Необязательно быть Леонардо Да Винчи, чтобы нарисовать свою Мону Лизу. Портреты — тонкое искусство. Важны пропорции, детали, характер позирующего и настрой художника. Регулярная практика в рисовании портретов учит работать:
- с композицией;
- с тенями и бликами;
- с объемными фигурами (в человеческом лице можно найти все, от треугольника до овала);
- с концентрацией и умением наблюдать;
- с навыком соединять детали в общую картину.
Умение рисовать портреты — это умение чувствовать бумагу и инструменты художника. А еще возможность радовать своих близких оригинальными подарками на любой праздник. Каким бы ни был портрет, вместе с ним дарят положительные эмоции и украшение для комнаты. А может быть портрет:
- парадным. Такие портреты висят в музеях. Человек стоит в центре картины, окруженный предметами роскоши и одетый в дорогие платья. Обстановка должна подчеркивать величественность фигуры, как и атрибуты власти, которые обязательно присутствуют на картине;
- камерным. Такой портрет демонстрирует не статус, а настроение. Фон должен быть темным, чтобы делать фигуру на его фоне более заметной. Все выполнено в тусклых оттенках — рисунок бывает даже черно-белым. Главное — передать характер человека в его позе и взгляде. Пример камерного портрета — известный портрет Пушкина, который написал Кипренский;
- шарж. Портрет, на котором неправдоподобно преувеличены те черты лица, которые особенно бросаются в глаза. Такие портреты рисуют осторожно и только по желанию натурщика — ненароком художник может задеть за живое и расстроить человека;
- коллективный. На таком портрете человек не один, а в окружении семьи или дорогих ему людей. Особенно важна здесь композиция — так, на первом плане или в верхней части листа может быть самый высокий по статусу;
- костюмированный. Здесь главное — одежда. Такие портреты пишут цветными карандашами, чтобы лучше передать фактуру ткани: ее складки, блики, тени. О человеке на костюмированном портрете говорит не его лицо, а его костюм;
- миниатюрный. Такой портрет хорош как подарок. Он отличается небольшим размером. Его можно класть в кошелек или паспорт, чтобы всегда носить с собой изображение дорогого человека;
- автопортрет. Художник рисует сам себя, чтобы запомнить важный или сложный период жизни или передать свое настроение. На автопортретах тренируются начинающие, однако порой оказывается, что нарисовать самого себя сложнее, чем кого-то еще. Зато автопортрет развивает взгляд художника — независимый и улавливающий самое главное в лице.
Неважно, какой из видов выбрал художник. Важно, чтобы портрет получился живым и правдоподобным. Для этого есть правила, которые не ограничивают творческий процесс, но ускоряют его. Так же, как и хороший набор карандашей.
Как рисовать портреты: от композиции к деталям
В центре внимания портрета — человек. Однако стоит помнить и об окружающем. Чтобы композиция получилась приятной глазу, фон делают неярким, но акцентирующим характер персонажа. Человека можно нарисовать на природе (если есть удобный кейс для переноски), в комнате или сделать фон независимым от натуры, одноцветным и размытым.
После фона обращаются к расположению головы. Интересно, что мужской портрет отличается от женского. Так, полезные знания о маскулинных и феминных чертах:
- мужские черты лица более острые, а череп — более квадратный. Если внимательно наблюдать за людьми, то можно заметить, что все женские линии головы плавные и округлые, а мужские — резкие и прямые;
- брови у мужчин гуще и шире, если они их не выщипывают. Женские брови, как и остальные черты лица, более округлые и заостренные на концах;
- скулы у мужчин расположены ниже, чем у женщин. А еще они обычно больше;
- некоторые художники советуют рисовать верхнюю губу у мужчин как можно меньше и вообще делать рот тоньше. Женственности портрету придадут пухлые округлые губы;
- подбородок у мужчин тяжелый, выдающийся и резко квадратный. У женщин он почти не заметен — скрыт аккуратными линиями и заострен на конце. Из подбородка выходит шея: женская — тонкая, мужская — плотная и с кадыком.
Сходства не менее важны различий. Правила составления пропорций лица для хорошего портрета одинаковы для мужчин и женщин. В зависимости от положения на листе, портрет может быть:
Анфас.
Человек смотрит прямо. Начинать свой творческий путь портретиста советуют с этого ракурса. На примере лица анфас можно изучить основные пропорции, научиться работать с тенями и объемами. Свое первое лицо анфас можно нарисовать с помощью метода разделения листа на клетки. Возьмите остро заточенный простой карандаш и приступайте.
- нарисуйте овал, напоминающий по форме яйцо, и разделите его на четыре части двумя линиями;
- в середине правой и левой половин горизонтальной линии — глаза;
- разделите вертикальную линию на пять равных частей сверху и снизу (получится по три точки на половинах линий);
- в нижней половине конец носа будет на второй отметке, рта — на третьей;
- сверху на первой отметке нарисуйте брови, а между второй и третьей — линию роста волос;
- уши рисуйте от начала бровей до конца носа.
Совет: одному глазу равно расстояние между глазами, от нижней губы до подбородка и от внешних уголков глаз до ушей.
Профиль.
Человек смотрит вбок. Также нарисуйте овал, напоминающий яйцо, но направьте нижний конец в ту сторону, куда смотрит ваш портрет. Нарисуйте те же линии, разделите обе на пять частей сверху, снизу, слева и справа.
- ухо рисуйте сразу за вертикальной линией;
- остальные части лица расположены на тех же точках, что и в портрете анфас.
Совет: начало носа находится на горизонтальной линии и является самой впадающей частью лица, брови же — самой выпуклой.
Поворот.
Человек может смотреть вверх, вниз или чуть повернуться в одну из сторон. В таких положениях головы тоже работает правила деления на клетки. Все части лица располагаются на тех же точках.
Совет: для лучшего понимания пропорций сфотографируйте себя с разных ракурсов и потренируйтесь срисовывать, изображая части лица простыми фигурами типа треугольника и овала.
Это — первые шаги в рисовании портрета. Постепенно, с регулярной практикой и хорошим карандашом в руке, можно переходить к деталям.
Нюансы работы портретистом: советы для продолжающих
Чтобы лучше понять анатомию лица, разбираются в анатомии его частей. Так, после изучения пропорций всего лица, приступают к детальной прорисовке глаз, носа и рта. Именно в них прячется характер человека, который раскрывает художник.
Глаза.
Пользуясь все тем же методом клеток, нарисуйте десять равных квадратов, по пять в две горизонтальные линии. Возьмите твердый карандаш из набора — с ним линии получатся ярче и увереннее. Овал глаза должен проходить через все квадраты, сужаясь к краям, а зрачок быть посередине — в третьем квадрате сверху и снизу. Радужка — это лучи, которые расходятся из зрачка в разные стороны. Рисуя глаз, рисуют веко. Оно должно дугой проходить над верхней линии. А еще слезный мешочек — небольшой овал во внутреннем уголке глаза. Ресницы рисуют мягким карандашом, чтобы сделать их более пушистыми.
Нос.
Переносица — это треугольник с вершиной наверху. Кончик носа и ноздри — маленький круг в основании треугольника и два побольше по краям. Соедините эти геометрические фигуры плавными линиями. Не бойтесь ошибиться — в комплекте к карандашам идет ластик, исправляющий недочеты, которых не избежать в начале пути. Помните, что у мужского носа линии более резкие и заостренные, а у женского с округлые и плавные.
Губы.
Губы тоже можно разбить на геометрические фигуры. Верхняя — это два круга, а нижняя — продолговатый овал. Все соединяется линиями. В некоторых стилях рисования губы рисуются двумя полосками, обозначающими середину и нижнюю губу. Не спешите рисовать зубы. В портретах начинающих закрытая улыбка выглядит выгоднее. Сделать ее можно, подняв внешние уголки губ чуть вверх и сделав линию посередине более изогнутой.
Рисуя черты лица по отдельности, художник тренирует умение работать с деталями и передавать через них настроение персонажа. Попробуйте изобразить разные эмоции перед зеркалом и понаблюдать, как меняются при этом выражение глаз, линия губ и размер ноздрей. Нарисовать хороший портрет можно, улавливая малейшие изменения мимики. А еще сходства с реальным человеком добиваются, когда:
- правильно располагают детали на лице — метод разделения на клетки хорош, но при рисовании с натуры обращают внимание на индивидуальные расстояния между глазами, носом, губами и размеры этих частей;
- рисуют линию роста волос — изобразить ее правильно важнее, чем точь-в-точь повторить прическу;
- добавляют родинки и другие индивидуальные особенности — они придают лицу неповторимый шарм;
- не стремятся за точностью линий — порой лучше несколько раз провести карандашом по одному месту, чем с линейкой пытаться рассчитать все пропорции;
- помнят о том, что каждое лицо индивидуально — и на каждом портрете стоит делать акцент на разных чертах.
Хороший портрет получается из совокупности:
- знания пропорций — выучить их помогает полезный метод разделения на клетки;
- учитывания особенностей женских и мужских лиц — точнее, маскулинных и феминных черт лица;
- умения обращать внимание на детали, соединяя их в характерную картинку;
- наличия качественного инвентаря — комплекта из карандашей разной твердости-мягкости в переносном кейсе.
Портреты рисуют не только, чтобы добиться сходства и сделать приятный подарок, но и чтобы развить главные художественные навыки. Умение наблюдать, замечать детали и красоту в каждом лице. Главное — начинать с малого и постепенно развиваться с референсами своего лица или лиц друзей, готовых стать натурщиками.