Да, именно немецкая армия создала теорию блицкрига, но Красная армия точно так же готовилась воевать и побеждать «малой кровью, единым ударом и на чужой территории» – так учила партия.
Это стремление наступать пришло в уставы: Боевой устав пехоты (БУП), Наставление по инженерному обеспечению операций и все другие документы, которыми руководствовались войска и штабы, прямо запрещали отрывать траншеи. Одиночная или парная стрелковая ячейка – вот основа обороны, да и только на короткое время и только на второстепенных направлениях.
Потомственный военный, боевой офицер, награждённый многими орденами, генерал-майор российской армии, участник гражданской войны на стороне большевиков, Александр Андреевич Свечин утверждал, что в будущем войны, в которых столкнутся сильные противники, будут принимать непременно затяжной характер. Свечин предостерегал от надежд на быстрые успехи, был убеждён, что никакие первоначальные «блестящие наступления» не дадут длительного эффекта.
Свечин твёрдо знал, что нужно встречать вражеское вторжение обороной: колючая проволока в десять, двадцать рядов, а за теми рядами – первая траншея, вторая, за ней третья, и далее в бесконечность. И прочнейшие блиндажи, и надёжные хранилища оружия, боеприпасов, чтобы выбить танки противника, перемолоть его дивизии, дать противнику выдохнуться, растратить резервы, топливо, боеприпасы, растянуть коммуникации и только после этого переходить в контрнаступление.
Первым обрушился на Свечина «гениальный мозг армии» Тухачевский с прямыми доносами: «Свечин марксистом не был и никогда им не хотел быть. В теоретических своих положениях Свечин всячески восстаёт против возможности наступления Красной Армии против капиталистических стран. Сознательно или бессознательно он является агентом интервенции империализма...»
Свечина арестовывают в 1930 г., потом выпускают, потом опять арест в 1931 г., осуждение и лагеря – и снова возвращают талантливого военного и патриота России а армию, он служит в Разведывательном управлении Генштаба РККА, читает лекции в Академии Генштаба и продолжает повторять: массированная оборона, уничтожение наступательного порыва противника и сокрушительный контрудар – вот путь к победе!
Но в дальнейшем опыт Первой мировой войны, опыт обороны в стратегическом масштабе был отвергнут, осмеян, оплеван и забыт – красные маршалы и генералы стремились только наступать, и последовал беспощадный удар 41 года. И даже тогда, когда немецкие танки рвались к Москве, Генштаб РККА вместо жёсткой обороны требовал от войск «предпринимать частые наступательные действия», которыми они изматывали не столько противника, сколько себя.
И лишь учтя опыт двух лет боёв, на Курской дуге Центральный и Воронежский фронты возвели по 5–6, один за другим, оборонительных рубежей, где германским танковым войскам раз и навсегда переломили хребет и отучили их наступать.
А Свечин в третий раз арестован в 1937 году, ничего не подписал и никого не оговорил, был расстрелян в 1938 году. Реабилитирован в 1956 г. А война могла бы пойти совсем другим путём, но кто же будет слушать «бывшего золотопогонника», который не верит, что идеи важнее военного искусства и боевого опыта?!