Всем привет! Сегодня обсуждаем роман современного классика американской литературы Джонатана Франзена "Поправки". Знакомство с этим автором - ещё одна закрытая брешь в литературном самообразовании и повод перестать считаться литературным невеждой или проще говоря, лохом. Ибо рекомендации к прочтению писателя, которого сравнивают то с Львом Толстым, то с Томасом Манном, несутся сегодня, что называется, из каждого чайника. Начать решил с произведения, одномоментно катапультировавшего Франзена в элиту не только американской, но и мировой литературы. Роман "Поправки" был написан в 2001 году, сразу по выходу став бестселлером: книга была переведена на 35 языков мира, стала победителем Национальной книжной премии США, а к фамилии сорокадвухлетнего на тот момент Франзена все вдруг стали добавлять слово "классик".
Престарелая чета Ламбертов похожа на сотни других пенсионных пар со среднего Запада: Инид все чаще страдает от нестерпимой боли в бедре, Альфред всё больше погружается в старческую деменцию на фоне прогрессирующего Паркинсона, теряя интерес к жизни. Последний способ вернуть его Инид видит в том, чтобы собрать осколки их некогда большой семьи, разбросанные по стране. С этой целью Ламберты отправляются в путешествие, а попутно навещают троих своих взрослых детей, чтобы пригласить их в отчий дом на, может быть, последнее в жизни Альфреда семейное Рождество. Но все ли Ламберты будут рады этой идее?
Литературные критики в один голос называют "Поправки" "большим американским романом", но я бы поспорил - роман Франзена - универсальная история, вне пространства (она могла произойти в любой части света - в Америке, в России, в Катманду, в конце концов) и вне времени (автор поднимает в произведении темы, которые испокон веков волновали человечество: любовь, семья, дети, ответственность, забота о ближнем, верность, предательство, крах надежд). Но если у Толстого семья была главным институтом человеческой жизни и краеугольным камнем мироздания, то семья Ламбертов, по давней американской традиции, деструктивная, и сочувствия поначалу ни один из героев не вызывает. Кому здесь сочувствовать? Чипу, похотливому кобелю, не рассматривающему в качестве объекта сексуального вожделения разве что собственную сестру, пожертвовавшему успешной карьерой преподавателя в университете ради интрижки со студенткой? Дениз, профукавшей должность шефа в престижнейшем ресторане из - за того, что запуталась в отношениях (спит одновременно и с учредителем ресторана, и с его женой)? Гари, финансовому воротиле, вице - президенту крупного банка, предъявляющему матери чек на 5$ за шесть шурупов с требованием оплатить ( он ведь не для себя приделывал перекладину в ванной😨), а дома - слабаку - подкаблучнику, неспособному привить жене и собственным детям хоть толику уважения к своим родителям и себе самому? Альфреду, домашнему тирану, на протяжении долгих лет "кошмарившему" собственное семейство? Или Инид, вечно завидующей более успешным соседям, женщине, которой разочарования других родителей - скандальные разводы, наркомания, банкротство детей-доставляют утешение? Франзен безжалостен к своим героям - он беззастенчиво "раздевает" их перед читателем, буквально обнажая все скрытые в них изъяны и пороки (одно только пространное и до омерзения натуралистичное описание уик энда Чипа и Мелиссы в мотеле или описание очередного приступа деменции Альфреда, в котором он ведёт диалог с, прошу прощения, какашкой, чего стоят), и читателю уже кажется, что ни одного из членов этого странного семейства, ненавидящих друг друга и способных испортить жизнь ближнего одним лишь неосторожно брошенным словом, он будет неспособен полюбить...
Не торопитесь с выводами, друзья... Как и его великий предшественник, Лев Толстой ( несколько прямолинейных оммажей которому есть в романе), Франзен является великим гуманистом, и, вопреки всему, любит своих героев. Композиционное построение романа (пространная книга разбита всего на пять глав, посвящённых каждому из членов клана Ламбертов) позволяет читателю поближе познакомится с каждым из них, заглянуть в их прошлое, понять их душу и мотивы их поступков... И вот ты уже понимаешь, что все эти мачизм, неуверенность в себе и показная слабость - лишь маска, кокон, за которыми младшее поколение Ламбертов прячет комплексы, приобретённые вследствие слишком строгого родительского воспитания (недаром, первое слово, с которым ассоциируются родители у Чипа, встречающего их в аэропорту, "палачи"). И вот уже героев, которые раньше казались скользкими и отталкивающими, начинаешь жалеть, они вмиг оказываются наивными и смешными ( в моменте, когда Чип пытается вынести из магазина под свитером кусок замороженного лосося, на который у него не хватает денег, я чуть ли не в голос смеялся). Но значит ли слишком суровое воспитание, что Ламберты не любили своих детей? Вряд ли...Можно ли винить в суровости Альфреда, трудоголика, для которого работа была чем-то вроде наркотика, который просто не знает других моделей воспитания (недаром ведь в упрямом Чипе, которому запрещено покидать стол, пока не доест, и уснувшем над тарелкой, он видит призрак собственного детства)? Можно ли винить Инид, для которой излишняя заинтересованность чужими жизнями- это побег от затюканной семейным бытом женщины, которую держат за рабыню, считающуюся женой? Прежде чем осуждать Ламбертов, посмотрите со стороны на себя - а вы никогда не прикрикиваете/не наказываете своих детей только лишь за то, что те просто не укладываются в ваши родительские рамки, не хотят того же, к чему стремитесь вы, родители?
Удивительно, но именно Альфред, ставший одним из косвенных виновников раскола "атомного ядра" своей семьи, станет для Ламбертов связующим звеном, заставляющим их воссоединиться, пересмотреть отношение к жизни и, пока не поздно, внести в неё ПОПРАВКИ. Его собственное всё более замутняющееся сознание начнут всё чаще освещать воспоминания о вечерах приятной и уютной близости, когда он читал детям вслух "Чёрного красавчика" или "Хроники Нарнии", он, наконец, осознает, что когда человек падает в море безумия, единственное, за что он может ухватиться - его дети. Инид, всю жизнь изводившая мужа упрёками о нежелании инвестировать в акции ( чем усерднее она напирала, тем усерднее Альфред сопротивлялся превращению в одного из тех молодчиков, чья компания поглотила "Мидленд Пасифик", работе в которой он отдал всю жизнь), проведя несколько дней в обществе " нуворишей" на борту круизного лайнера, поймёт насколько убоги, в отличии от их, её интересы, осознает, что она не разбирается ни в архитектуре, ни в антиквариате, ни в живописи ( даже фамилию композитора Эдварда Грига неспособна произнести без ошибки🤔), устанет завидовать соседям, перешагнет через собственный эгоизм, заставлявший ранее считать, что недуг мужа невероятно осложнил её дни, и осознает, наконец, что единственное истинно подлинное в ней- любовь к Алу и забота о нём до последнего дня, пусть и с привычным ежедневным брюзжанием. Чип, женившись, остепенится, откажется от прибыльной, но откровенно мошеннической схемы заработка в Литве, вернётся к карьере преподавателя и пересмотрит своё пещерное жизненное кредо, гласящее что "эволюция наделила родителей всепоглощающим и неистребимым желанием заботиться о благополучии детей. Но дети не имеют подобного долга перед родителями" (с). Дениз также вернётся к любимой работе и простит среднему брату немалый денежный долг. Гари, собрав в кулак всю волю, наплюёт на мнение откровенно манипулирующей им Кэролайн и привезёт в родительский дом младшего сына Джону, единственного из внуков, искренне любящего бабушку и дедушку. Да, до этого Ламберты наговорят друг другу ещё кучу гадостей и основательно подпортят рождественское настроение, но семья, в итоге, воссоединится, пусть и через боль, страдание и саморазрушение.
На выходе получаем действительно великий роман, который безо всякого сомнения, заставит вас взглянуть на взаимоотношения с вашими родителями и собственными детьми под новым углом, побудит вас к размышлениям о жизни, вынудит смеяться и плакать над откровенно выворачивающей наизнанку концовкой. Не знаю, достоин ли Франзен с первого знакомства быть названным гением и классиком (одного прочитанного произведения для этого явно недостаточно), но ясно одно - это "большой" американский писатель и великий гуманист, способный на неторопливом описании жизни одной среднестатистической, ничем не примечательной семьи, создать универсальную модель современного общества, досконально обследовать его и поставить ему диагноз. При всём моём мнении, что он перебрал с натуралистичностью, могу констатировать, что знакомство состоялось и мне захотелось прочитать и другие книги Франзена, чем в необозримом будущем и займусь.