Найти в Дзене

Эволюция женской красоты: от Венеры палеолита до иконы современной моды Беллы Хадид.

Красота — первый подарок, который Природа вручает женщине, и первый, который она забирает обратно. (Антуа́н Мере). На протяжении всей истории человечества восприятие идеала женской красоты подвергалось значительной трансформации. Причиной тому являются культурные, социальные и модные веяния времени. От древних статуэток Венеры эпохи палеолита до иконы современного стиля Беллы Хадид, нормы и стандарты женской красоты, были постоянно меняющимся художественным полотном, отражающим ценности и эстетику той или иной временной эпохи. В этом ролике мы постараемся рассказать об основных факторах, повлиявших на эволюцию стандартов красоты, указав ключевые периоды и причины. "Красота - одно из великих явлений окружающего нас мира, как солнечный свет, или весна, или отражение в темных водах серебряного щита луны. Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает." (Оскар Уайльд). В эпоху палеолита представление о красоте было тесно переплетено с такими пон
Красота — первый подарок, который Природа вручает женщине, и первый, который она забирает обратно. (Антуа́н Мере).
От Венеры палеолита до иконы современной моды Беллы Хадид.
От Венеры палеолита до иконы современной моды Беллы Хадид.

На протяжении всей истории человечества восприятие идеала женской красоты подвергалось значительной трансформации. Причиной тому являются культурные, социальные и модные веяния времени. От древних статуэток Венеры эпохи палеолита до иконы современного стиля Беллы Хадид, нормы и стандарты женской красоты, были постоянно меняющимся художественным полотном, отражающим ценности и эстетику той или иной временной эпохи. В этом ролике мы постараемся рассказать об основных факторах, повлиявших на эволюцию стандартов красоты, указав ключевые периоды и причины.

"Красота - одно из великих явлений окружающего нас мира, как солнечный свет, или весна, или отражение в темных водах серебряного щита луны. Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает." (Оскар Уайльд).
Нефертити. Царица Древнего Египта.
Нефертити. Царица Древнего Египта.

В эпоху палеолита представление о красоте было тесно переплетено с такими понятиями, как плодородие и изобилие. Статуэтки, относящиеся к этому отрезку времени, найденные археологами, в пещере Виллендорф (Австрия), такие как Венера Виллендорфская, демонстрировали женскую фигуру с очень гипертрофированными формами, грудь, живот, ягодицы и гениталии, имели ярко выраженные половые признаки. Фигурка высотой около 11 сантиметров, вырезанная из оолитового известняка, имеет абстрактные черты лица без детализации, а руки и ноги слабо выражены или отсутствуют. Точное значение и предназначение Венеры Виллендорфской остаётся предметом дискуссии ученых. Одна часть считает, что она была символом плодородия или богиней, связанным с культом материнства и рождения. Другие предполагают, что скульптура имела магическое или религиозное значение и использовалась в ритуальных целях. Не исключено, что она была просто предметом искусства или имела функцию сексуального или эротического символа.

Венера Виллендорфская.
Венера Виллендорфская.
Что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде? (Николай Заболоцкий).

В древнем Египте концепция красоты была тесно переплетена с культом богини Маат. Он был одним из самых значимых и широко распространенных. Богиня олицетворяла собой понятия истины и справедливости. Она регулировала космический и общественный порядок, а также ей было делегировано поддержание баланса и равновесия в мире. Маат изображалась в виде женщины с пёрышком на голове, которое олицетворяло собой символ истины.

Высшие слои общества, так же изображались с идеальными чертами.
Высшие слои общества, так же изображались с идеальными чертами.

Красота как одно из её проявлений, воспринималась древними египтянами, в виде идеального порядка и божественной гармонии. Тем самым, особое значение придавалось симметрии и пропорциональности. Изображения богов, украшающие храмы и гробницы, часто имели идеализированный характер, с учетом строго определенных стандартов красоты. Фараоны и высшие слои общества, так же изображались с идеальными чертами, дабы было понятно, от кого они ведут своё происхождение. Кроме внешней красоты, культ Маат также подразумевал этические и нормативные аспекты. Важным пунктом для египтян была забота о своем внешнем виде, особое внимание уделялось гигиене и косметическим средствам. Женщины наносили на лицо и тело различные масла, кремы и духи, а также использовали макияж для придания глазам выразительности. Особое место в египетской культуре, отводилось деталям одежды и украшениям. Предпочтение отдавалось льняным тканям с элементами драпировки, дополненными ювелирными изделиями, подчеркивающими социальный статус.

Богиня Маат.
Богиня Маат.
Красота – это вечность, длящаяся мгновение. (Альбер Камю)

В античной греции красивое лицо и тело считалось отражением добродетельной и всесторонне развитой личности. Для обозначения совокупности данных понятий, греками использовался термин "kalos kai hagatos", производный от слов, обозначающих "красивый", "хороший" и "добродетельный". Данный термин заключал в себе эллинистическую концепцию красоты, сочетающую в себе гармонию между нравственностью человека и его физическим обликом.

Древнегреческие идеалы красоты предполагали пышную форму тела.
Древнегреческие идеалы красоты предполагали пышную форму тела.

Для женщин древнегреческие идеалы красоты предполагали пышную форму тела с округлыми ягодицами, длинными и волнистыми волосами и нежными чертами лица. Полнота ассоциировалось с богатством и изобилием, поскольку указывала на возможность позволить себе достаточное количество еды в социуме, где была распространена бедность. Богиня Афродита, символизирующая любовь, красоту и плодородие, служила объектом подражания для греческих женщин, ее часто изображали круглолицей, с грушевидной формой тела и большой грудью. Греки подходили к красоте как к объективному понятию, основанному на разуме и логике. Они считали, что красоту можно объяснить с помощью математических принципов, пропорции и симметрии. Рассматривая красоту как проявление божественной милости, греки считали ее даром, за прошлые благодеяния.

Статуя Афродиты, также известная как Венера Милосская.
Статуя Афродиты, также известная как Венера Милосская.

Одним из ярких примеров эллинистического идеала красоты является статуя Афродиты, также известная как Венера Милосская, созданная в период эллинизма между 130 и 100 годами до нашей эры. Богиня любви и красоты, высечена из паросского мрамора в чувственной и грациозной позе, с мягкими изгибами тела и струящейся драпированной тканью ниспадающей до пола. Скульптура изображает женщину с хорошо сложенным и стройным телом: с тонкой талией, пышными бедрами, небольшой упругой грудью и слегка округлым животом. Лицо статуи олицетворяет классический греческий идеал. Черты сбалансированы и гармоничны, прямой нос, пухлые губы, высокий лоб и миндалевидные глаза, выражающие безмятежность и спокойствие. Богиня изображена частично обнаженной в ниспадающей одежде, облегающей ее тело, такое сочетание символизирует идеальный баланс между скромностью и чувственностью. Скульптура представляет собой воплощение совершенной женской красоты, какой ее представляли древнегреческие художники и общество.

Богиня любви и красоты.
Богиня любви и красоты.