Найти тему
Две Войны

После автопробега Харьков-Москва, Сталин увидел танк Т-34, и сказал фразу, которая стала "пророческой"

Пробег двух первых танков Т-34 по маршруту Харьков-Москва, закончившийся их демонстрационным показом в Кремле высшим руководителям страны, стал легендарным. Как и пророческая фраза Сталина, которую он произнес, любуясь новыми машинами: «Это будет «ласточка» наших бронетанковых сил…»

Однако не у всех танк вызывал такое же восхищение, да и сам пробег был, по сути, вынужденным и прошел не так гладко, как об этом принято писать. И, в какой-то мере, даже стал причиной преждевременной смерти главного конструктора.

Вообще танк Т-34 пробивал себе дорогу долго и упорно. И появился на свет только благодаря Михаилу Ильичу Кошкину. В этой статье не будем оценивать его конструкторский и творческий вклад в разработку, но отдадим должное настойчивости и упорству в ее реализации.

АБТУ и высшее командование РККА отдавало предпочтение колесно-гусеничным танкам из-за их лучшей мобильности. В сентябре 38-го года Кошкин сумел убедить комиссию АБТУ РККА о включении в план разработок и гусеничного танка. В декабре ГВС РККА рассматривает оба проекта и отдает предпочтение колесно-гусеничной схеме. Но через два месяца, на обсуждении проекта в Комитете обороны, Кошкин опять настаивает на изготовлении обоих вариантов для сравнения и, неожиданно, получает поддержку Сталина.

Изготовленные в мае 39-го обе машины до августа удачно проходят испытания, и комиссия опять не может определиться, вопрос повисает в воздухе. И лишь в сентябре, на показе высшему руководству РККА гусеничный танк А-32 получает признание. Запрягали очень долго, зато потом рванули с места очень быстро. Заводу предписывается срочно увеличить бронирование до 45 мм и изготовить два образца А-34.

Сначала на заводе планировали собрать машины до 7-го ноября. К праздничку не получилось. Мешали возникающие технические сложности при сборке, да и рисковать не хотели, предпринимая беспрецедентные меры по скрупулёзной подгонке всех деталей. В агрегаты трансмиссии ставили только импортные подшипники, чему очень возмущались военпреды. Уделили внимание и внешнему виду, корпуса и башни зачищали.

В декабре постановлением КО при СНК СССР еще не существующий танк принимается на вооружение. Предъявить его высшему руководству для осмотра и принятия окончательного решения о серийном выпуске следовало в середине марта 40-го года.

Даже при максимальном напряжении сил завода, полностью собрать первый прототип смогли только к концу января, второй на пару недель позже. Сразу начали войсковые испытания, которые принесли новые проблемы. Ожидаемые технические характеристики танк подтверждал, особенно в плане проходимости. Эталонный БТ довольно часто приходилось вытаскивать опытным танком. Хуже с надежностью. Много как мелких, так и крупных поломок. На одной машине уже через 250 километров (отработав 15 моточасов) отказал двигатель. К концу февраля один танк успел пройти 650, а другой только 350 км. Накатать положенные 2000 км они явно не успевали. Намеченная на март демонстрация под угрозой срыва, танк к ней просто не был бы допущен.

Танк А-34 (Т-34). Фото в открытом доступе.
Танк А-34 (Т-34). Фото в открытом доступе.

Остался один выход, перегнать их в Москву своим ходом, чтобы накрутить нужный километраж. Военные в успех не верили, утверждали, что их все равно придётся по пути грузить на платформы и везти по ЖД, но заводчане надеялись на благополучный исход. На заседании парткома ответственным лицом за перегон машин назначили Кошкина. Впрочем, после таких предсказаний заказчика он бы и сам не оставил их без присмотра, хотя накануне сильно простудился.

К пробегу подготовились основательно. Кроме двух Т-34 в колоне шли два тягача «Ворошиловец», один как жилой балок, другой под завязку забили запчастями. Действительно, секретность очень усложнила маршрут. Его проложили вдали от дорог и населенных пунктов, практически по снежной целине. Речки по льду или вброд, переход по мостам только при отсутствии других вариантов и только в ночное время. График движения учитывал все, от погоды до расписания поездов на пересекаемых линиях. Тронулись в путь 5-го марта.

Учли вроде все, кроме человеческого фактора. Кошкин не уследил, и под Белгородом, как пишет в воспоминаниях директор завода Ю.Г. Маскарев, «представитель ГАБТУ, сев за рычаги, заставлял машину разворачиваться в снегу на полной скорости и вывел из строя главный фрикцион». Дурное дело не хитрое, угробить можно самую надежную машину. Понятно, что на испытаниях надо давать предельные нагрузки, но почему не на полигоне (времени было достаточно), а в ответственном пробеге вдали от базы?

И вообще, нужно ли танку в реальных боевых условиях на полной скорости метаться туда-сюда как перепуганной курице по подворью, подставляя противнику на разворотах то борта, то корму? Смысл в этом эксперименте разглядеть трудно, разве что ГАБТУ не очень хотело видеть машину в Москве. Судя по воспоминаниям фронтовиков, подобные поломки техники, вызванные чрезмерными циклическими нагрузками, расценивали как вредительство, трусость и попытку уклонения от боевого задания. И хорошо, если кончалось штрафбатом, могли и расстрелять.

Михаил Ильич Кошкин. Фото в открытом доступе.
Михаил Ильич Кошкин. Фото в открытом доступе.

Слава богу, отъехать успели от завода недалеко, километров 100, поэтому Кошкин, оставив неисправную машину на попечении заводских ремонтников, двинулся дальше. Без приключений добрались до Серпухова, где их встретили и проводили на завод №37 в Черкизово. Туда же через несколько дней прибыл и отремонтированный танк. Но подлечиться Кошкину не дали, на завод табуном перли шишки из ГАБТУ, ВАММ и генштаба РККА, которым приходилось устраивать осмотры.

Ночью с 16-го на 17-е марта танки перегнали в Кремль, на Ивановскую площадь. Присутствовать на показе от завода дозволили только Кошкину и двум мехводам. Чтобы они, не дай бог, что-нибудь не учудили, в обоих танках на место радиста посадили сотрудника органов для присмотра.

Вожди появились утром. Сталин, Молотов, Калинин, Берия, Ворошилов и прочие. После рапорта Павлова, машину представлял Кошкин, но бойко говорить не смог, мешали сильные приступы кашля. Сталина это заметно раздражало.

Настроение вождя улучшилось, когда после осмотра (причем Ворошилов залез на танк, а Малышев и внутри посидел) танки немного покатались по площади. Хорошее впечатление от покатушек с маневрированием не смогли испортить замнаркома Кулик и начальник ГАБТУ Павлов, хотя очень старались, критикуя недостатки. Павлов даже прямо заявил Сталину: «мы дорого заплатим за выпуск недостаточно боеспособных машин». Любопытно, но это практически дословно повторит Гудериан Гитлеру через три года по поводу чересчур поспешного запуска в производство и начала боевого применения «Пантеры».

Несмотря на критику, Сталину танк явно понравился. Произнеся свою знаменитую фразу про «ласточку» он приказал обеспечить заводчан всем необходимым для доводки машины.

⚡Вначале наши радовались этим машинам, только они могли бить танки вермахта с 1500 м: но потом сбылись все опасения испытателей!

Сталин любил лично осматривать новую технику. Фото в открытом доступе.
Сталин любил лично осматривать новую технику. Фото в открытом доступе.

На другой день начали испытания на Кубинском НИИБТ полигоне. Там их, как следует, погоняли в разных условиях и обстреляли. Попробовали забросать бутылками с горючей смесью. И броня и герметичность испытания выдержали. Комиссия заключила, что машины соответствуют требованиям и превосходят стоящие на вооружении в РККА. Впрочем, последним приветом от Кулика и Павлова был перечень из 86-ти недостатков, которые следовало устранить до постановки в серию.

Завершил цикл испытаний обратный пробег Москва-Харьков. Кошки мог бы со спокойной совестью возвращаться домой на поезде (танк, особенно Т-34 не очень комфортен и для здорового человека), но поехал опять с машинами. Предчувствие его не обмануло. Под Орлом один танк умудрились загнать в озеро. Кошкин, опасаясь, что его окончательно утопят, сам руководит спасательными работами, промокнув насквозь. Танк спасли, но сам Кошкин слег с тяжелейшим воспалением легких, от которого уже не оправился.

С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!

А как вы думаете, были ли достойные альтернативы для Т-34?