Найти тему
Alterlit Creative Group™

Рецензия на фильм «Джон Уик 4» / John Wick: Chapter 4

Начинаем неделю с Александром Костиным, который посмотрел четвертую часть боевика с Киану Ривз и делится впечатлениями.

год: 2023
режиссёр: Чад Стахелски
в ролях: Киану Ривз, Донни Йен, Билл Скарсгард, Шамир Андерсон, Иэн Макшейн, Хироюки Санада, Рина Саваяма, Марко Сарор, Лоренс Фишбёрн

Привет зрителям!

Просмотр фильма, в названии которого присутствует порядковый номер, отличающийся от 2, практически всегда подобен визиту к стоматологу — делать этого совершенно не хочется, но другого выхода просто нет. На моей памяти лишь одна многосерийная франшиза — «Resident Evil» — умудрилась не допустить радикального снижения качества материала ближе к третьей серии, но в целом даже именитый «Терминатор» не избежал печальной участи.

Первый «Джон Уик» в своё время стал перезагрузкой не только жанра криминального комикса, но и имиджа Киану Ривза. Актёру, отпраздновавшему своё 50-летие, неожиданно удалось снова привлечь к себе внимание аудитории и найти близкий к идеальному баланс между столь характерной для Киану убийственно серьёзной физиономией и происходящим на экране комедийным действом. Отнюдь не помешали также элементы нуарного стиля, отличный саундтрек и точно отмеренная доза клюквы, и в итоге первая часть франшизы получилась крайне удачной. Но, как известно, лишь пирамиды не боятся времени, и длань Хроноса не сделала исключения для детища Чада Стахелски. Посмотрим же, что осталось от некогда многообещающего проекта.

-2

Сюжет четвёртой части «Джона Уика» не сильно продвинулся по сравнению с любой другой частью франшизы. Главный герой — высококлассный наёмный убийца с белорусскими корнями и типично белорусским именем Джиованни Скоробогатько, после смерти любимой жены пытался порвать с преступным прошлым, но когда негодяи угнали его машину и убили его собаку, был вынужден вернуться в строй и виртуозно расстрелять несколько десятков оппонентов, прежде чем босс русской мафии с не менее типичным русским именем Абрам Тарасофф решил, что дешевле будет договориться и вернул Джону его «Мустанг».

Но столь быстро решённые проблемы в принципе не могут породить сиквелы, поэтому закономерно, что в дальнейшем на протагониста ополчилась итальянская мафия, китайцы, а потом и весь преступный мир планеты, не исключая и древний арабский орден Ассасинов. В результате Джон вынужден бегать по всем пяти континентам, отстреливая всё новых желающих получить награду за его голову, составляющую ажно 14 миллионов баксов. К тому же проблемы героя усугубляются тем, что, согласно видению авторов, вся организованная преступность в мире по сути является единой мега-корпорацией и управляется неким Круглым Столом. Уж не знаю, почему сценаристы так политкорректно обозвали Совет ФедРезерва, но, как бы то не было, Джон Уик умудрился так сильно разозлить элиту глобалистской мафии, что они назначили специального «императора», то есть военного вождя с неограниченными полномочиями по имени маркиз де Грамон, для поимки протагониста.

-3

И теперь у Джона есть только один шанс — вызвать маркиза на дуэль и победить его в смертельном бою. Ясное дело, преступный «белый воротничок», управляющий миллиардной бизнес-империей, непременно примет вызов, ведь законы чести для мафиози — дело святое. Мало того, если уж кто-то на нашей грешной земле всегда играет по правилам и никогда не отступает от своего слова, так это профессиональные уголовники, очевидно же — спросите любого криминалиста.

Но всё не так просто: чтобы добраться до места дуэли, которая назначена в историческом центре Парижа, согласно железным правилам, известным любому пользователю видеоигр, Джону надо будет пройти двух промежуточных боссов: немца-жиробаса по имени Харкан, который знает кунг-фу (делать удары ногами с разворота, имея массу 150 кило и огромное пузо наверняка крайне просто), а также слепого убийцу по имени Кейн (ведь если кто и умеет метко стрелять из пистолета, так это слепой). Хорошо хоть, что главному герою помогут верные друзья — якодзун по имени Коджи, король бомжей Нью-Йорка и таинственный убийца по кличке Мистер Никто. Ну а зрителю остаётся лишь расслабиться и получать удовольствие от попыток Джона произносить отдельные русские фразы вроде «баба-яга картоха драники белаз» — белорусско-цыганская мафия, к которой формально относится протагонист, снова в деле и приносит с собой вагон спелой клюквы.

-4

Первый «Джон Уик», несмотря на явную эстетику комикса, подкупал неонуарной атмосферой и приличной дозой реализма — мотивация персонажей была проста и понятна, бандиты очень жизненно демонстрировали свою тупую животную суть, главный герой не был неуязвимым танком в стиле IDDQD, регулярно менял магазины в оружии, его бронежилет пробивался крупным калибром, удар бампером джипа отправлял его в нокаут, и в целом, его успех, с натяжкой, но всё-таки можно было объяснить природным талантом стрелка, огромным опытом и упорными тренировками. Увы, но последовательно деградируя, к финальному эпизоду франшиза скатилась до уровня прямого конкурента дебильных проектов Marvel.

Все без исключения аспекты четвёртой части «Джона Уика» рассчитаны на детей младшего школьного возраста — максималистский пафос и яркие длинные кадры, диалоги, оставляющие впечатление того, что их писали школьники, абсолютная неуязвимость героя, которого можно скидывать с девятого этажа и пятнадцать раз подряд сбивать машиной, банальная экзотика вроде арабских Ассасинов и белорусских урок, и, что самое главное, полное отсутствие самоиронии.

Стиль видеоигры прослеживается во всём, начиная от оммажа аркадным стрелялкам типа «Eagle’s Nest» до умеющей читать мысли хозяина и автоматически наводиться на цель собаки, от периодически включающегося режима «бесконечные патроны» до абсолютно неуязвимых для пуль бронекостюмов — это, как я понимаю, включается сложность «hard». Ну а полное отсутствие полиции и нулевая реакция публики на перестрелки в самом центре мегаполисов, дуэли на топорах в ночных клубах или на то, что твоя машина только что сбила вооружённого человека, окончательно создают впечатление, что вместо кино нам подсунули недорогой клон GTA, где программисты не сильно напрягались с процессом создания NPC.

-5

Разумеется, с технической стороны фильм выполнен прекрасно, бэкграунд выбран удачно, а экшн-сцены, которые, собственно, и являются специальностью бывшего каскадёра Стахелски, и вовсе поставлены идеально. Но и тут креативную группу подводит полное отсутствие свежих идей — если девять лет назад Джон Уик, пускающий машину в дрифт, одновременно остреливая врагов, смотрелся интересно и оригинально, то третий раз подряд наблюдая один и тот же трюк, трудно не назвать данный процесс самоцитированием.

Разумеется, кинокомиксы, равно как и фантастика, мистика или те же космические оперы вполне имеют право на существование, но в отличие от других жанров, именно в комиксах на первое место выходит гипертрофированный стиль, призванный отвлечь внимание от искусственной природы происходящей на экране глупости. В случае того же знаменитого «Sin City», «Бэтмена» эпохи Бёртона или работ Зака Снайдера, атмосфера идеально подчёркивала отсутствие любой связи с реальностью. Стахелски же, упорно пытаясь использовать понятийную базу жёсткой криминальной драмы в комиксе, разрушает эстетический баланс и подсвечивает наиболее проблематичные логические дыры фильма, тем самым портя всё впечатление. Не знаю, является ли фиолетовый клоунский костюм толстого злодея ироничной отсылкой к Джокеру, но результат получается парадоксальным — изначально задуманная как буффонада дилогия Бёртона по факту смотрится куда более аутентично. Соответственно, уже нет никакого смысла задавать неудобные вопросы вроде того, каким конкретно бизнесом занимается мафия, если имеет возможность не моргнув глазом взорвать небоскрёб в центре Нью-Йорка стоимостью примерно в миллиард, или почему при таких финансовых возможностях его врагов Джон Уик ещё не включён в список спонсоров терроризма, преспокойно летает по всему миру и оперирует банковскими счетами.

Впрочем, любые недочёты, нестыковки и даже изрядную долю идиотизма вполне можно простить, если фильм выполняет основную функцию любого кино, а именно, успешно развлекает зрителя, но, увы, в этой области новый «Джон Уик» не дотягивает даже до показателей середнячка. Телепортация героя с одного континента на другой, абсурдно пафосные диалоги, обильные, но предсказуемые перестрелки и сто раз виданные трюки — всё это вызывает лишь зелёную тоску.

-6

Труппа в фильме подобралась неплохая, но, к несчастью, о игре актёров в кинокомиксе говорить в принципе тяжело. Киану Ривз, как и положено всем уважающим себя звёздам жанра «экшн», лучше всего играет самого себя, но в данном случае сценарий не требует даже минимальных усилий — Ривза преспокойно можно было заменить хоть на манекен с надписью «Джон Уик» и ничего бы не изменилось. Парадоксально, но даже в недавнем «Киберпанке 2077» авторы умудрились выжать из Киану куда больше.

Донни Йен в роли Кейна и Билл Скарсгард в роли маркиза де Грамона представляют собой неудачную попытку придать абсолютно пустым персонажам хоть какой-то объём, обеспечив им единственную отличительную черту. Увы, но столь заезженные клише как «хай-тек Затойчи» или «мерзкий француз, пожирающий лягушачьи лапки» предсказуемо не делают антагонистов менее картонными. Столь же обделёнными глубиной оказались и Шамир Андерсон с Иэном Макшейном, а совершенно одинаковое камео Лоренса Фишбёрна уже в третьем фильме подряд смотрится и вовсе несуразно.

Итог: глупейший, скучный, безбожно затянутый комикс и одновременно фильм-лакмусовая бумажка. Если картина разбудила в вашей душе тёплые чувства, поздравляю, где-то внутри вас ещё не умер ребёнок. Ну а я, как человек взрослый и циничный, всё же порекомендовал бы потратить три часа своей жизни более продуктивно.

P. S. Публика, проголосовав ногами, всего за пару месяцев проката принесла создателям фильма почти полмиллиарда. Это многое говорит внимательному наблюдателю о наших временах.

Александр Костин для портала Альтерлит