Частично ежегодный доклад президенту был представлен на Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей — бизнес-омбудсмен Борис Титов представил Индекс административного давление и раздел «Ключевые проблемы бизнеса в условиях санкций и структурной трансформации в 2023 году».
Про Индекс административного давления
Индекс административного давления составляется ежегодно в течение уже почти 5 лет. В нём анализируются данные по 9 ведомствам, которые проводят наибольшее количество проверок — ФНС, Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор и МЧС.
В итоге выводится рейтинг регионов по 3 показателям:
- доля субъектов предпринимательства, подвергнутых контролю и надзору, в общем числе подконтрольных субъектов;
- доля предупреждений в общем числе санкций;
- доля профилактических мероприятий от общего числа контрольно-надзорных и профилактических мероприятий.
В 2023 году топ регионов с наименьшим административным давлением выглядит следующим образом:
- Смоленская область.
- Республика Татарстан.
- Удмуртская Республика.
- Воронежская область.
- Республика Чувашия.
- Республика Крым.
- Вологодская область.
- Республика Дагестан.
- Костромская область.
- Республика Марий-Эл.
В общем и целом за всё время существования Индекса топ-10 выглядит так:
- Удмуртская Республика.
- Ульяновская область.
- Республика Адыгея.
- Вологодская область.
- Республика Татарстан.
- Смоленская область.
- Республика Карелия.
- Челябинская область.
- Республика Калмыкия.
- Кемеровская область.
За 2023 года некоторые регионы показали значительные послабления, например, Санкт-Петербург поднялся на 59 мест — с 70-го на 11-ое.
Про количество проверок
Как отметил уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов, качество контрольно-надзорной деятельности в стране за год изменилось в лучшую сторону, хотя проблемы по закону о госконтроле ещё сохраняются.
«Уровень административного давления на бизнес за год снизился. Количество проверок очень значительно сократилось, на 70%. 292 тыс. против 976 тыс. годом ранее. А общее число контрольно-надзорных мероприятий (включая проверки) за 2022 год — всего 325 тысяч», — сказал Борис Титов.
Благодаря действию нового закона о госконтроле, число мероприятий, которые не нужно согласовывать с органами прокуратуры, сведено к минимуму. Напомним, что плановые и неплановые проверки требуют согласования, однако некоторые ведомства обходят ограничения, проводя профилактические визиты и другие виды контрольно-надзорных мероприятий, которые фактически заменяют проверки. Об этом Борис Титов говорил ещё в прошлом году.
«Последовательно продлеваемый в 2022-23 годы мораторий на проверки распространён и на другие контрольно-надзорные мероприятия. С принятием постановления Правительства РФ № 336 от 10.03.22 снизилась и проблема подмены проверок административными расследованиями (установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении без проведения контрольно-надзорного мероприятия)», — сказал Борис Титов.
Про штрафы
Общий размер административных штрафов в сфере экономики, по данным Росстата, в 2022 году увеличился почти на 24 млрд. и составил почти 54 млрд. рублей. В т.ч. значительно, с 2 до 38 млрд. рублей, вырос объём штрафов по трём ст. КоАП РФ:
- ст. 14.31 «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»;
- ст. 16.1 «Незаконное перемещение через таможенную границу»;
- ст. 14.32 «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения».
Штрафы по остальным статьям, наоборот, снизились на 12 млрд руб.
«Исследуемые контрольно-надзорные органы стали больше использовать предупреждения. За год доля предупреждений в числе всех форм реакций по результатам контрольно-надзорных мероприятий выросла с 22,49% до 41,7%. Растёт и доля профилактических мероприятий. Сейчас она составляет 68,4%, год назад было 43,85%», — сказал Борис Титов.
Вне рамок контрольно-надзорной деятельности предприниматели отметили рост административной нагрузки.
«Тут работают три фактора: усиление налогового контроля; подмена контрольно-надзорной деятельности правоохранительными органами (возбуждение уголовных дел следствием); а также расширение сферы действия государственных автоматизированных систем контроля, которые зачастую дублируют друг друга», — сказал Борис Титов.
Про проблемы бизнеса
Также на конференции Борис Титов представил доклад «Ключевые проблемы бизнеса в условиях санкций и структурной трансформации в 2023 году». В нём содержатся предложения по улучшению делового климата, в частности:
- закрепление в законах признаков «дробления бизнеса»: что такое незаконная налоговая экономия, контролирующее все субъекты схемы лица и др.;
- решение о доначислении и взыскании налогов должно вступать в силу после истечения 3 месяцев после решения апелляционной инстанции налогового органа (и только тогда возможно применение мер принудительного взыскания);
- упрощение порядка работы с ЕНС и отмена заявительного порядка для идентификации платежа, установление нескольких дат для сдачи отчетности (иначе создается пиковая нагрузка на администрирование для компаний);
- принятие нормативно-правовой базы для проведения крипторасчетов с зарубежными контрагентами;
- временная поддержка занятости на предприятиях приграничных территорий;
- введение кешбэка на приобретение отечественных устройств с российскими операционными системами, а также продукции российской легкой промышленности;
- упрощение доступа МСП к гособоронзаказу, а также исключение необоснованного привлечения исполнителей гособоронзаказа к уголовной ответственности;
- введение сертификатов на продукты питания местных производителей для малообеспеченных граждан и др.
Оригинал статьи на нашем сайте.
Ещё больше полезных статей о бухгалтерии и бизнесе на bereganevy.ru.