Найти в Дзене
Бегу по волнам.

ЧЕЛОВЕК В МЕДВЕЖЬЕЙ ШКУРЕ.

Прабабушка сказок не рассказывала. Она их, кажется, и не знала. Так, пару-тройку типичных деревенских баечек, а из собственного опыта... ну, гадая на Святки с подругами, она увидела в отражении моего прадеда. Это отдельная история, по-своему интересная. В целом — прабабушка не отличалась склонностью к мистике, хотя и воинствующим атеистом не была. Среди историй, которые она рассказывала внучкам, и в первую очередь своей любимице, моей маме, немало захватывающих. О том, как плыли четыре месяца через Красное море, о Гражданке, о Харбине, о том, как братья делали коммуну, где все будет общее, о том, как однажды чудом удалось спастись от японских интервентов, о партизанской борьбе, о том, как в голодные годы она разоряла зерновые запасы мышек-полевок, о том, как к ее маме, моей неграмотной прапра, все село ходило за расчетами - она была ходячий калькулятор, отлично считала в уме... О корове Зорьке. О псе Полкане. О красных и белых. О войне за новый мир. О, там информации на целую книгу, и

Прабабушка сказок не рассказывала. Она их, кажется, и не знала. Так, пару-тройку типичных деревенских баечек, а из собственного опыта... ну, гадая на Святки с подругами, она увидела в отражении моего прадеда. Это отдельная история, по-своему интересная. В целом — прабабушка не отличалась склонностью к мистике, хотя и воинствующим атеистом не была.

Среди историй, которые она рассказывала внучкам, и в первую очередь своей любимице, моей маме, немало захватывающих. О том, как плыли четыре месяца через Красное море, о Гражданке, о Харбине, о том, как братья делали коммуну, где все будет общее, о том, как однажды чудом удалось спастись от японских интервентов, о партизанской борьбе, о том, как в голодные годы она разоряла зерновые запасы мышек-полевок, о том, как к ее маме, моей неграмотной прапра, все село ходило за расчетами - она была ходячий калькулятор, отлично считала в уме... О корове Зорьке. О псе Полкане. О красных и белых. О войне за новый мир.

О, там информации на целую книгу, и я ее потихоньку пишу.

Среди этих историй есть одна, которая ни в какие ворота.

- Бабушка, ну признайся, ты это придумала? Это же сказка?

- Нет, так было...

Место действия: уссурийская тайга. Время действия: начало двадцатого века. До революции.

Прбабаушка не боялась тайги. Лесным человеком ее трудно было назвать, но... не боялась. Достаточно сказать вот что: когда в войну погиб ее любимый младший сын Володя, она ходила плакать в лес. Одна, только брала с собой верного пса по кличке Жук. Никто ее толком и не видел плачущей, но наедине с собой и с лесом она горевала так, что заметно посадила зрение. Такой вот характер...

Так вот. Сказка гласит, что однажды летом, а может, в начале теплой дальневосточной осени, прабабушка - тогда юная девушка, подросток - взяла с собой младших соседских детей и повела их в лес. Погулять. Может, ягоду пособирать или грибы. И они, конечно, заблудились. Причем капитально.

В итоге пришлось ночевать в лесу. Они нашли удобное дерево, забрались в развилку, затихли. Решили пересидеть до утра. Костер им разводить, видимо, было нечем - не планировалось костра и ночевки, недалеко шли и беспечно.

Ночью из чащи вышел медведь. Он спокойно подошел к их дереву и попробовал влезть. Дети завизжали, конечно. Медведь отступил. Потоптался под деревом, еще раз попробовал - нет, боятся. Тогда он бросил это дело и потрусил в лес. Но на тропе вдруг развернулся и, стоя как человек, в полный рост, махнул лапой - пошли, мол! И снова: давай! Все это происходило в полной тишине. Медведь молчал и маячил.

Самое удивительное в этой истории - они за ним ПОШЛИ. Слезли с дерева и пошли.

Медведь привел их к лесной заимке. Домик... может, охотничье зимовье, может, чья-то одинокая изба, подробности до меня не дошли. Внутрь он не пошел, удалился в чащу.

А дети переночевали внутри. В доме было пусто и чисто. Запасов еды, обжитости, примет человеческого быта они ночью не приметили. На рассвете пыль плясала в луче и медвежья шкура лежала на лавке. А хозяина не было.

Утречком они тихонько вышли из дома и отправились искать родное село. По свету нашли, и довольно быстро. Вот и вся история.

- Бабушка, так наверное, это был человек в медвежьей шкуре?

- Может, и человек...

Прабабушка улыбалась, щурила синие глаза.

- Ночью был прямо настоящий медведь. Я не видела его лица.

Я все думаю - кто это мог быть? Версию, что прабабушка сочинила эту сказку, отметаю. Итак... В тех краях встретить тигра проще, чем медведя. Но медведя - тоже можно. Но ведь это не мог быть настоящий медведь?

Тогда кто?

Дальний Восток. Коренные народы: удэгейцы, нанайцы. Удэгейцы, как и приамурские нивхи, верили, что медведь - их первопредок, родич. Да что там, похожие мифы были даже у корейцев, несмотря на то, что главный герой их лесных сказок - тигр...

Так может, это был местный в шкуре медведя? Охотник? Шаман? Увидел заблудившихся девчонок, отвел на заимку, чтобы безопасно переночевали? Но почему ни слова не сказал - плохо знал по-русски? Но ведь мог подать человеческий голос, чтобы его в темноте за зверя не принимали. А он молчал. Табу? Зарок? Просто не любил болтовни?

И почему они пошли за ним - таким молчаливым, неотличимым в темноте от лесного хозяина?

Медведь - зверь легендарный, к нему в Евразии аж со времен неандертальских относились с большими пиететом. Те медведи были огого, исполины со страшной курносой мордой (по реконструкциям видно, черепа сохранились). Они вымерли, как вымерли и неандертальцы. На смену им пришли мы, стандартные сапиенсы. Узкая кость, легкие ноги, быстрые мысли. Наши медведи под стать нам - поменьше, попроще. Но и того хватило, чтобы десятки народов Евразии веками на разных языках величали медведя Хозяином.

- Бабушка! Это сказка?

- Это быль.