Найти тему
De Profundis

Прогулка по кладбищу

В Евангелии от Иоанна есть такой рассказ:

"Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви́! мы знаем, что Ты — учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: «должно вам родиться свыше». Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа"(Ин 3:1-8)

"Не знаешь откуда приходит и куда уходит" - это точно не про нас. Мы знаем как начинается наша жизнь. Мы знаем, как она заканчивается - сходите на ближайшее кладбище, погуляйте.

Это полезно, ведь кладбище - знак нашей общей судьбы. Свидетель участи всего "рожденного от плоти". Рождение открывает нам двери этого мира, а кладбище - символ конца. Потому что так всегда и бывает: праздник закончивается и двери закрывают. Ни одна мелодия под сенью этого мира не звучит вечно. Но, этого ли мы хотим? 

Нет, нам нужно другое. Мы хотим жить. Хотим жить вечно, без скорбей и лишений. Мы хотим, чтобы Бог исцелил этот мир от зла. Исцелил нас от смерти. Поэтому, кладбище нас не удовлетворяет. Нет, нам нужно кое-что другое. Нам нужно Царство Бога. 

Как найти это Царство? Это проблема. Ты или я - мы можем быть очень крутыми. Как Никодим из евангельского рассказа. Немного еврейских учителей упомянуто в Писании по имени - это имеет значение. Да, мы можем быть сильными и кое-что знать. Можем быть благочестивыми – как Никодим. Но, у Никодима нет ответа. И у нас его тоже нет. Поэтому, нам нужен особый учитель. Учитель от Бога, который возьмет нас за руку приведет в Божий дом.

Мы видим: Никодим идет к Иисусу. И мы идем вместе с ним. Потому что ответ и путь - только в Нем и у Него. 

Никодим говорит об этом так: "Таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог". Действительно: Иисус - наш учитель от Бога. У нас нет другой надежды. Нет другой помощи, кроме Господа Иисуса. Только в Нем наша радость. Только в Нем наш мир. Только в Иисусе мы находим подлинную силу и мужество идти вперед.

Их встреча происходит ночью - Иоанн особо это подчёркивает. И я думаю, это неслучайно. Все мы знаем, что ходим во тьме. Ночь - это наш мир. Ночь - это наша жизнь. Мы бредем сквозь темноту, спотыкаемся и падаем. И мы хотим, чтобы ночь прошла и взошло солнце. Божье солнце. Чтобы настал день, в котором нет ни скорби, ни печали, ни тяжелых вздохов.

Иисус видит наши надежды. Иисус отвечает Никодиму и нам. Но, Его ответ - загадка. Он говорит кое-что странное: "Если кто не родится свыше, не может увидеть Царство Бога". 

Никодиму сложно это понять. Нам сложно это понять. Почему? Потому что все мы - в плену кладбища. Наша жизнь открывается рождением и завершается смертью. Таков естественный ход вещей. Так, может быть, надо вернуться к началу? Сделать ещё одну попытку – может быть, получится лучше? Нет, это - логика кладбища. Кладбище не знает ничего, кроме рождения и неизбежной смерти. Но, у Бога для нас другой путь.

Иисус говорит об этом так: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие". Вода и Дух - это образы из книги Бытия. 

Да, Иисус вспоминает библейский рассказ о Творении. И это прямой намек: Бог творит нас заново. Бог рождает нас заново. Потому что все наши собственные попытки сделать себя другими – это замкнутый круг разочарований. Это знает каждый, кто хоть раз пытался по-настоящему решить какую-нибудь настоящую личностную проблему. Знает каждый, кто пытался стать другим. Только Бог делает нас новыми людьми – вот, о чем говорит Иисус. 

И если мы с доверием принимаем слова Господа, то любая тьма и скорбь нашей жизни обретают свой смысл. Ведь тьма и страдание – это наши муки рождения. Муки рождения в новую жизнь. Рождения в Божье Царство. А рождение не бывает без боли.

Но, смотрите: Бог рождает нас. Поэтому, Бог - наш Отец. А все мы - Его дети. Мы братья и сестры Иисуса. Так в нас действует тайна Святой Троицы: мы - дети нашего Небесного Отца, братья и сестры Сына. И у нас одно дыхание, один Дух. Дух нашего Отца. И этот Дух - дух свободы, ведь Божий ветер веет где хочет и поднимает любые волны, какие захочет.

Иисус продолжает: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух". Я вижу здесь вот что: рожденное от плоти не может победить кладбище, не может победить смерть. Бог побеждает смерть Духом, потому что Его Дух - это дыхание жизни. И если мы дышим Богом, то смерть больше не имеет над нами власти. В одном из наших хоралов об этом говорится так: "Жив Христос, а с Ним и я". Да, нам суждено пройти через врата смерти, но мы имеем надежду на воскресение и блаженную вечность. Потому что не кладбище Бог приготовил для нас, а воскресение и жизнь вечную.