Найти тему
Блог студии Снегири

Речь персонажей в сценарии

Составили для вас гид, как писать диалоги, в которых реплики раскрывают образы персонажей и двигают историю вперед, рассказали чего стоит избегать при написании диалогов и какие дополнительные факторы и ситуации стоит держать в голове, приступая к работе со сценарием.

С чего начать

Работа над сценарием не начинается с диалогов.

Придумайте историю

Не стоит пытаться написать сценарий сразу с диалогами. Создавайте историю поэтапно - сначала идея, потом синопсис, потом поэпизодник и только после этого переходите к сценам с диалогами.

Создайте библию персонажей

Проработайте библию персонажей и характеры главных героев. Когда персонажи представляют собой только функции (врач, судья, начальник и так далее) или обозначаются очень условно, диалоги получаются неживыми.

Если диалог не идет, возвращайтесь к персонажам, скорее всего вы просто плохо их знаете.

Составьте тезисный план сцены

Разыграйте сцену в голове, а потом запишите тезисный план. Без плана в ваших диалогах может оказаться столько воды, что потом замучаетесь сокращать.

Распишите сцену

Пропишите в сцене все, что зрители должны увидеть и услышать - общую картину в кадре, происходящие события, действия персонажей и диалоги, учитывая интонации и паузы.

В отрыве от событийного ряда диалоги бессмысленны.

Взаимодействие персонажей

Начинающие сценаристы часто увлекаются главным героем, в результате - второстепенные персонажи оказываются вовлечены в проблемы героя просто по прихоти сценариста. Они остаются без характеров и целей, и просто подыгрывают главному герою.

Не забывайте, единственный человек, который знает, кто главный герой, а кто второстепенный — это вы сами.Второстепенный герой не знает о том, что кто-то в этой истории — главный, потому что для себя самого каждый из них номер один. Когда вы это поймете, перестанете играть в поддавки главному герою, и остальные персонажи станут защищать собственные интересы.

Пример:

Полицейский бежит за преступником и теряет его из виду. Рядом продуктовый ларек, он идет к продавщице спросить, видела ли она, куда побежал преступник. Неинтересно, если продавщица сразу же показывает верное направление. Конфликт появится, если у нее свои интересы, она может показать что-то в обмен на услугу/помощь, может заставить долго себя уговаривать, подкупить и так далее.

Жалея своих персонажей, помогая главному герою избегать конфликтов, вы делаете своей истории только хуже.

История возникает там, где у героя есть одна глобальная проблема, и пытаясь ее решить, он сталкивается с чередой локальных.

Проблема — попытки преодоления — кульминация — разрешение конфликта. Так строится любая история.

Соблюдайте баланс между репликами и действиями

Кино людям нравится тем, что есть возможность самому догадаться о чем-то, и ответы на вопросы зритель получает постепенно и неожиданно.

Главное правило кино - все что можно показать, а не рассказать - показывайте.

Не заставляйте героев все проговаривать, пусть что-то будет воспроизведено интонацией, жестами, взглядами. Посмотрите со стороны на сцену, что подумает зритель, о чем сможет догадаться, а что для него останется неоднозначным. Как потом эту неоднозначность можно использовать, чтобы удивить?

Речь персонажей

У каждого героя должна быть своя речевая характеристика

Фома из сериала “Физрук” и Новосельцев в “Служебном романе” одну и ту же мысль скажут по-разному.

Под речевой характеристикой мы подразумеваем способ разговора, ритм, лексикон. Ею обладает каждый яркий герой. У интеллигента-врача и маргинала разный набор наиболее используемых слов.

Даже если второстепенные персонажи относительно нейтральны, они заиграют интереснее, когда вы наделите их какой-то речевой спецификой. Классический пример - герой иностранец, тут и акцент, и недостатки владения русским языком в виде падежных окончаний, и так далее.

Хорошая реплика та, по которой, вытащив ее из сценария, вы поймете, кому из героев она принадлежит.

Смотрите на реплики глазами актера

Не забывайте, что зритель приходит в кино и для того, чтобы насладиться игрой актеров, а значит артисту должно быть интересно перевоплащаться, играть то, что вы написали. Дайте ему материал, с которым увлекательно работать, где можно раскрыть весь свой талант. Тем более, если сценарий заинтересует  востребованного актера, шансы на финансирование проекта значительно повысятся.

Что влияет на характер диалога

Не забывайте, что фильм - это условность

Когда мы говорим о том, что диалоги должны быть естественными, как в жизни — это условность. Так как сам фильм — это условность. В нем мы можем показать события десяти лет за полтора часа или пятиминутный сон - за два.

Ровно настолько же условна и насыщенность диалогов. Учитывайте, что нужно быть очень емким, чтобы зритель не заскучал от ощущения, что все, как в реальности.

Чередуйте длинные и короткие реплики, одинаковые по длине фразы могут укачать и усыпить зрителя.

У каждого свой темперамент

Разнообразным должен быть и темперамент у персонажей. Многие новички в своих сценариях плодят холериков, которые хотят разговаривать о своих чувствах и умеют это делать. Но по факту, многие люди нерешительны, флегматичны, меланхоличны и т.д. Есть те, кто не умеет выражать свои чувства, есть зажатые, есть те, кто не любит других людей. Не забывайте об этом. Делайте свои ансамбли персонажей разнообразными.

Пример:

Успех сериала «Книжный магазин Блэка» в том, что главный герой — владелец книжного магазина, но при этом, терпеть не может общаться с людьми. Он не просто угрюмый и грубоватый в общении с посетителями, он запросто может выгнать покупателя или начать над ним издеваться.

Внешние факторы воздействия

Дополнительные состояния в сцене дают то, за чем интересно наблюдать на экране.

Подумайте, какая в сцене температура: холодно или жарко. А освещение? Внешние факторы, которые физически могут влиять на героев - хороший способ сделать сцену живее. Интонация реплик и настроение сцены будет разное, в зависимости от состояний. К тому же, это даст вам повод показать больше действия.

Пример:

Учитель объясняет ученику, что его оставляют на второй год в школе. А если отопление отключили и учитель сидит, кутается в теплую одежду или, например, незаметно от ученика подливает себе в чай коньяк? Или в школе отключили свет? Наверняка, эти три варианта ситуации поставят и учителя, и ученика в разное положение. Сцена в этих трех случаях будет выглядеть по-разному.

Больше материалов:

Почему все кино держится на интриге? >>>>>

Как оценить замысел истории >>>>>

Что такое логлайн и как его написать >>>>>

А еще у нас есть бесплатный 3-х дневный вводный курс >>>>>

Данный материал - перевод статьи Script reader Pro.

Материал студии Снегири.