуживании и предоставления дополнительной информации о сервисе.
- Недвижимость: Telegram-боты могут помочь риэлторам улучшить процесс поиска и продажи недвижимости. Бот может использоваться для уведомления клиентов о новых объектах недвижимости, ответов на вопросы клиентов и уведомления о статусе сделок.
- Транспорт и логистика: Telegram-боты могут помочь компаниям в области транспорта и логистики улучшить коммуникацию с клиентами. Бот может использоваться для отслеживания статуса доставки, отправки уведомлений о задержках и изменениях в графиках доставки.
В завершении хотим показать результаты реализации данного решения у наших друзей. На видео можно увидеть элементы, которые перечисляли выше, и ощутить преимущества работы (зачем скачивать приложение доставки, если можно зайти в Telegram, выбрать товары, сделать заказ и тут же оплатить?)
- Заказывайте Telegram-бота на нашем сайте: https://dev-complete.com
- Подписывайтесь на нашу группу ВК: https://vk.com/dev_complete