Перед нами клинически точное кино, повествующее об отношениях Тани и Джорджио, имеющих нарциссические нарушения. Это пугающе реалистичная драма, каждую сцену которой можно разобрать по косточкам, в которых четко изображены проявления разных нарушений нарциссической стадии развития.
В начале фильма нам показывают женщину, получившей травму ноги, когда она спускается по склону на горных лыжах. Она проходит реабилитацию в центре, и с ней работает психолог.
Диалог с психологом:
- Расскажите, как это произошло.
- Я видимо ехала очень быстро. Мои лыжи скрестились. И я улетела.
- Почему вы упали именно в этот день?
- Откуда знаю. Наверное я слишком разогналась. Лыжи скрестились
- А почему они скрестились?
- ...смеется
- В жизни мы не все замечаем. Не знаем куда движемся, начинаем торопиться быстро, быстро. Даже оглядываемся назад. А потом падаем. Так ведь? Бывает человеку не выбраться из ямы. Прошу вас медленно произнести слово "Ямы".
- Яяямыы.
- Я вам прочитаю, а вы мне скажете что вы об этом думаете: "Колено означает способность уступить, а возможно и отступить. Так как коленный сустав сгибается только назад. Когда у нас болит колено, это может означать, что нам сложно принять то, что произошло в нашей жизни". Это что то из популярной психологии, но у вас есть возможность подумать над этим.
Специалист даёт понять героине, что её травма символична, и не произошла случайно. Скрещенные лыжи как символ отношений Тани. Она доходит саморазрушения и теперь заново учится ходит как в прямом, так и в переносном смысле. На протяжении лечения, Тани вспоминает свою жизнь и мы наблюдаем историю ярких отношений с героем Венсана Касселя, финал которых открытый, но предсказуемый.
Герой Джорджио
Джорджио харизматичный, яркий, уверенный в себе, дразнящий и захватывающий внимание, вызывающий интерес и много эмоций. При этом он незрелый (в его модной квартире стоит подростковая игра), пускающий пыль в глаза, как в прямом так и переносном смысле: у него есть рояль, но явно для красоты, потому что инструмент не настроен. У Джорджио необычен способ знакомится с девушками. Он брызгал им в лицо холодной водой из вёдер для шампанского. Он как бы на время лишал возможности видеть реальность "пускал пыль в глаза", грубо стирал границы, строя отношения слияния, ведь отношения с самостоятельной личностью он вынести не может. Про Джорджио мы можем сказать, что он злокачественный нарцисс.
Нарциссические защиты Джорджио
Герой Касселя привлёк Тани давно, она видела его поведение с другими девушками и, встретив его в клубе решила повторить с ним его же трюк. Она подошла и неожиданно брызнула ему в лицо водой. Это сработало. Кассель приглашает Тани и ее компанию на завтрак к нему домой и это стало началом их нестабильных и мучительных отношений.
С самого начала мы видим проявления его нарциссических защит - идеализацию и обесценивание. Он спрашивает Тани может ли он ей оставить свой мобильный, она соглашается, и он ей бросает ей в лицо свой мобильный аппарат. Тем самым восхищает девушек.
Что лежит за этим поступком, что он даёт почувствовать Тани?
Он даёт ей почувствовать свою исключительность и уникальность. Ведь ему не важны звонки от других людей, главное чтобы у него была связь с ней. И когда она приносит ему список пропущенных, он не взглянув выбрасывает бумажку. Он даёт ей почувствовать, что она единственная кто интересна ему, его внимание сконцентрировано только на ней. Он ставит её на пьедестал, идеализируя, а других обесценивает - все другие неважны, контакты летят в мусорку.
Таким образом, Джорджио эксплуатирует опыт ранних примитивный переживаний. В детстве есть период, когда ребенок страстно желает внимания матери, хочет быть единственным в её жизни, чтобы они были в слиянии. Если ребёнок получил мало внимания и восхищения матери, то эта потребность в слиянных отношениях остаётся. Таким образом, человек , удовлетворяющий ранние нарциссические потребности становится невозможно притягательным и необходимым. Так возникают отношения зависимости.
Качели "приблизиться- отдалиться".
Следующим характерным проявлением злокачественного нарцисса является стратегия - "сблизиться-отдалиться". В сцене, где Джорджио просит Тани родить ему ребенка - мы видим, как он крепко обнимает и тут же обжигает ее утюгом. Следующая просьба родить ребенка сопровождается жестами удушения ее. С одной стороны, он хочет близких отношений, семью, детей, и в то же время это пугает его и он их символически уничтожает, проявляю агрессию.
Дальше это только усугубляется. Тани беременна, ее эмоциональное состояние нестабильно, и Джорджио вместо того, чтобы быть рядом и поддерживать отводит ее к врачу и "садит ее на таблетки". Далее он отстраняется физически. Герой сообщает, что он снял квартиру неподалеку и после рождения ребенка будет там жить.
Здесь мы видим действия двух факторов:
- Джордж не может выносить близкие отношения.
- Джорджио может находиться только в диадных (слиянных ) отношениях, отношения в триаде (отец -мать -ребенок) для него невозможны.
Героиня Тани.
Мы ничего не знаем о её матери, но с первых кадров истории видим её брата и знакомимся с отцом после рождения сына. Мужчинам этой семьи повезло - мужская часть сильная, надежная. Младший брат Тани стабильный, адекватно оценивающий реальность. У самой Тани мужская часть тоже сильна - она сохраняет отношения с братом, у нее серьёзная, основательная, успешная работа адвоката. А вместо женской идентичности у неё дыра. Опять мы видим это и в прямом (в сцене, когда она жалуется Джорджио из за чего ушёл её первый муж) и в переносном смысле. Её идентичность строилась в мужском мире. Это дало ей возможность стать успешной в карьере, но провальной в женской части - она не знает как быть женой и матерью. Возможно, мать Тани была холодной, отсутствующей, ей катастрофически не хватило материнского взгляда, внимания и восхищения ей как девочкой, она была нарциссически недоинвестирована. Это проявляется и во внешнем виде - Тани не современна, не ухожена, она не старается себя украсить.
Почему Тани влюбляется в Джорджио
Тани - дефицитарный нарцисс. Недоинвестированная вниманием в детстве, она пытается заполнить внутреннюю пустоту. Ее привлекает яркость, грандиозность Джорджио, она пытается присвоить эту самую грандиозность, копируя его поступки. Но когда он уходит её грандиозность рассыпается и она опять остаётся с пустотой. Именно поэтому финал фильма предсказуем. Их отношения не могут закончится, они обречены на постоянное повторение. Находясь в слиянии и зависимости друг от друга, они не развиваются, поэтому не могут измениться. Им необходим третий, который проведет черту между ними, разделит их. Этим "третьим", конечно, может стать психотерапия.
Прогноз Тани.
Если бы Тани пришла в терапию, то её прогноз был бы хорошим. У Тани есть ресурсы, на которые она может опереться. Есть семейный ресурс- теплые отношения с братом, она умеет строить хорошие отношения с людьми, быть с ними в контакте. Да, потребовалось бы время на то, чтобы она установила контакт с собой, научилась связывать свои чувства и происходящие события. Здесь можно опираться на ее интеллект. В процессе терапии у нее сформируется внутренняя опора, ей не придется ее искать в другом. Она наконец сможет почувствовать свою самоценность.
Прогноз Джорджио.
Пришёл бы Джорджио в терапию? Вряд ли. Он избегает неприятных переживаний, его стратегия обвинять всех вокруг, сбегать,он не сможет удержаться в терапии поскольку там придётся соприкасаться с трудными чувствами - печалью, грустью, одиночеством, разрушение его грандиозности приведет к нарциссической депрессии.
Но не хочется выставлять Джорджио в исключительно негативном свете. Ресурсом Джорджио, на мой взгляд, является хороший контакт с его детской частью, он умеет регрессировать и играть, получая от этого удовольствие. У Тани здесь провал, она не умеет играть И это то, в чем она нуждается, поэтому ей хорошо рядом с ним. Она расслабляется, играет и получает удовольствие.
Его лучшей стратегией было бы применить свою грандиозность в кризисных ситуациях, где он может помогать, спасать людей, чувствуя себя нужным и востребованным. Это его важная потребность, он говорит об этом Тани за их первым завтраком. Но он не может найти адекватное применение этой внутренней части, мы видим только отношения с деградирующей Анесс, которую он постоянно спасает.
Вы смотрели фильм? Какие сцены вызвали у вас сильные эмоции?