Татьяна #Татьяна #Воспитание #Самовоспитание #Честность #Ложь #Доверие #Жизнестойкость #Самостоятельность
"Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи". Л. Н. Толстой
Интересные рассуждения представлены авторами в четвертой главе книги «Мифы воспитания. Наука против интуиции» По Бронсона и Эшли Мерримен с интригующим названием "Почему дети врут".
При этом эпиграфом к статье выбрано высказывание «Мы можем сколько угодно превозносить честность, но исследования непреклонны: большинство методов борьбы с ложью делают из детей еще больших врунов.»
Сначала освежим в памяти определение лжи.
«Ложь – намеренное искажение истины, неправда». С.И. Ожегов
Авторы приводят данные некоторых исследований и экспериментов, итоги которых сводятся к известной фразе доктора Хауса из одноименного сериала «Everybody Lies («Все лгут»)». В нашем случае лгут все дети.
Выделила, при каких обстоятельствах дети обманывают: когда
- скрывают непослушание
- белая ложь (как бы из-за эмпатии)
- усиливают свою власть и ощущение контроля,
- манипулируют друзьями,
- хвастаются для укрепления собственного статуса
- управляют родителями, избегают семейных конфликтов
- копируют поведение других детей
- копируют поведение взрослых (видят ложь в семье)
- для самоутверждения, когда чувствуют, что в чем-либо отстают от сверстников.
Список впечатляет... Группируя причины детской лжи, видим, что иногда ложь обусловлена моделью поведения родителей, иногда - страхом наказания и исследованием границ дозволенного, иногда – неумением выстроить отношения в коллективе.
Оторвавшись от чтения книги, позвала дочь и задала ей несколько вопросов.
Наш диалог привожу почти дословно)
- Дочь, для статьи задам тебе несколько вопросов. Согласна?
- Да, без проблем)
- Скажи, ты часто нас с отцом обманываешь?
- Хм… Обманывать – совсем не обманываю. Могу не всю правду рассказывать.
- Вспомни, пожалуйста, более раннее время – дошкольное, начальную школу. Раньше ты умалчивала больше или меньше?
(Не задумываясь)
- Раньше больше. Сейчас практически все говорю.
- А в силу чего?
- Ну так мы же можем сесть, и я, допустим, могу сказать: «у меня такой-то вопрос. Предлагаю такое – то решение». Вы предложите своё вариант, мы обсудим, что и как, и в итоге обсуждения придем к решению.
- А твои девочки – подружки врут родителям? Если да, то в каких случаях?
- Конечно, врут (улыбается).
- И в каких случаях?
- Когда делают что-то запретное и понимают, что за это их будут ругать. У нас в семье взаимопонимание есть. У них в семьях другой тип отношений.
В продолжение нашего с дочкой диалога.
Да, все дети однажды скажут неправду. Зададимся вопросом, как родители относятся ко лжи, как и чему детей учат, как выстраивают с детишками отношения.
Когда ложь обусловлена примером родителей, а не секрет, многие родители позволяют себе солгать в силу разных причин, сложно требовать от ребенка честности. Когда обратить на себя внимание родителей ребенок может только ложью, он обманет. Когда ребенок не умеет осваиваться в новых коллективах, находить новых друзей, выстраивать отношения со сверстниками, он будет привлекать к себе внимание всеми доступными способами, и ложь для этих целей вполне подходит.
Итак, в силу чего дети обращаются ко лжи?
Скрывают непослушание, боясь наказания за какие либо совершенные действия. За ошибки. Стесняются неумения выстраивать отношения в коллективе, заявлять себя. Допущенных ошибок.
Но ведь ошибка - это обратная связь (по Торберту), показатель того, что именно необходимо проанализировать и осмыслить, какие навыки необходимо нарабатывать.
"Поощряйте ошибки. Знаете девиз Силиконовой долины? Ошибаться быстрее, выше, сильнее". Э. Войтжицки
Относясь к ошибкам как к маркерам возможностей, мы используем работу с ними для апгрейда себя. Когда такое же отношение вырабатываем у наших детей, негативное отношение к ошибкам и неумению автоматически сменяется радостью осваивания нового, развивается жизнестойкость. Для этого наша задача - с детства методично воспитывать в ребенке выбор будущего (по Мадди), формируя её в ребенке как собственным примером и отношением к жизни, так и поощряя исследовательский интерес, любознательность и активность, расширяя сферы деятельности ребенка, помогая воспринимать перемены как возможности научиться чему – то новому, воспитывая позитивное отношение к вызовам.
А чтобы детишки делились с нами всеми сложностями и проблемами, важно, чтобы семья строилась на доверии и понимании. Доверие можно и нужно организовывать в процессе постоянных обсуждений, которые сопровождают все цели, задачи, планы и решения, с самого младшего возраста. Ребенок учится думать и действовать все более смело и самостоятельно, гибко корректируя либо нарабатывая алгоритмы действий для различных ситуаций. Создаваемая совместно гармоничная и теплая семейная атмосфера нивелирует такие стандартные сложности, как «боязнь сказать/сделать глупость, страх наказания». Оснащенный интеллектуальными инструментами/ умениями и навыками ребенок, живущий в пространстве взаимопонимания, жизнерадостно и уверенно шагает в будущее, и ложь становится ему не нужна.
В сухом остатке для вывода, думается, могу использовать мысль В.А. Сухомлинского: "Не воспитывайте детей, они всё равно будут похожи на Вас. Воспитывайте себя."
https://vk.com/id39358115?w=wall39358115_470%2Fall
Использованы:
Бронсон, П. «Мифы воспитания. Наука против интуиции» / По Бронсон, Эшли Мерримен ; пер. с англ. Алексея Андреева. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014
Билл Торберт "Исследование действием. Лидерство на острие настоящего" Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2019 г.
Мадди С.Р. "Смыслообразование в процессе принятия решений". С.Р. Мадди / Психологический журнал. Том 26. – 2005 г. – № 6. – С. 87-101.
https://vk.com/@-219635280-hochesh-vospitat-rebenka-nachni-s-sebya-ili-ne-vse-deti