Найти тему

«Колыбельная» на фоне войны

Спектакль "Колыбельная для взрослого мужчины", из архива театра "Спичка"
Спектакль "Колыбельная для взрослого мужчины", из архива театра "Спичка"

В театре «Спичка» Оксаны Половинкиной - летний театральный сезон. Открыл его спектакль «Колыбельная для взрослого мужчины» по пьесе зарубежного драматурга Керен Климовски. Я уже видел этот спектакль, но значительные вещи не грех пересматривать, тем более на фоне текущих событий на фронтах такой близкой к нам войны...

И опять меня «пробило» несколько раз, пришлось глубоко вздохнуть и надолго задержать дыхание, чтобы не подать вида. Особенно на монологе дочери «взрослого мужчины» (Виктория Остапенко), девочки-подростка, когда она рассказывает о своих маленьких бедах, «наглых шнурках» и пчёлах, пропадающих неизвестно куда, а всё потому, что нет папы...

Три женщины: мать, жена и дочь-подросток собирают на войну своего единственного мужчину, при этом в доме происходят странные до абсурда вещи. А разве война — не абсурд, по большому счёту? Подобное рождает подобное. В эпизодах спектакля, репликах актрис проглядывает Достоевский: вечное с запахом низкого, высокое с наглым — они всегда рядом, о чём говорит наш великий писатель.

Эта пьеса Климовски об одной маленькой стране у моря, с апельсиновыми рощами на берегу, где по нечётным годам — война, написана давно, но так актуальна сегодня для нас, для всех больших стран Европы, Америки, Азии и даже Африки: они сегодня далеко от войны, да «нечётный год» не спрашивает разрешения на свой приход.

- Разве можно быть против войны, это же стихийное бедствие, как тайфун?! - пронзительно вопрошает жена «взрослого мужчины» (Светлана Макуева), простой вопрос, а в нём так чувствуется Достоевский. Однозначного ответа здесь нет. Любящая женщина просто любит, бесстыдно любит, что иногда шокирует, но такова жизнь.

Катя Спиридонова великолепно показала сумасбродную, но мудрую мать «взрослого мужчины», она брызжет иронией и самоиронией, на ней держится этот «сумасшедший дом» в сумасшедшее время. Главное — соблюдать священный обряд проводов на войну с сыром «Бри», совершенно ненужным на войне. Этот сыр «Бри» нужен тем, кто ждёт своих мужчин...

Есть в спектакле и наивные моменты, ведь заняты в нём по преимуществу начинающие актрисы, но они так милы, что «не видишь» их вблизи, когда актриса играет рядом с тобой, так близко, что можно дотянуться рукой. К тому же поглощает драматургия режиссёра Оксаны Половинкиной, сочетающая простоту мизансцен с глубиной поставленных проблем.

Затемнённая комната, грубый стол из снятой где-то двери (здесь не до роскоши), то вспыхивает, то почти гаснет свет от лампы на столе — так вспыхивают и гаснут мечты и надежды в этом доме. А «взрослого мужчину» мы так и не увидим, это фигура умолчания, которую каждый зритель понимает по-своему.

Женский взгляд на войну представили Катя Спиридонова, Светлана Макуева и Виктория Остапенко.

Война!

Мир сходит с ума,

Он станет другой,

Не такой...

Я — солдат,

Мои руки в крови,

В своей и в чужой.

Я — герой!

Виктор Каменев

05.05.2023