Переводить Пушкина начали ещё при жизни, а после смерти слава о нём разлетелась по всему миру. Правда его дни состояли не только из кропотливой работы над произведениями. Рассказываем о фактах из юности и молодости поэта, которые вы могли не знать. А если проще – даём вредные советы, как стать известным.
Учитесь посредственно
19 октября 1811 года в присутствии императора в Царском селе открылся лицей. Александр Пушкин стал одним из учеников, прошедших отбор. Сдавали на вступительном экзамене русский и французский языки, а также историю и географию. По первым двум предметам будущий поэт получил «отлично» и «хорошо», а в графе истории и географии стоит «имеет сведения».
Преподавали лицеистам гуманитарные предметы: закон Божий, этика, логика, правоведение, риторика и литература – русская, французская, немецкая. Из точных наук изучали математику, физику и космографию. После были занятия по гимнастике, чистописанию, рисованию, танцам, музыке, фехтованию, верховой езде и плаванию. Готовили политическую элиту высшего ранга.
Система оценивания была четырёхбалльной. Самая высокая оценка – единица, а самая низкая – четверка. При этом лицеист мог получить ноль, если абсолютно ничего не знал. В зависимости от количества единиц ранжировались списки учеников. Так, первым по успеваемости был князь Горчаков, будущий министр иностранных дел и канцлер, Пушкин занимал 26 место из 29.
По табелю успеваемости видно, что за время обучения в лицее хорошие оценки у него были только по трем предметам, среди которых русский язык, французский и чистописание.
А вот, что писали в характеристике преподаватели:
В математике у Пушкина «острота, но для пустословия. Очень ленив и в классе нескромен, успехи посредственны».
В немецком языке «при всей остроте и памяти нимало не успевает».
А в немецкой и французской словесности «худые успехи, без способностей, без прилежания и охоты, с испорченным воспитанием».
Бунтуйте и ведите себя плохо
У Пушкина был плохой характер. В нём смелость уживалась с застенчивостью, он мог вспылить, обругать, а затем обниматься и радоваться жизни. Лицеист Иван Пущин, с которым Пушкин подружился на всю жизнь, так описывал поэта:
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив...
Жертвами пушкинского характера становились не только его друзья по лицею, но и преподаватели. Драться можно было только на шпагах и то на занятиях по фехтованию, поэтому главным оружием будущего поэта в стенах учебного заведения были эпиграммы.
Множество колких стихотворений Пушкин посвятил своему другу – Вильгельму Кюхельбекеру. Он был худощавым и неуклюжим. В характеристике при поступлении в лицей его называли «мешковатым». Он плохо владел русским языком, но очень любил писать стихи, за что и подвергался насмешкам со стороны товарищей. Вот что Пушкин написал о Вильгельме в 1816 году:
Вот Виля — он любовью дышит,
Он песни пишет зло,
Как Геркулес, сатиры пишет, —
Влюблен, как Буало.
А за эту эпиграмму Кюхельбекер даже вызвал Пушкина на дуэль:
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно и тошно.
Умел Пушкин и бунтовать. Однажды он организовал восстание лицеистов против Мартына Степановича Пилецкого-Урбановича, инспектора и надзирателя по учебной и нравственной части. Ему подчинялись все гувернёры, помощники и надзиратели. Они должны были «морально присутствовать» среди лицеистов, подслушивая их и следя за каждым действием молодых людей. За это Пилецкого-Урбановича и не любили. Лицеистов возмущала развязно-ласковая фамильярность инспектора в отношении их родственников. И лицеисты не выдержали.
Однажды Пилецкого-Урбановича застали за тем, как он отнимал у Дельвига какое-то сочинение. Пушкин возмутился:
– Как вы смеете брать наши бумаги! Стало быть, и письма наши из ящика будете брать?
О происшествии сообщили директору, но скандал замяли. Позже, в марте 1813 года, разразился ещё один мятеж. Тогда лицеисты вызвали Пилецкого-Урбановича в конференц-зал и предложили ему уйти. В случае если инспектор откажется, молодые люди обещали отчислиться.
Пилецкий-Урбанович ушёл сам.
Сбегайте с занятий ради кутежей
Свободного времени у лицеистов практически не было – всего час между ужином и сном. Покидать здание без сопровождения гувернёра было нельзя. Но лицеистам это не мешало уходить в «самоволки».
Однажды Пушкину наскучило в Царском селе, и он решил погулять по Петербургу. Но гувернёр – француз Трико – разрешения не давал. Тогда Пушкин вместе с другом Кюхельбекером придумали фокус.
Они по одиночке подъехали к заставе. Первым вышел Пушкин. Когда его попросили назвать фамилию, он сказал: «Однако!» Постовой удивился, но занёс фамилию в журнал. Вскоре подъехал Кюхельбекер, который представился ещё удивительнее: «Двако!» Постовой понял, что его водят за нос, но всё-таки пропустил юношу. Когда же гувернёр Трико обнаружил побег, кинулся в погоню и на заставе сказал: «Трико», – постовой окончательно разозлился и арестовал француза на целые сутки.
Есть ещё одна история с побегом Пушкина, весть о которой дошла до Александра I. Однажды будущий поэт, влюблённый в одну из горничных, пробрался в Екатерининский дворец, который соединялся с лицеем переходом. Когда Пушкин услышал шорох платья, то подумал, что это горничная, и кинулся целовать девушку. Но в его объятьях оказалась фрейлина Волконская. Именно она пожаловалась императору на самоволие молодых людей. Александр I сделал выговор директору лицея, а после добавил по-французски:
«Хотя, между нами говоря, старая дева, наверное, в восторге от ошибки молодого человека».
Имейте в делах учебных хотя бы одного конкурента
Хотя Пушкина и называют лучшим поэтом, воспитанным в стенах Царского лицея, так было не всегда. Во время обучения блистал совсем другой поэт – Алексей Илличевский.
Всё тленно в мире сём!
Всё время мощное разрушит под луною.
И царства сильные, которые ни в чём
Препона не найдут под времени рукою,
Исчезнут навсегда, исчезнет их и след.
Где горды Римляны, владевшие полсветом,
Сокрылись вечности, и славы той уж нет,
Которая была единым их предметом.
Сравнительно неплохо, если знать, что автору стихотворения всего 12 лет.
Алексей преуспевал во всём. Он превосходно рисовал. Особенно точно у него выходили карикатуры на лицейских товарищей и преподавателей. Пушкин по рисованию среди товарищей занимал лишь четвёртое место.
Алексей играл в театре. Он любил сцену и с большим удовольствием участвовал в театральных постановках. Часто выступал и автором лицейских спектаклей. Пушкина, который любил театр, на сцене никогда не видели. Если будущий поэт и любил кого-то изображать, то только под настроение. Например, группу обезьян. Вот что писал барон Модест Корф об Илличевском и Пушкине:
«Илличевский переводил на русский заграничные пьесы. Публикации в толстых журналах принесли ему известность. Среди воспитанников Лицея вырастал будущий поэт. Первенство Лёши было для нас неоспоримо. Стихи Александра Пушкина занимали второе место. Говорили так: Илличевский – это Державин, а Пушкин – Дмитриев», – Модест Корф.
Гаврила Державин среди российских поэтов был вне конкуренции. Иван Дмитриев при том, что был известен, а в обществе его называли русским Лафонтеноном, не носил звания первого российского поэта. И такое положение, по словам Корфа, для Пушкина было удручающим. Вместе с этим будущий поэт видел в Илличевском способного и развитого соперника, с которым вступил в поэтическое состязание, когда ему было 12 лет.
Соперничество заставляло Пушкина серьезно относиться к своему творчеству и кропотливо работать над каждым своим произведением.
Категорически запрещено работать по специальности
Царскосельский лицей готовил будущую политическую элиту. По окончании учебного заведения лицеистов определяли на службу в государственные органы. Вот и Пушкин, окончив в 1817 году лицей, был определён на службу в Коллегию иностранных дел. Но не проработал ни дня. Всецело отдался творчеству – работал над поэмой «Руслан и Людмила», стихотворениям «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня» и «На Аракчеева».
Пушкин делал всё, чтобы не работать по специальности. Писал для газет «Сын отечества», «Московский телеграф». Публиковался в альманахе «Полярная звезда» и «Северные цветы».
В тридцатые годы XIX века редактировал «Литературную газету», которая хоть и поддерживала идеи романтизма, но уже постепенно выступала против него. Пушкин мечтал создать издание, которое противостояло бы газетам Булгарина и Греча. Почти все сторонники «Литературной газеты» так или иначе были связаны с декабристами. Современники Пушкина считали издание оппозиционным правительству. Булгарин, соперник Александра Сергеевича, участил доносы на «Литературную газету», и после смерти Дельвига в 1831 году издание закрылось.
Уже в 1836 году Пушкин, наконец, осуществляет свою мечту и начинает выпускать журнал «Современник», в котором выступает как издатель и редактор. Пушкин превратил литературный сборник-альманах, который можно было выпускать всего четыре раза в год, в общественно-литературный журнал. В «Современнике» публиковались Жуковский, Гоголь, Вяземский, Тютчев, Дурова, Кольцов. Пушкин уделял большое внимание пропаганде русской литературы: в журнале даже не было переводов.
Справочно
6 июня в день рождения Пушкина в мире отмечают Международный день русского языка. Поэта считают родоначальником классической русской литературы и основоположником современного русского литературного языка. В своих произведениях Пушкин соединил народно-разговорный и литературный язык. Это повлияло на развитие общенародного языка.
Материал подготовила Анастасия Журавлева (филологический факультет РУДН, «Журналистика», III курс)
Иллюстрации: Гуманитарный просветительский проект «Культура.РФ» https://www.culture.ru/persons/8195/aleksandr-pushkin