Часть 1
Если понравится материал, не забудьте перейти по ссылке и подписаться на "Сообщество любителей творчества В.С.Высоцкого" в ВКонтакте:
А также на мой You Tube-канал и на его новости! На моём канале о поэзии я часто исполняю интереснейшие, часто малоизвестные, произведения Владимира Высоцкого!
Это важно!
https://www.youtube.com/channel/UC3IR7hw4yHrbTzbB5X8LbMw
ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ИИСУСА ХРИСТА ДЛЯ МИРОВОЙ ИСТОРИИ
Иисус Христос - личность, занимающая, безусловно, важнейшее и уникальное место в истории человечества. Во-первых, как создатель одной из трёх мировых религий - христианства. Христиане ныне составляют треть населения Земли, и для них Иисус - Мессия, Спаситель, олицетворение Бога и Сын Божий. Более того, Иисус как великий проповедник почитаем и в других религиях. Например, в исламе он - пророк Иса. А мусульмане в свою очередь населяют четверть земной суши.
Если же не брать во внимание даже религиозные убеждения, огромное уважение фигуры Иисуса Христа можно проследить на примерах отношения к нему великих культурных и общественных деятелей.
Если привести наглядный пример из живописи, то стоит вспомнить выдающегося русского художника Александра Иванова, который известен всему миру как автор одной картины – «Явление Христа народу». Он написал немало и других прекрасных произведений, но именно беззаветная вера и безмерное уважение, преклонение перед личностью Иисуса заставило потратить живописца на данную работу 20 лет своей жизни!
Если же коснуться литературы, великий русский писатель и мыслитель Лев Толстой в конце XIX века открыто отрёкся от догматов официальной православной Церкви и даже по сути стал создателем своей "мини - религии" - толстовства. Он также не считал Христа Богом, а также богочеловеком. Тем не менее Толстой преклонялся перед ним как перед величайшим Учителем в истории, а Нагорную проповедь называл важнейшим событием для человечества.
Возьмём сферу большой политики. Уже в XX веке великий индийский философ, политик и общественный деятель Махатма Ганди, индуист по вероисповеданию, положил в основу своего учения о ненасилии именно идеи Христа. Ганди тоже стал уникальной личностью в истории человечества - политиком, который впервые в мировой истории добился независимости своей страны [Индии] путём ненасильственного сопротивления.
После смерти великого проповедника его учение "сатьяграха" стало основой для выдающихся борцов за права человека по всему миру. Например, пастор Мартин Лютер Кинг в 1960-х годах в добился для чернокожего населения США официального признания равных прав с белыми жителями.
И Ганди, и Кинг, как когда-то Иисус, были убиты за свои светлые деяния...
Выше шла речь о людях с разными религиозными взглядами, но в общем именно о верующих последователях Иисуса Христа. Многие же видные деятели культуры в XX веке были атеистами или агностиками. Но в их произведениях очень часто появлялся образ Иисуса Христа как человека, принёсшего миру идеалы Любви, Добра, Правды, Справедливости, а потом безвинно погибшего за свои великие проповеди.
Более того, многие из них даже ставили настоящие взгляды Христа в пику догмам официальной Церкви, в первую очередь, католической. Дескать, церковники с течением времени "подмяли под себя" Священное Писание так, как им выгодно. Более того намекали на то, что они "убили" своего Учителя второй раз. Один из самых выдающихся и знаменитых писателей "потерянного поколения" Эрих Мария Ремарк был убеждённым атеистом. Но в его романе "Чёрный обелиск" главный герой, увидевший распятие Христа в храме, говорит о нём с глубоким сочувствием и пониманием, при этом презирает священников, служащих только ради собственной наживы.
Рассуждая он приходит к мрачному и страшному выводу: если бы Иисус ожил и вновь начал проповедовать свои идеалы, он стал бы мешать "грязным" делам официальной Церкви, её представители уничтожили бы его во второй раз… Христос здесь тоже «отделяется» автором от общей неприглядной картины, Он - вновь олицетворение абсолютной Справедливости, которую так не любят в продажном мирке.
При этом надо понимать, что «потерянное поколение», измученное войной, на жизнь смотрело весьма трагично в принципе. Но Иисус появлялся в произведениях и совершенно иным образом.
Достаточно вспомнить, какое бесчисленное количество раз так или иначе, с необычайным воодушевлением, добротой и светлостью описывался в мировой культуре библейский сюжет рождения Христа в Назарете и поклонения ему волхвов. Одно из самых знаменитых и интересных воплощений в поэтической культуре – стихотворение «Рождественская звезда» Бориса Пастернака, человека верующего. В нём действие как бы переносится из Палестины в русские края, воссоздаётся особая атмосфера настоящей "русской" морозной зимы.
Говоря же о музыкальном мире, всемирно известных музыкальных «пересказах» жизни Христа, как не вспомнить знаменитейшую рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса? Это, пожалуй, самый известный и противоречивый пересказ истории Христа на новый лад. Показ этого театрально- музыкального произведения в разных точках планеты не раз вызывал бурю негатива от официальных религиозных организаций. В ней Иисус показан как человек, а не как Сын Божий. И один из авторов оперы Тим Райс считал, что от такого взгляда на личность Спасителя величие Христа только возрастает.
Так что вне зависимости от различных взглядов на религию, Иисус для великих мыслителей, писателей, поэтов, художников, скульпторов, композиторов, режиссёров, общественных деятелей, политиков и других исторических деятелей является либо человеческим Идеалом, либо великим пророком и олицетворением абсолютного Добра и Любви!
Образ Иисуса Христа в литературе разными авторами трактуется, конечно, совершенно отлично друг от друга, со своими важными нюансами. Не меняется суть. Иисус - это всегда образ беззаветного, бескорыстного мученика за светлые идеалы и праведное будущее человеческой цивилизации.
"ПОМЯНУЛ ОН ХРИСТА, ОШАЛЕВ ОТ ЗАСНЕЖЕННЫХ ВЁРСТ..."
Рядом с Иисусом Христом даже по влиянию на мировую цивилизацию не поставишь, наверно, никого. Хотя "Учителями", пусть даже грешными, можно назвать многих представителей мировой культуры. Они были наделены поистине Божьим даром и честно, смело, свободно напоминают в разные времена людям о вечных, незыблемых ценностях, жизненных истинах. К тому же о судьбах таких талантливых людей, чаще всего о поэтах, очень часто говорят, что они несут "крест" своего творчества - опять же прямая аналогия с Христом, который тоже часть пути собственноручно нёс свой крест на Голгофу, в прямом смысле слова.
Владимир Высоцкий - один из тех, чья праведная, честная поэзия обернулась для него "тяжким крестом" и в прямом, и в переносном значении. Несомненно, что он был главным голосом народа в своё время, "хриплоголосой совестью" нации. Ненавязчиво он и учил нас в своих песнях.
Священник отец Михаил Ходанов, который является ценителем творчества Владимира Высоцкого и замечательным исполнителем его песен, считает, что во времена официального атеизма и богоборчества всенародно любимый поэт проповедовал православные идеалы, так как своим творчеством он призывал людей к честности, справедливости, любви, добру, состраданию - основным христианским ценностям. Одним из ключевых моментов в христианском миропонимании является всепрощение. Иисус Христос учил не держать зла даже на своих врагов и учиться их прощать. В своих песнях лирический герой Высоцкого прощал даже предателей, оставивших его в беде. Сразу на ум приходит окончание знаменитой "Дорожной истории":
...И он пришёл - трясётся весь...
А там - опять далёкий рейс, -
Я зла не помню - я опять его возьму!
Или такой отрывок из яркого малоизвестного стихотворения 1967-70 годов:
"Расплескалась судьба без остатка.
Кто прощает, тот не обречён!"
К тому же существует немало доказательств тому, что Высоцкий был человеком верующим, хотя и к атеистам его причисляют тоже нередко. Сложные противоречивые сведения о духовной жизни поэта я уже разбирал в своей статье "Вопрос о крещении и религиозности великого поэта".
Если интересно, Вы можете ознакомиться с ней по ссылке:
https://zen.yandex.ru/media/id/5db9ff290ce57b00ad8166..
Ныне же речь пойдёт непосредственно об образе Христа в поэзии русского гения.
Спаситель как символ добра, правды, милосердия, ненасилия очень часто появляется в стихах поэта. Это даже если не считать упоминаний "вскользь", как, например, в "Песенке о переселении душ" - "Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Исуса...". Или, к примеру, в совсем раннем малоизвестном стихотворении без названия:
Ты не пиши мне про берёзы, вербы -
Прошу Христом, не то я враз усну, -
Ведь здесь растут такие, Маша, кедры,
Что вовсе не скучаю за сосну!
Или вот отрывок из ранней песенки про Ленинградская блокаду, которая, можно сказать, была ещё только «затравкой» для грандиозного «военного цикла» великого поэта:
Блокада затянулась, даже слишком,
Но наш народ врагов своих разбил, -
И можно жить как у Христа за пазухой, под мышкой,
Но только вот мешает бригадмил.
Если говорить о действительно весомых упоминаниях образа Христа, то разговор в первую очередь пойдёт о серьёзных философских произведениях поэта, где лирический герой ищет смысл в своей жизни, находясь в непростых обстоятельствах, совершает духовный, моральный, ведущий к истинной свободе выбор, ну или просто говорит о своих моральных ориентирах, безнравственных вещах, которые не может переносить на дух.
И здесь сразу же хочется вспомнить, пожалуй, самую известную строку Высоцкого о Христе - "/ Я не люблю насилье и бессилье, / - Вот только жаль распятого Христа! / ". Справедливости ради надо заметить, что в первоначальном варианте эта строка звучала совершенно иначе: "И мне не жаль распятого Христа!". Но, думаю, это было написано во вдохновенном порыве, ведь сами стихи – очень откровенны и резки, протестующие против окружающей, "забывшей слово «честь»" действительности. Как поэт, на личном опыте знаю, что произведения подобного характера, создаются, когда «накипело», в особом творческом раже. Плюс ко всему поэт всё же исправил этот важный момент. И смысл этих строк с «поправкой», по-моему, стал поистине глубоким, обрёл особую самоценность.
Да и вряд ли бы Владимир Семёнович мог оставить в итоге первый вариант, потому-что к личности Христа он относился с явным, глубоким уважением. Это видно даже по его исповедальным поздним строкам из стихотворения "Мне судьба - до последней черты, до креста...". Автор говорит о тяжёлом предназначении поэта и человека, который уверенно и неотступно несёт правду, остаётся собой до конца, не взирая на окружающую беспросветную "суету сует". Здесь поэт буквально оголяет перед нами свою душу, свои творческие цели, свой духовный мир, он воистину исповедуется!.. Вначале стихотворения вновь возникает образ Христа:
Мне судьба – до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты (а за ней – немота),
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что – не то это вовсе, не тот и не та!
Что – лабазники врут про ошибки Христа,
Что – пока еще в грунт не влежалась плита...
В песне излагается много вещей, за которые лирический герой готов спорить «на разрыв аорты». Но первый тезис в этом ряду: "...лабазники врут про ошибки Христа"! И это однозначно наводит на мысль, что Иисус был для поэта, самым непогрешимым моральным ориентиром, первым примером глубоко честной преданности своему призванию, истинной службы высоким духовным идеалам.
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...)
Спасибо за ваше внимание, дорогие читатели!..
Напоминаю!
Если понравится материал, не забудьте перейти по ссылке и подписаться на "Сообщество любителей творчества В.С.Высоцкого" в ВКонтакте:
А также на мой You Tube-канал и на его новости! На моём канале о поэзии я часто исполняю интереснейшие, часто малоизвестные, произведения Владимира Высоцкого!
Это важно!
https://www.youtube.com/channel/UC3IR7hw4yHrbTzbB5X8LbMw
Ссылка на вторую часть: