"В её щеках чувствовалось тепло, хотя румянца на них не было; большие тёмные глаза мягко светились. Но мужчины смотрели на её губы, в которых таился вопрос и ответ, на её губы с еле заметной улыбкой; они были нежные, чувственные и мягкие; казалось, что от них исходит тепло и благоухание, как исходит тепло и благоухание от цветка." Такой мы впервые видим Ирэн Форсайт на страницах романа "Собственник".
Уважаемые читатели, спасибо всем, кто написал комментарии к предыдущим статьям про Ирэн и Босини! Это помогло посмотреть на ситуацию со всех сторон и я надеюсь, что теперь, с вашей помощью, смогу подвести черту в анализе характера этого персонажа.
Не боюсь признать, при первом чтении "Саги" в школьном возрасте я сочувствовала Ирэн (до момента знакомства Джона и Флер). Спустя годы многие фильмы/книги и их персонажи видятся совсем другими глазами. Ну и знаний о том, как мир был устроен в те времена, прибавляется :-) Все же опираться надо на реалии форсайтской эпохи, иначе получится как в одном увиденном мной ролике, когда милая блогер после чтения "Саги" уверенно вещала с экрана: "Он же обещал ее отпустить, вот и надо было отпустить". Что предполагается под свободой, которую Сомс должен был предоставить Ирэн, она не пояснила. И напрасно! Вспоминаем роман "В петле" - не так-то просто было расстаться официально! (И меня это, кстати, очень интересует - что имела в виду Ирэн, когда хотела стать свободной от Сомса - как жить и как официально это оформлять).
Однако и сейчас я готова признать, что в некоторых моментах я к Ирэн готова проявить сочувствие.
1. Прежде всего, не будем отрицать - если Ирэн ничего не знала об интимной стороне брака, то отвращение ее к мужу (которого она и так не привечала в период ухаживаний) понятно и объяснимо.
Объяснимо, ибо это это нее не зависело. А вот сказать, что Сомс виноват в ее отвращении к браку, нельзя: он, как и другие джентльмены того круга, естественно, рассчитывал на то, что брак будет скреплен как положено, что в первые годы брака появятся дети. Собственно, как справедливо указали читатели, наличие детей в браке весьма и весьма ожидалось! То есть, ничего "эдакого" он от нее не требовал.
По поводу отвращения я бы еще обратила внимание на то, что Ирэн изначально знала, что будущий муж ей неприятен (отвращение неприкрытое вызвал единственный поцелуй в руку!). И еще: Ирэн было 18,5 лет в момент знакомства, она была молода и неопытна, но все же не юна, как школьница. И за полтора года ухаживаний можно было бы обдумать, что такое брак. Подруг замужних спросить. Понаблюдать за окружающими - как живут, где бывают, сколько общаются, стали ли леди счастливее от вступления в брачный союз. Понимаю, что тогда открыто не говорили о многих вещах, но уж намеки то какие-то проскользнули бы.
(Возраст Ирэн в комментариях вызывал споры. Я и сама не помнила. Нашла в романе "В петле". Там есть подробная датировка.)
И простая логика могла бы подсказать (даже если она ничего не знала об интимной стороне жизни), что если до помолвки и брака он целует ей руку и это противно, то в браке он как минимум будет продолжать ее целовать - и это будет не менее противно.
Ирэн жила не в поместье или замке с несколькими десятками комнат и отдельными спальнями у главы семейства и супруги. Так что, опираясь на бытовые наблюдения, могла предвидеть, что спать с мужем она будет в одной кровати - именно с этим неприятным Сомсом.
Но, несмотря на нелогичность поведения героини, которая принимает предложение от неприятного ей человека и не пытается найти другого поклонника или место гувернантки/компаньонки, я сочувствую Ирэн, которая по незнанию обрекла себя на супружеские отношения с Сомсом.
2. Я также могу понять, что она не отказалась от любви, когда встретила Босини - случилась внезапное и взаимное ПЕРВОЕ чувство. То есть то, о чем мечтают все молодые девушки, и чего она была лишена по причине необдуманного замужества.
И не оправдывая, но понимая, почему Ирэн "голову снесло" от чувств, я не могу понять странного поведения, которое воспоследовало за этим. Казалось бы, еще вчера ты просила мужа "отпустить тебя". Напоминаю: развод был возможен при измене одного из супругов. Сомс не изменял и намерений таких не высказывал. Очень неприятно, значит, что-то нужно делать, искать другие варианты? К тому же предполагать, что он годами будет проживать в соседней комнате - значит, быть просто супернаивной.
Я уже не говорю о чувствах ПОДРУГИ и НЕВЕСТЫ Джун. Ну Сомс-то тебе отвратителен, на его чувства, допустим, плевать, но Джун? Заставить ее мучаться от неопределенности, от ревности, неизвестности?
И Босини ведь, судя по всему, был против такой ситуации (хоть здесь он оказался умнее):
Босини умолял о чём-то, а она, такая спокойная, такая мягкая и вместе с тем непоколебимая в своей пассивности, сидела, устремив взгляд на траву.
Суждено ли Босини увести за собой эту нежную, покорную женщину, которая никогда не отважится на самостоятельный шаг? Женщину, которая отдала ему всю себя, которая умрёт за него, но никогда не решится уйти с ним!
Молодому Джолиону казалось, что он слышит её слова: «Милый, ведь это погубит тебя!» – ибо он испытал на себе всю силу того гнетущего страха, что таится в сердце каждой женщины и твердит ей, будто она в тягость любимому человеку.
(Я понимаю, что мнение Джолиона не является 100-процентной истиной, Босини мог умолять о чем угодно, но справедливо по отношению к героине выбрать наиболее обеляющий ее вариант.)
Давайте подумаем: репутации Босини повредило бы бегство с женой заказчика? Еще бы! Но со временем, оформив развод, они смогли бы пожениться, рано или поздно скандал поблек бы. А до того момента - если речь шла о безмерной любви - можно было бы и поступиться карьерой. Уж подмастерьем-то он заработал бы не меньше, чем Ирэн уроками музыки.
А если бы Ирэн осталась в доме Сомса, то... То что? Жениться на Джун Босини, судя по его действиям, был не намерен. Слухи о его поведении уже распространились. А если распространились недостаточно широко, то распространятся в ближайшее время, как только станет понятно, что Джун замуж не выходит и с женихом не появляется. То есть, о какой репутации шла речь? "Не пригласить ли нам молодого Босини? Да, того, кто соблазнил жену своего первого заказчика, не разорвав помолвку с его родственницей! Нет, жену он из семьи не увел, она по-прежнему проживает с Сомсом Форсайтом в его доме". - "Конечно, лучше специалиста не найти! Пригласим его, может и в нашей семье он найдет, как проявить не только свои таланты архитектора, но и личное обаяние!". Смешно. О какой репутации джентльмена вообще можно было говорить уже к этому моменту??? А профессиональной репутации наработано не было.
Итог: понять, что тогда еще очень молодая Ирэн не смогла противиться первому чувству, тем более, что Босини постоянно искал ее общества, я могу. А вот почему она не предприняла никаких шагов, чтобы как можно быстрее дать понять Сомсу и Джун, что меры для развода она предприняла вот таким образом, и дать им шанс хоть душу отвести, плюнув вслед (образно конечно), я категорически не понимаю. ЛЮБОЕ действие в этой ситуации было бы лучше пассивного хождения на свидания к Босини и возвращений домой по вечерам.
3. Не совсем понимаю, что мешало помочь Сомсу с разводом.
Ирэн заявляет мужу: "Можете не щадить моего имени, мне нечего терять". Т.е. она прямо указывает на то, что репутация ее не волнует. Позже она скажет Джолиону, что предпочла бы даже завести новые отношения, чтобы дать Сомсу повод. (Правда вместо новых отношений она почему-то уезжает из Англии).
Так что мешает просто попросить того же Джолиона нанять некоего джентльмена, который по договоренности придет к ней с бутылкой шампанского, сядет на диван в гостиной и расстегнет верхнюю пуговицу на рубашке? Через 15 минут к ней заглянет ее опекун Джолион Форсайт (заранее предупрежденный), постучит в дверь, которая - ах, какая небрежность! - не заперта и увидит на диване постороннего мужчину, не вполне одетого, разливающего шампанское.
Джолиону даже врать бы не пришлось - достаточно просто умолчать, что он знает о нанятом "любовнике" и изложить только факты (видел мужчину, видел расстегнутую рубашку и т.д.). И получилось бы освободить, наконец, Сомса - если он Ирэн так неприятен, это легкий путь гарантированно лишиться его общества! Сомс открыто заявляет, что хочет семью - так он и будет искать себе жену, заниматься личными делами, а не преследованием Ирэн.
(Комментарии подписчиков подсказали, что Сомс хотел все сделать правильно, "по-честному". Но Ирэн-то его желанием не связана! И - заметим - при наличии свидетельства Джолиона Ирэн могла бы вообще самоустраниться в дальнейшем, ей не надо врать и т.д. Достаточно не опровергать! Ведь позже все так и случилось - она и Джолион просто не опровергли своего романа.)
По итогам предыдущих трех пунктов я сделала для себя вывод, что Ирэн (в самом мягком и комплиментарном рассмотрении ее поступков) - просто безвольный человек, который не желает или не может из-за пассивности натуры попытаться что-то изменить в своей жизни.
Если бы она была при этом простой и приветливой женщиной, вероятно, окружающие были бы счастливы.
К сожалению, в Ирэн безволие сочетается с повышенной чувствительностью ко всему, что ей не по нраву. Я бы отметила и отсутствие эмпатии, потому что хоть сколько-нибудь способный на сочувствие человек не сможет планомерно день за днем устраивать сеансы молчания мужу, который за ужином пытается вести разговор. Плюс некритичное отношение к своим поступкам - самый максимум, на который способна Ирэн, это в разговоре признать, что она совершила ошибку, выйдя замуж. Однако, вместо устранения последствий своей ошибки или попыток смягчить эти последствия она почему-то предпочитает наказывать за свой просчет других.
(Должна отметить, что есть и момент, который вызывает уважение - период, когда после ухода от мужа Ирэн жила одна на свою ренту, работала учительницей музыки и помогала женщинам. Видимо, отсутствие близких связей и ответственность за себя с небольшой подпоркой в виде ренты - это оптимальный образ жизни при ее характере. Когда ей приходится самой принимать решения, проявляются ее лучшие качества.)
Еще раз подчеркиваю - я готова поверить в то, что Ирэн "неспециально" по большей части себя ведет не вполне разумно. Что она не корыстная, что она не уходила от мужа только из-за желания не навредить Босини, что она хотела помочь Сомсу освободиться от нее, но не нашла пути к этому. Но даже в этом случае, к сожалению, она не вызывает у меня сильной симпатии. Потому что образованная и здоровая молодая женщина ЗА МНОГО ЛЕТ не сделала ни одного активного действия, ни одного, пусть крошечного шага, чтобы изменить то, что ее не устраивало, а вот вреда принесла своей пассивностью столько, сколько не всякий и планомерными активными действиями сумеет .
4. И, наконец есть то, в чем понять Ирэн не смогу никогда. Это давление на Джона, когда он и Флер полюбили друг друга. Речь не о самом факте неприязни к Флер - ну что поделать, бывает. Но КАК она действовала!
Как можно было сыну, тем более такому чувствительному юноше, вываливать подробности своей интимной жизни (заметим, тридцатилетней давности). Да, она сделала это чужими руками - но тем самым причинила только большее зло.
Как можно было говорить, что Сомс "владел ей как рабыней", если замуж она вышла сама? "Рабыней" она была бы, если б Сомс, к примеру, намеренно разорил ее семью и вынудил выйти за него замуж, угрожая, что иначе ее престарелых родственников выгонят на улицу. Но ничего подобного и близко не было. При всей бедности Ирэн денег на необходимое ей хватало, на улицу никто никого не гнал, Сомс к ее денежным затруднениям отношения не имел. (Я уж не говорю о том, что можно было бы поискать другие варианты решения материальных проблем). В цитате выше она названа "непоколебимая в своей пассивности". Видимо, эта пассивность и привела ее в брак с нелюбимым Сомсом. И больше тридцати лет она его за СВОЕ РЕШЕНИЕ ненавидит и заставляет расплачиваться. Сначала его, а потом и его дочь.
Кроме того, почему она не вспомнила свою собственную историю, когда ОНА лишилась шанса на счастливую жизнь в любви? А, это другое...
Почему-то Флер объявлена собственницей, которая воспользуется Джоном и выбросит его потом (Вот если Ирэн боится наследственной предрасположенности, то, кстати, как раз могла бы быть уверена, что Флер свое не бросит - как не бросал Сомс ).
"Ты даешь, Джон; она берет ", - заявляет Ирэн. ЧТО именно дает Джон, и Флер берет? Она отвечает на его чувства. Она не требует от Джона ни немедленных свершений в профессии, ни любви его семьи, ни денег, НИЧЕГО. Да, она совершенно из другого теста, чем семья Джона. А может, пассивному, мягкому Джону и нужна была такая яркая, активная спутница? Об этом мыслей не было?
В любом случае, многократно в комментариях встречалась мысль (и я активно ее поддерживаю), что если бы на детей не давили, а согласились на брак с условием долгой помолвки, то ситуация сама собой разрешилась бы. Поводов отложить свадьбу было целых два - Джон должен был как-то устроиться в жизни (как минимум заняться фермерством - это не месяц и не год, чтобы хотя бы начать что-то стоящее), к тому же оба были слишком молоды. Особенно это важно в случае жениха. Девушка могла в таком возрасте выйти за приличного обеспеченного джентльмена, но Джон был действительно молод для брака.
В случае разрешения на брак после нескольких лет общения, они бы поняли, что им нужны другие спутники, скорее всего. Или, наоборот, вместе преодолев все препятствия, доказали бы, что у них настоящее чувство, а не детское увлечение.
Приведу цитату о последнем разговоре Джона с матерью перед тем, как он все же отказался от любви Флер:
Ирэн встала.
— Я сказала тебе в ту ночь, дорогой: не думай обо мне.
Я сказала это искренно. Думай о себе и о своем счастье!
Дотерплю, что осталось дотерпеть, я сама навлекла это на себя.
Предложение "Не думай обо мне, думай о себе" было просто попаданием в яблочко - нормальный любящий сын в той ситуации после таких слов не смог бы сказать: "Да, отлично, вступаю в брак!" (Однако есть еще и слово "дотерпеть" - выглядит как классика манипуляций. Если Ирэн считает себя виноватой и готова реально терпеть женитьбу на Флер, то следовало бы не говорить о своем намерении терпеть, а молчать). Заметим, Сомс, напротив, был готов поступиться всем ради счастья дочери. Хотя любви к сыну Ирэн он, полагаю, тоже не испытывал. Так кто же из них собственник, как вам кажется?
Ссылки на предыдущие статьи про Ирэн: