Найти тему

Почему не всегда нужно соглашаться с автором и его героями

Мы знаем, что есть довольно много взрослых, искренне верящих, что книги – вроде воспитателя в детском саду. Пример для подражания, все здесь безупречны и, что главное, нужно (особенно детям) читать только о хорошем.

Постараемся объяснить эту проблему с точки зрения грамотного читателя.

Собственно, а кто это?

Грамотный читатель – не только тот, кто прочёл много книг. Это тот, кто ничего не примет слепо на веру, но будет с интересом обсуждать, задавать вопросы, спорить с точкой зрения автора. Спорит он – и не волнуется, что с ним не соглашаются – потому, что у него есть мировоззрение.

Никакие, даже самые гениальные книги, не сделают того, что должна делать семья:

Дать ребёнку взгляд на мир. Любой читатель видит любую книгу (или что угодно) через призму своего мировоззрения. Когда его нет, человек теряется и начинает искать, кому подражать. Не так уж плохо, с опытом он сформирует свои собственные взгляды.

Но вот подвох:

Даже так человек всё ещё будет искать в книге пример. То, что не получил дома, а не собеседника, с которым можно поспорить, объясняя свою позицию и стараясь понять другого.

В сухом остатке такие люди не могут объяснить – даже себе! – почему думают так, как думают, чувствуют то, что чувствуют, и поэтому очень беспокоятся, кто мысли и чувства у кого-то могут не совпадать с их собственными.

Как должно быть?

В очень грубом приближении – пример дома, все остальные – собеседники.

Но и здесь не всё так просто (ха-ха)

С родителями тоже не соглашаются сплошь и рядом, особенно взрослея. Многим родителям это сложно пережить. Но иначе и быть не может – ребёнок просто-напросто не должен быть копией нас. И да, они должны быть умнее, образованнее, изобретательнее в решениях – и уж точно счастливее.

Что мы должны им дать – точку отсчёта. Ту базу, с которой потом будут сверяться, то приближаясь, то отдаляясь, но она всегда – есть.

Так что нет, воспитывает не книга, воспитывают родители.

А вот что делает книга:

Вызывает дискуссию. Да, и не говорите, ужас как трудно бывает беседовать с подростками о наших вопросах. Зато можно безопасно поговорить о чьих-то чужих. Обсудить чью-то другую историю, рассказать что-то важное – и узнать больше друг о друге. Главное – быть искренним.

Ниже небольшой обзор книг, которые могут в этом помочь:

Лоррис Мюрай. 12 лет, 7 месяцев и 11 дней

-2

Остросюжетный детективный триллер Лорриса Мюрай вызывает бурю эмоций: и впрямь острый сюжет: тут и яркие характеры, и семейные тайны, и те самые вопросы «что такое хорошо», ради которых когда-то детектив появился как жанр.

Отец Уолдена вроде бы исповедует те самые старые добрые ценности «настоящего мужчины»: суровость характера, выдержка, умение терпеть дискомфорт – ну и спорт, машина, всё то, что должно делать этого мужчину крутым.

Но почему-то то, что делает отец со своим двенадцатилетним сыном (оставил в лесу, чтобы тот прошёл что-то практики выживания) вызывает много вопросов.

Именно задаваясь этими вопросами мы обосновываем собственную систему мировоззрений. Даже не только с подростком, но наедине с собой.

-3

Две книги об интровертах помогут обсудить ситуацию – или обдумать самим. В повести «Поиск звука. Творогов» Нины Дашевской, как и вкниге «Здесь в реальном мире» Сары Пеннипакер герои не хотят участвовать в общественной жизни. Тут мальчики похожи: оба, Иван Творогов и Вар, больше интересуются собственными мыслями и мечтами. (Разница только в возрасте – Вару 9, а Иван старший подросток).

-4

У Вара переживает семья – все общительные, а вот родители Ивана не считают, что это будет мешать ему жить, зато сам он ощущает себя очень некомфортно – почему вокруг все какие-то активные? Что им надо? Почему сам Иван не перестаёт задаваться этим вопросом?

И впрямь: что конкретно здесь должно настораживать?

Не спешите соглашаться ни с кем (с нами тоже). У каждого из героев этих книг есть свои позиции. С ними тоже соглашаться необязательно. Но вот сформулировать для себя собственную позицию, опираясь на эти сюжеты – очень даже да.

Нина Дашевская. Поиск звука. Творогов

Сара Пеннипакер. Здесь, в реальном мире

-5

Пьянство родителей – одна из самых болезненных тем. Две небольшие повести – «Возьмёт и прилетит» Дмитрий Сиротина и «Удар под дых» (там вторая история в сборнике – «Жалкая личность») пробирают до дрожи.

Мите (9) буквально ни с чем не повезло: и город депрессивный, и родных нет, и приятель матери не помогает, а усугубляет проблему.

Как вообще такое может происходить, когда ты родитель?

-6

Пьер (старший подросток) уже фактически сам содержит спившегося отца, понимая, что тот никогда не изменится. И его решение оставить всё как есть – самый острый момент повести. Почему? Почему он это сделал?

Да, сложность в том, что в таких случаях просто не знаешь, как реагировать. Это то, почему нам сложно воспринимать такие книги. Но, тем не менее, смысл в них большой и важный: во-первых, это о том, что нельзя оставаться равнодушными. В обеих историях дети, ставшие сиротами при живых родителях, получают поддержку от других взрослых.

А во-вторых, антипример – приём, да ещё какой. «Не хочу быть таким» – и этого достаточно. Но очень важно говорить о таких вещах, обсуждать, принимать свои решения.

Затем и писалось.

Бенжамен Демар, Пьер Дешаванн. Удар под дых

Дмитрий Сиротин. Возьмёт и прилетит

-7

Трудные подростки – любимая тема издателей. К вящему ужасу тревожных родителей – а ну как плохому научат и дети слушаться перестанут. Про плохое см. выше, а дети не слушаются уже. Попытки сделать вид, что это не так, собственно, и стали сюжетом двух повестей: «Сага о юном Сёльви» и «Черти лысые».

Сёльви, кажется, ненавидит всё живое и намеренно скрывает всё хорошее, что в нём есть. Не нравится нам? Он сам себе не нравится. В этом ответе – решение. Оно не будет простым, а будет максимально спорным – но, чёрт возьми, все взрослеют по-разному. Для кого что работает.

И это то самое, к чему ведёт автор. Своё решение вы найдёте, обсуждая эту книгу.

-8

Артём Ляхович в роуд-стори «Черти лысые» делает акцент на романтический эскапизм: подростки Марк и Лянка просто-напросто сбегают из дома, изменив внешность. Отцовская кредитка в кармане не помогла, всё (ясное дело) пошло не так, но им нужно к Синему озеру. Там Марк был очень счастлив с отцом.

С первого взгляда кажется, что здесь всё – в осуждение родителей. И впрямь, взрослые злесь стараются сделать так, чтобы дети им не мешали.

И вот это момент спора. С одной стороны да. С другой – осуждения здесь и нет, только факты. Мы их трактуем каждый по-своему, что тоже интересно – почему?

В этом подростковая литература ничем не отличается от взрослой: будь то хоть детектив, хоть школьная повесть, хоть приключенческий роман – важно понять мотивы.

Арнар Маар Арнгримсон. Сага о юном Сёльви

Артём Ляхович. Черти лысые

____________________________

Эти и другие книги у нас на сайте. Кстати, до конца лета скидка 20% по промокоду Summerbooks

А вы помните, какие книги не одобряли ваши родители?

#книги для подростков

#книги