Красота — первый подарок, который Природа вручает женщине, и первый, который она забирает обратно. (Антуа́н Мере).
На протяжении всей истории человечества восприятие идеала женской красоты подвергалось значительной трансформации. Причиной тому являются культурные, социальные и модные веяния времени. От древних статуэток Венеры эпохи палеолита до иконы современного стиля Беллы Хадид, нормы и стандарты женской красоты, были постоянно меняющимся художественным полотном, отражающим ценности и эстетику той или иной временной эпохи. В этом ролике мы постараемся рассказать об основных факторах, повлиявших на эволюцию стандартов красоты, указав ключевые периоды и причины.
"Красота - одно из великих явлений окружающего нас мира, как солнечный свет, или весна, или отражение в темных водах серебряного щита луны. Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает." (Оскар Уайльд).
В эпоху палеолита представление о красоте было тесно переплетено с такими понятиями, как плодородие и изобилие. Статуэтки, относящиеся к этому отрезку времени, найденные археологами, в пещере Виллендорф (Австрия), такие как Венера Виллендорфская, демонстрировали женскую фигуру с очень гипертрофированными формами, грудь, живот, ягодицы и гениталии, имели ярко выраженные половые признаки. Фигурка высотой около 11 сантиметров, вырезанная из оолитового известняка, имеет абстрактные черты лица без детализации, а руки и ноги слабо выражены или отсутствуют. Точное значение и предназначение Венеры Виллендорфской остаётся предметом дискуссии ученых. Одна часть считает, что она была символом плодородия или богиней, связанным с культом материнства и рождения. Другие предполагают, что скульптура имела магическое или религиозное значение и использовалась в ритуальных целях. Не исключено, что она была просто предметом искусства или имела функцию сексуального или эротического символа.
Что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде? (Николай Заболоцкий).
В древнем Египте концепция красоты была тесно переплетена с культом богини Маат. Он был одним из самых значимых и широко распространенных. Богиня олицетворяла собой понятия истины и справедливости. Она регулировала космический и общественный порядок, а также ей было делегировано поддержание баланса и равновесия в мире. Маат изображалась в виде женщины с пёрышком на голове, которое олицетворяло собой символ истины.
Красота как одно из её проявлений, воспринималась древними египтянами, в виде идеального порядка и божественной гармонии. Тем самым, особое значение придавалось симметрии и пропорциональности. Изображения богов, украшающие храмы и гробницы, часто имели идеализированный характер, с учетом строго определенных стандартов красоты. Фараоны и высшие слои общества, так же изображались с идеальными чертами, дабы было понятно, от кого они ведут своё происхождение. Кроме внешней красоты, культ Маат также подразумевал этические и нормативные аспекты. Важным пунктом для египтян была забота о своем внешнем виде, особое внимание уделялось гигиене и косметическим средствам. Женщины наносили на лицо и тело различные масла, кремы и духи, а также использовали макияж для придания глазам выразительности. Особое место в египетской культуре, отводилось деталям одежды и украшениям. Предпочтение отдавалось льняным тканям с элементами драпировки, дополненными ювелирными изделиями, подчеркивающими социальный статус.
Красота – это вечность, длящаяся мгновение. (Альбер Камю)
В античной греции красивое лицо и тело считалось отражением добродетельной и всесторонне развитой личности. Для обозначения совокупности данных понятий, греками использовался термин "kalos kai hagatos", производный от слов, обозначающих "красивый", "хороший" и "добродетельный". Данный термин заключал в себе эллинистическую концепцию красоты, сочетающую в себе гармонию между нравственностью человека и его физическим обликом.
Для женщин древнегреческие идеалы красоты предполагали пышную форму тела с округлыми ягодицами, длинными и волнистыми волосами и нежными чертами лица. Полнота ассоциировалось с богатством и изобилием, поскольку указывала на возможность позволить себе достаточное количество еды в социуме, где была распространена бедность. Богиня Афродита, символизирующая любовь, красоту и плодородие, служила объектом подражания для греческих женщин, ее часто изображали круглолицей, с грушевидной формой тела и большой грудью. Греки подходили к красоте как к объективному понятию, основанному на разуме и логике. Они считали, что красоту можно объяснить с помощью математических принципов, пропорции и симметрии. Рассматривая красоту как проявление божественной милости, греки считали ее даром, за прошлые благодеяния.
Одним из ярких примеров эллинистического идеала красоты является статуя Афродиты, также известная как Венера Милосская, созданная в период эллинизма между 130 и 100 годами до нашей эры. Богиня любви и красоты, высечена из паросского мрамора в чувственной и грациозной позе, с мягкими изгибами тела и струящейся драпированной тканью ниспадающей до пола. Скульптура изображает женщину с хорошо сложенным и стройным телом: с тонкой талией, пышными бедрами, небольшой упругой грудью и слегка округлым животом. Лицо статуи олицетворяет классический греческий идеал. Черты сбалансированы и гармоничны, прямой нос, пухлые губы, высокий лоб и миндалевидные глаза, выражающие безмятежность и спокойствие. Богиня изображена частично обнаженной в ниспадающей одежде, облегающей ее тело, такое сочетание символизирует идеальный баланс между скромностью и чувственностью. Скульптура представляет собой воплощение совершенной женской красоты, какой ее представляли древнегреческие художники и общество.