Мы знаем, что есть довольно много взрослых, искренне верящих, что книги – вроде воспитателя в детском саду. Пример для подражания, все здесь безупречны и, что главное, нужно (особенно детям) читать только о хорошем.
Постараемся объяснить эту проблему с точки зрения грамотного читателя.
Собственно, а кто это?
Грамотный читатель – не только тот, кто прочёл много книг. Это тот, кто ничего не примет слепо на веру, но будет с интересом обсуждать, задавать вопросы, спорить с точкой зрения автора. Спорит он – и не волнуется, что с ним не соглашаются – потому, что у него есть мировоззрение.
Никакие, даже самые гениальные книги, не сделают того, что должна делать семья:
Дать ребёнку взгляд на мир. Любой читатель видит любую книгу (или что угодно) через призму своего мировоззрения. Когда его нет, человек теряется и начинает искать, кому подражать. Не так уж плохо, с опытом он сформирует свои собственные взгляды.
Но вот подвох:
Даже так человек всё ещё будет искать в книге пример. То, что не получил дома, а не собеседника, с которым можно поспорить, объясняя свою позицию и стараясь понять другого.
В сухом остатке такие люди не могут объяснить – даже себе! – почему думают так, как думают, чувствуют то, что чувствуют, и поэтому очень беспокоятся, кто мысли и чувства у кого-то могут не совпадать с их собственными.
Как должно быть?
В очень грубом приближении – пример дома, все остальные – собеседники.
Но и здесь не всё так просто (ха-ха)
С родителями тоже не соглашаются сплошь и рядом, особенно взрослея. Многим родителям это сложно пережить. Но иначе и быть не может – ребёнок просто-напросто не должен быть копией нас. И да, они должны быть умнее, образованнее, изобретательнее в решениях – и уж точно счастливее.
Что мы должны им дать – точку отсчёта. Ту базу, с которой потом будут сверяться, то приближаясь, то отдаляясь, но она всегда – есть.
Так что нет, воспитывает не книга, воспитывают родители.
А вот что делает книга:
Вызывает дискуссию. Да, и не говорите, ужас как трудно бывает беседовать с подростками о наших вопросах. Зато можно безопасно поговорить о чьих-то чужих. Обсудить чью-то другую историю, рассказать что-то важное – и узнать больше друг о друге. Главное – быть искренним.
Ниже небольшой обзор книг, которые могут в этом помочь:
Лоррис Мюрай. 12 лет, 7 месяцев и 11 дней
Остросюжетный детективный триллер Лорриса Мюрай вызывает бурю эмоций: и впрямь острый сюжет: тут и яркие характеры, и семейные тайны, и те самые вопросы «что такое хорошо», ради которых когда-то детектив появился как жанр.
Отец Уолдена вроде бы исповедует те самые старые добрые ценности «настоящего мужчины»: суровость характера, выдержка, умение терпеть дискомфорт – ну и спорт, машина, всё то, что должно делать этого мужчину крутым.
Но почему-то то, что делает отец со своим двенадцатилетним сыном (оставил в лесу, чтобы тот прошёл что-то практики выживания) вызывает много вопросов.
Именно задаваясь этими вопросами мы обосновываем собственную систему мировоззрений. Даже не только с подростком, но наедине с собой.
Две книги об интровертах помогут обсудить ситуацию – или обдумать самим. В повести «Поиск звука. Творогов» Нины Дашевской, как и вкниге «Здесь в реальном мире» Сары Пеннипакер герои не хотят участвовать в общественной жизни. Тут мальчики похожи: оба, Иван Творогов и Вар, больше интересуются собственными мыслями и мечтами. (Разница только в возрасте – Вару 9, а Иван старший подросток).
У Вара переживает семья – все общительные, а вот родители Ивана не считают, что это будет мешать ему жить, зато сам он ощущает себя очень некомфортно – почему вокруг все какие-то активные? Что им надо? Почему сам Иван не перестаёт задаваться этим вопросом?
И впрямь: что конкретно здесь должно настораживать?
Не спешите соглашаться ни с кем (с нами тоже). У каждого из героев этих книг есть свои позиции. С ними тоже соглашаться необязательно. Но вот сформулировать для себя собственную позицию, опираясь на эти сюжеты – очень даже да.
Нина Дашевская. Поиск звука. Творогов
Сара Пеннипакер. Здесь, в реальном мире
Пьянство родителей – одна из самых болезненных тем. Две небольшие повести – «Возьмёт и прилетит» Дмитрий Сиротина и «Удар под дых» (там вторая история в сборнике – «Жалкая личность») пробирают до дрожи.
Мите (9) буквально ни с чем не повезло: и город депрессивный, и родных нет, и приятель матери не помогает, а усугубляет проблему.
Как вообще такое может происходить, когда ты родитель?
Пьер (старший подросток) уже фактически сам содержит спившегося отца, понимая, что тот никогда не изменится. И его решение оставить всё как есть – самый острый момент повести. Почему? Почему он это сделал?
Да, сложность в том, что в таких случаях просто не знаешь, как реагировать. Это то, почему нам сложно воспринимать такие книги. Но, тем не менее, смысл в них большой и важный: во-первых, это о том, что нельзя оставаться равнодушными. В обеих историях дети, ставшие сиротами при живых родителях, получают поддержку от других взрослых.
А во-вторых, антипример – приём, да ещё какой. «Не хочу быть таким» – и этого достаточно. Но очень важно говорить о таких вещах, обсуждать, принимать свои решения.
Затем и писалось.
Бенжамен Демар, Пьер Дешаванн. Удар под дых
Дмитрий Сиротин. Возьмёт и прилетит
Трудные подростки – любимая тема издателей. К вящему ужасу тревожных родителей – а ну как плохому научат и дети слушаться перестанут. Про плохое см. выше, а дети не слушаются уже. Попытки сделать вид, что это не так, собственно, и стали сюжетом двух повестей: «Сага о юном Сёльви» и «Черти лысые».
Сёльви, кажется, ненавидит всё живое и намеренно скрывает всё хорошее, что в нём есть. Не нравится нам? Он сам себе не нравится. В этом ответе – решение. Оно не будет простым, а будет максимально спорным – но, чёрт возьми, все взрослеют по-разному. Для кого что работает.
И это то самое, к чему ведёт автор. Своё решение вы найдёте, обсуждая эту книгу.
Артём Ляхович в роуд-стори «Черти лысые» делает акцент на романтический эскапизм: подростки Марк и Лянка просто-напросто сбегают из дома, изменив внешность. Отцовская кредитка в кармане не помогла, всё (ясное дело) пошло не так, но им нужно к Синему озеру. Там Марк был очень счастлив с отцом.
С первого взгляда кажется, что здесь всё – в осуждение родителей. И впрямь, взрослые злесь стараются сделать так, чтобы дети им не мешали.
И вот это момент спора. С одной стороны да. С другой – осуждения здесь и нет, только факты. Мы их трактуем каждый по-своему, что тоже интересно – почему?
В этом подростковая литература ничем не отличается от взрослой: будь то хоть детектив, хоть школьная повесть, хоть приключенческий роман – важно понять мотивы.
Арнар Маар Арнгримсон. Сага о юном Сёльви
Артём Ляхович. Черти лысые
____________________________
Эти и другие книги у нас на сайте. Кстати, до конца лета скидка 20% по промокоду Summerbooks
А вы помните, какие книги не одобряли ваши родители?
#книги для подростков
#книги