Похоже читателям понравились мои комментарии к отдельным главам Библии и Торы, поэтому продолжу эту рубрику.
Первую и большую часть христианской Библии составляют книги Ветхого Завета. Завет означает связь, договор человечества с Богом. Эта связь растет, крепнет, проходит определенное количество ступеней. Затем возникает качественно новая связь человека с Богом: Бог является людям в человеческом образе, в образе Иисуса Христа. Этот новый диалог человечества с Богом изложен во второй части Библии, называемый Новый Завет.
Не все знают, что Тора (священная книга религии иудаизма) практически полностью повторяется в первой части Библии (Ветхом Завете). Различия в основном в переводе звучания Библейских имен.
Поэтому для более полной картины, читателям предлагаются параллельные тексты из Библии и Торы в их канонических переводах.
Библия совсем не простая книга. К сожалению, прочтя ее от корки до корки, как художественную литературу, человек мало что поймет.
Дело в том, что в этих Священных Текстах содержатся и зашифровано огромное количество духовных знаний. Чем выше духовный уровень человека, тем по-другому он видит и воспринимает содержание Библии.
Кто-то воспринимает тексты Библии как сборники исторических рассказов. Другие видят в Библии изложение морально-этических или философских принципов. Иные пытаются разгадать за строками текста тайные мистические знания.
Предлагаю читателям подход, когда весь текст Святого Писания, все описанные в нем истории и жизнеописания, рассказы о странствиях и битвах рассматривается нами как зашифрованное описания внутреннего мира отдельно взятой души (можно сказать внутреннего мира каждого читающего эти строки).
При таком подходе текст превращается в некие методические указания по прохождению духовного пути, данные Богом, для каждого из нас. Т.е. в Библии зашифрован жизненный путь каждого из нас. Можно сказать, что в Святых Писаниях дается подробное описание алгоритма программы созданной Богом для роста наших душ. Такую программу мы обычно называем – «жизнью».
И появляется ответ на беспокоящий каждого вопрос: «В чем смысл жизни и для чего мы живем?».
Итак, продолжаем разбирать текст:
Ветхий завет. Бытие.
Адам познал Еву, жену свою: и она зачала, и родила Каина, и сказала:
Приобрела я человека от Господа.
И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец; а Каин был земледелец.
Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу.
И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел (оказал предпочтение, полюбил – прим. Комментатора) Господь На Авеля и на дар его;
А на Каина и на дар его не призрел, Каин сильно огорчился, и поникло лице его(4.1- 4.5)
И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его (4.8 ).
И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет во Мне от земли.
И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей.
Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
И сказал Каин Господу Богу: наказание мое больше, нежели снести можно.
Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретиться со мной, убьет меня.
И сказал ему Господь Бог: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. (4.10- 4.15)
Тора. Книга Брейшит. Глава Брейшит.
И познал человек Хаву, жену свою, и она зачала и родила Каина, и сказала: «Обрела я человека с Богом».
И еще родила брата его, Гевеля, и был Гевель пастухом овец, а Каин был земледельцем.
И было, спустя некоторое время, принес Каин от плодов земли дар богу.
А Гевель принес также от первородных овец и от жирных их; и преклонился Бог к Гевелю и к дару его;
А к Каину и дару его не преклонился, и очень досадно стало Каину и поникло лицо его. (4.1 -4.5)
И замыслил Каин против Гевеля, брата своего, и когда они были в поле, восстал Каин на Гевеля, брата своего, и убил его. (4.8)
И сказал Он (Бог – примеч. Комментатора) : «Что сделал ты? Голос крови брата твоего вопиет ко мне из земли.
И ныне ты проклят от земли, которая отверзла уста свои, что бы принять кровь брата твоего от руки твоей.
Когда будешь возделывать землю, она больше не даст тебе силы своей; вечным скитальцем будешь ты на земле».
И сказал Каин Богу: «Велика вина моя, непростительна.
Вот, Ты, сгоняешь меня теперь с лица этой земли, и от внимания твоего буду скрыт, и вечным скитальцем буду на земле, и вот, всякий, кто встретит меня, убьет меня».
И сказал ему Бог: «При всем этом, всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро». И дал Бог Каину знамение, чтобы не убил его всякий, кто бы не встретил его. (4.10-4.15)
Комментарии
Второе грехопадение «человека».
Вслед за первым изгнанием человека из рая, за, казалось бы, незначительный проступок (ну, съели яблоко), происходит новое изгнание.
Теперь история значительно более «криминальная».
«Хороший» человек — Авель, делает угодное Богу. «Плохой» человек – Каин, убивает Авеля за это.
Но Бог оставляет Каина в живых, даже дает ему некую «охранную грамоту», и в очередной раз, отругав, изгоняет подальше от себя.
Впоследствии «плохой» Каин делается прародителем первой человеческой цивилизации.
Есть некоторое сходство этих двух грехопадениях.
Первый раз Адам с Евой, второй раз Авель пытаются сделать нечто, на их взгляд, хорошее. Первый раз – разобраться в вопросах добра и зла и стать «как Боги». Второй раз — просто стать угодным Господу.
Оба раза все заканчивается для человечества плохо – изгнанием и удалением от Бога. Вот так, что бы ни делало творение, оно гонится прочь.
Почему так происходит?
Если не читать текст Библии или Торы, как исторический рассказ, то многое становиться понятнее.
Первые главы святых Книг описывают этапы Творения, этапы помещения душ в наш мир, который является школой, где души проходя развитие, приобретая новый опыт и знание, поднимаются по духовной лестнице обратно вверх, к своему Создателю.
В качестве грубого примера, можно привести развитие человеческого плода и ребенка. Если этот всем известный процесс описать в терминах Библии происходит вот что…
Сначала бывает «слово», мысль о том, что ребенка надо бы зачать.
Потом наступает период обязательных «действий». Разный период времени занимают это действия.
Наконец, человеческое семя (где в хромосомах, ДНК и т.п. заложен весь набор свойств и алгоритм развития будущего человека) отделяется («удаляется») от своего отца, и помещается в совершено новую среду (материнское лоно).
Это удаление семени от своего Отца неизбежно. Как бы не любил отец будущего ребенка, и как бы не любил будущий ребенок своего Отца, на этот период они быстро удаляются друг от друга. Можно назвать этот процесс чередой «грехопадений» или «удалений» Творения от Творца. В нашем мире это происходит на физическом уровне. В духовном мире это происходит за счет удаления духовных свойств.
Но продолжим аналогию с ребенком. Находясь в организме отца, семя является одной из клеток этого организма. Будучи выброшенным, оно начинает стремительно менять свои свойства. С каждым мгновением все больше переставая быть клеткой тела Отца. После оплодотворения в организме матери это уже не первоначальная клетка, а новая клетка, где свойства творения (будущего человека) максимально далеки от свойств их родителей.
Действительно, оплодотворенная клетка и взрослые люди с их проблемами и жизнью — ничего общего. Однако постепенно начинается обратное развитие, подъем вверх, к свойствам своих родителей. Сначала еще, будучи зародышем, клетка делается организмом. Затем в животике у мамы проходит все этапы развития живой материи: клетка, рыба, рептилия, млекопитающее. Потом постепенно формируется организм человеческого младенца. И только потом он мучительно рождается, выталкивается из маминого животика опять в новую среду, где живут его родители. Но даже теперь он еще не взрослый человек. Впереди долгая дорога: детский сад, школа, институт….
Если продолжать приведенную аналогию, в первых главах, речь идет только о первых днях зачатия. Ни плода, ни ребенка еще нет. Есть только набор свойств Творца (как бы набор хромосом), и этот набор все дальше и дальше уходит в своих свойствах от Родителя, изгоняется из «райского сада», затем еще раз изгоняется ……
Теперь, наверное, будет понятна и история Каина и Авеля. Бог дает возможность более огрубленным свойствам души, называемые «Каин», уничтожить хорошие свойства души, называемые «Авель». Авель значительно ближе к Богу, Каин – дальше. Таким образом, Творение (человек) приобретает все более грубые, отличные от Бога свойства, спускаясь по духовной лестнице вниз, в наш мир.
Читайте на сайте Kharit.ru