Найти в Дзене

"Советские автомобили для НКВД и КГБ"

Оглавление
Советская автомобильная промышленность всегда выпускала некоторое количество "специальных" автомобилей, предназначенных для правительственного гаража и разведки. Внешне эти автомобили ничем не отличались от уже привычных серийных моделей на дорогах. Отличия между "специальными" и серийными моделями, как правило, заключались в оснащении, скрытом под капотом. Какие же автомобили использовались советскими "санитарами в черном" в качестве средств наблюдения и сопровождения?

1. ГАЗ-М1

-2

Первым автомобилем, переделанным для нужд контрразведки, был ГАЗ-М1. Под его массивным капотом располагался импортный американский двигатель V8 от Ford. Установка этого двигателя не представляла сложностей, так как советский ГАЗ-М1 был практически полной копией американской модели Ford 40. Однако отличия машины для "контры" заканчивались здесь. К сожалению, точное количество произведенных "специальных" ГАЗ-М1 неизвестно. Однако, учитывая ограниченные тиражи других подобных автомобилей, можно предположить, что было произведено всего несколько десятков таких машин.

2. ГАЗ-М20Г

-3

Версия ГАЗ-М-20 "Победа" для "Конторы" появилась в 1956 году. По большому счету, от серийной модели М20Г она отличалась только двигателем. На этот раз под капотом установили отечественный 6-цилиндровый мотор ГАЗ-12 с объемом 3,5 литра и мощностью 90 лошадиных сил. Этот же двигатель использовался в правительственных лимузинах ЗИМ. Несмотря на использование силовой установки ГАЗ-12, в М20Г, в отличие от ЗИМ, не было гидромуфты в трансмиссии. Еще одно отличие от серийной "Победы" заключалось в увеличенном объеме топливного бака до 80 литров, вместо стандартных 55 литров.

3. ГАЗ-23

-4

В 1959 году на основе серийной модели ГАЗ-21 была создана новая версия "Волги" для нужд советской контрразведки, получившая название ГАЗ-23. Фактически, ГАЗ-23 была "замаскированной" под ГАЗ-21 "Чайку". На тот момент правительственный автомобиль ГАЗ-13 был самым быстрым серийным автомобилем в СССР. Однако "Чайка" была слишком заметной. Поэтому двигатель ГАЗ-13 объемом 5,53 литра и 8 цилиндрами мощностью 195 лошадиных сил был установлен под капотом ГАЗ-21. Несмотря на то, что двигатель имел V-образную конфигурацию, у ГАЗ-23 была всего одна выхлопная труба. Помещение нового двигателя под капот потребовало значительных усилий. Кроме того, в ГАЗ-23 была установлена 3-ступенчатая автоматическая коробка передач из ГАЗ-13.

4. ГАЗ-24-24

-5

В 1973 году началось производство специальной версии ГАЗ-24 "Волга". Эта модификация была оснащена тем же 195-сильным двигателем, что и специальный ГАЗ-23, который использовался в машинах для советской контрразведки. Однако точное количество произведенных автомобилей ГАЗ-24 "Волга" также остается неизвестным. Судя по всему, машины для "Конторы" собирались небольшими партиями и продолжали выпускаться до 1986 года.

Эти специальные версии ГАЗ-24 "Волга" использовались советской контрразведкой для своих операций. Они были созданы с целью предоставить высокую мощность и скорость, позволяющие оперативно перемещаться на различных типах дорог и выполнять специальные задания. Вместе с мощным двигателем, эти автомобили могли быть оснащены также дополнительными системами безопасности, связи и другими специализированными устройствами, чтобы обеспечить эффективность и надежность в работе спецслужб.

5. ГАЗ-31013

-6

В 1984 году на ВДНХ была официально представлена первая 8-цилиндровая модель "Волга" - ГАЗ-3101. По мере развития этой модели было выпущено несколько дополнительных вариантов. Однако, частным лицам не продавались модели, предназначенные для чиновников. Среди специальных версий была также модель ГАЗ-31013, созданная для нужд КГБ и оснащенная мощным двигателем от ГАЗ-14 "Чайка" с мощностью 220 лошадиных сил. Интересно, что модель 31013 стала первой, где нарушена маскировка автомобиля, поскольку были установлены две выхлопные трубы вместо одной.

6. ВАЗ-21018 и ВАЗ-21059

-7

Для нужд "Конторы" в качестве специальных автомобилей использовали не только представительские модели, но и более доступные для широкой публики. В 1970-х годах была создана специальная версия ВАЗ-2101 "Жигули" для КГБ. "Копейку" оснастили односекционным роторным двигателем мощностью 80 лошадиных сил. Эта модель получила индекс ВАЗ-21018. Впоследствии появилась модификация ВАЗ-21059, которая была оснащена более мощным двигателем мощностью 120 лошадиных сил.

Важно отметить, что в 1990-х годах роторные модели автомобилей стали доступны для свободной продажи. Таким образом, роторные двигатели стали доступными для любых желающих приобрести такие автомобили.

7. ГАЗ-13С

-8

Не все автомобили, использовавшиеся КГБ, были предназначены для слежки или сопровождения. В 1970-х годах были выпущены специальные версии ГАЗ-13 под названием ГАЗ-13С, которые были вариантом представительского автомобиля "Чайка" в кузове универсал. Эти автомобили предназначались для перевозки медицинской команды и экстренной доставки партийных руководителей в больницу в случае необходимости. Преобразование стандартных моделей "Чайка" в ГАЗ-13С осуществлялось на Рижской автобусной фабрике. Похожие универсалы также выпускались ограниченным тиражом в ГДР.